Решение о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации



                                  № 2-6237/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

***                                                                                                                   г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Исаченко М.В.,

При секретаре Терзи Д.Л.,

С участием помощника прокурора г. Благовещенска - Кузнецовой Т.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах Прилипко Владимира Кирилловича к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ***, действующий в интересах Прилипко Владимира Кирилловича, обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия в части не обеспечения средствами реабилитации - креслом-коляской комнатным для взрослых, обязании обеспечить инвалида соответствующими средствами реабилитации, в обоснование которого указал, что Прилипко В.К. является инвалидом *** группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации Прилипко В.К. нуждается в технических средствах реабилитации: креслом-коляской комнатным для взрослых. Согласно ст. 11 Федерального закона от *** *** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно правовых форм собственности. В соответствии со ст. 11.1 данного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями. С *** полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов возложены на Министерство социальной защиты населения Амурской области. Однако до настоящего времени Прилипко В.К. средствