№2-5831/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации *** г. Благовещенск Благовещенский городской суд Амурской области в составе: Председательствующего судьи Пасютиной Т.В., При секретаре Назаровой М.Л., С участием помощника прокурора г. Благовещенска - Маловичко Евгении Евгеньевны Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора гор. Благовещенска в интересах Титовой Татьяны Александровны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации У С Т А Н О В И Л: Прокурор гор. Благовещенска, действующий в интересах Титовой Татьяны Александровны, обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия в части не обеспечения средствами реабилитации - световыми и вибрационными сигнализаторами звука, телевизором с телетекстом незаконным, обязании обеспечить инвалида соответствующими средствами реабилитации, в обоснование которого указал, что в прокуратуру г. Благовещенска обратилась Титова Т.А., являющаяся инвалидом детства 2 группы, с жалобой на бездействие Министерства социальной защиты населения Амурской области в части не предоставления ей технических средств реабилитации: световых и вибрационных сигнализаторов звука, телевизора с телетекстом. Согласно индивидуальной программе реабилитации Титова Т.А. нуждается в технических средствах реабилитации: световых и вибрационных сигнализаторах звука, телевизоре с телетекстом. Согласно ст. 11 Федерального закона от *** ***-Ф «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно правовых форм собственности. В соответствии со ст. 11.1 данного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями. С *** полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов возложены на Министерство социальной защиты населения Амурской области. Однако до настоящего времени Титова Т.А. средствами реабилитации не обеспечена, что и послужило основанием для обращения с заявлением в прокуратуру гор. Благовещенска. На основании изложенного, прокурор гор. Благовещенска просил удовлетворить заявленные требования. В судебном заседании представитель прокуратуры настаивала на заявленных прокурором гор. Благовещенска исковых требованиях, доводах искового заявления, в дополнение пояснила, что до настоящего времени ответчиком в добровольном порядке не исполнены возложенные на него обязательства по обеспечению средствами реабилитации инвалида, Министерство социальной защиты Амурской области бездействует. Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: истец, представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области, представители третьих лиц - ГУ Амурское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Правительства Амурской области, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке. Правовая позиция Министерства социальной защиты населения Амурской области изложена в письменном отзыве от ***, согласно которому Министерство социальной защиты населения Амурской области не согласно с исковыми требованиями прокурора гор. Благовещенска, в обоснование возражений указывает, что бездействием в силу законодательства РФ признаётся непринятие мер для исполнения возложенных на государственный орган задач и функций. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется министерством с *** в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Указанные полномочия были переданы соглашением «между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от *** ***. В силу пункта 1.1. части 1 статьи 2 соглашения следует, что предоставление технических средств реабилитации инвалидам осуществляется в порядке определяемом Правительством Амурской области. В соответствии с указанным пунктом соглашения, нормы порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должны распространять своё действие как на вновь обратившихся за техническими средствами инвалидов, так и на инвалидов, подавших заявления на обеспечение техническими средствами реабилитации в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации необходимо было разработать Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который устанавливает определённые сроки для конкурсных процедур. После утверждения *** Правительством РФ соглашения министерство приступило к разработке порядков, регламентирующих механизм предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, предусмотренных соглашением. Министерством в конце *** года было разработано 8 порядков, в том числе и Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Указанный Порядок проходил юридическую экспертизу в Аппарате губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, а также был направлен последним в Прокуратуру Амурской области для проверки его на соответствие действующему законодательству. Из прокуратуры Амурской области письмом от *** ***, адресованным в Аппарат губернатора Амурской области и Правительства Амурской области было предписано устранить ряд замечаний в Порядке. После устранения замечаний Прокуратуры Амурской области Порядок был утверждён постановлением Правительства Амурской области от *** N257. Без указанного Порядка министерство не имело право предоставлять меры социальной поддержки и социальные услуги, предусмотренные соглашением. Однако в целях защиты прав инвалидов министром социальной защиты населения области после поступления в *** года субвенций из федерального бюджета для исполнения переданных в соответствии с соглашением государственных полномочий, было принято решение о закупе средств технической реабилитации для инвалидов в соответствии с нормами закона № 94-ФЗ путём заключения договоров и государственных контрактов. Договор без проведения конкурсных процедур в силу норм закона № 94-ФЗ может быть заключён на закуп одноимённых товаров в квартал на сумму не более *** рублей. С учётом указанной нормы Закона № 94-ФЗ министерством в *** года был заключён договор на сумму *** рубля на оказание услуг по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортопедической обувью (договор *** от ***). Во *** года был заключён договор на оказание услуг по обеспечению протезами нижних конечностей (в том числе чехлами) на сумму *** рублей (договор *** от ***), договор на поставку тростей опорных, костылей на сумму *** (договор *** от ***) и договор на поставку сигнализаторов звука для инвалидов на сумму 16980 рублей (договор *** от ***). Все закупленные на основании указанных договоров технические средства реабилитации относятся к группе одноимённых товаров «аппаратура медицинская». Министерством сформирована заявка на сумму *** рублей на поставку световых и вибрационных сигнализаторов звука путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Указанная заявка подана *** в Управление государственного заказа Амурской области. С победителем электронного аукциона министерством будет заключён государственный контракт в установленный Законом № 94-ФЗ срок, в рамках которого Титова Т.А. будет обеспечена сигнализатором звука световым и вибрационным в порядке очерёдности, сформированной по дате подачи заявления на обеспечение сигнализатором звука световым и вибрационным в соответствии с нормами Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от *** N257. Ее номер очереди 92. Для удовлетворения потребностей граждан, обратившихся за телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, министерством в рамках Закона *** - ФЗ был проведен мониторинг цен на телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, разработана документация и сформирована заявка на проведение электронного аукциона. Заявка в соответствии с нормами Постановления Правительства Амурской области была подана министерством *** в Управление государственного заказа Амурской области для размещения на официальном сайте государственных закупок РФ. Однако, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе только один участник размещения заказа подал заявку на участие в аукционе. Аукционная комиссия *** рассмотрела поступившую заявку на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе и приняла решение об отказе данному участнику в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием сведений, предусмотренных требованиям документации. В связи с этим аукцион признан несостоявшимся. В настоящее время министерством вновь проводится работа, направленная на заключение договоров на поставку телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. ФИО1 стоит в очереди на обеспечение телевизором с телетекстом по *** и будет обеспечена в рамках заключенного государственного контракта, в порядке очередности. Из изложенного следует, что министерство принимает все необходимые действия для исполнения норм соглашения, в том числе и для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Законодательством РФ не определён срок в течение, которого инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации, а потому министерство сроков для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не нарушает. Из письменных возражений Правительства Амурской области от *** следует, что в соответствии с соглашением, утвержденным распоряжением Правительства РФ от *** ***, Правительству Амурской области с *** была передана часть федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Органом, уполномоченным на исполнение переданных полномочий, определено Министерство социальной защиты населения Амурской области. Обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации осуществляется по их заявлениям. В связи с этим необходимо установить поступало ли соответствующее заявление со всеми требуемыми документами в Министерство социальной защиты населения Амурской области. Необходимо также учитывать, что обеспечение граждан техническими средствами реабилитации требует значительных временных затрат, поскольку для этих целей на основании поступивших от граждан заявлений должна быть проведена процедура заключения государственного контракта, установленная Федеральным законом от *** № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, следует принять во внимание, что решение по настоящему делу об обязании обеспечить техническим средством реабилитации может повлиять на права других граждан, поставленных в очередь на обеспечение техническими средствами реабилитации ранее заявителя, т.к. исполнение решения суда может изменить существующую очередность. Министерством социальной защиты населения Амурской области надлежащим образом принимаются меры, направленные на реализацию прав заявителя. Просили суд в удовлетворении исковых требований отказать. Из письменных пояснений Управляющего ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования российской Федерации от *** следует, что в период с *** года по *** год региональное отделение обеспечивало инвалидов техническими средствами реабилитации в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. С *** в связи с передачей функций по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в ведение субъекта Российской федерации, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно - ортопедическими осуществляется Министерством социальной защиты населения Амурской области. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе по инвалидности. Статьями 2, 10 Федерального закона от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. В федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации ***-р от ***, в качестве технических средств реабилитации включены сигнализаторы звука световые и вибрационные, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. В силу положений ст. 11.1 Федерального закона от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ ***-р от ***, Правительству Амурской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Амурской области лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программой реабилитации техническими средствами реабилитации, при этом Правительство Амурской области предоставляет инвалидам технические средства реабилитации в порядке, определяемом правительством Амурской области по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и переданным территориальным органом Фонда социального страхования РФ. Как следует из материалов дела, Титова Татьяна Александровна является инвалидом с детства, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ -2011 ***. Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ на имя Титовой Татьяны Александровны, усматривается, что ей установлена необходимость обеспечения техническими средствами реабилитации - световым и вибрационным сигнализаторами звука, телевизором с телетекстом, срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан - бессрочно, в качестве исполнителя по обеспечению средствами техническими средствами реабилитации указан ФСС. Из материалов дела усматривается и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что Титова Татьяна Александровна принята на учет для получения технических средств реабилитации. Из материалов дела усматривается, что сведения о Титовой Т.А. как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, были переданы ГУ АРО ФСС Министерству социальной защиты населения Амурской области во исполнение Соглашения *** от *** до *** Постановлением Правительства Амурской области *** от *** утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Порядок). В соответствии с п.п. 1,2,3 указанного Порядка он распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ***. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия). Министерством формируется очередь на получение технического средства (изделия) по дате подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия). В порядке очередности министерство оформляет направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку (далее - направление) в трех экземплярах. Один экземпляр направления выдается на руки или высылается по почте инвалиду (ветерану), второй направляется в организацию, отобранную министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечивающую техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), третий экземпляр подшивается в личное дело инвалида (ветерана). Анализ приведенных норм права свидетельствует, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем их предоставления. Поскольку обеспечение средствами технической реабилитации инвалидов способствует реализации основных направлений их реабилитации, создает необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, поэтому обеспечение их такими средствами реабилитации должно быть реальным и осуществляться в максимально короткие сроки, в противном случае инвалиды лишаются права на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Судом установлено, что Титова Т.А. действительно длительное время не обеспечена средствами технической реабилитации инвалидов, и с *** г. она не обеспечена указанными средствами именно Министерством социальной защиты населения Амурской области. На основании приведенных ранее норм усматривается, что действительно Министерство социальной защиты населения Амурской области не имело возможности в отсутствие Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** *** - ОЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако, Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами и реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями был утвержден Постановлением правительства Амурской области *** только ***. Как следует из правовой позиции министерства социальной защиты населения Амурской области и подтверждается материалами дела, ответчиком принимаются все необходимые меря для обеспечения инвалидов области средствами технической реабилитации (разработка Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями, проведение мониторинга цен на средства технической реабилитации, совершение действий по заключению государственных контрактов на поставку ТСР, подготовка документации для проведения торгов в форме открытого электронного аукциона, заключение договоров на поставку ТСР. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Министерства социальной защиты населения Амурской области незаконного бездействия при обеспечении Титовой Т.А, средствами реабилитации. Между тем, обязанность по обеспечению соответствующим средством у ответчика сохраняется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить Титову Татьяну Александровну техническими средствами реабилитации - световым и вибрационным сигнализаторами звука, телевизором с телетекстом, отказав в удовлетворении остальной части иска. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья: Т.В. Пасютина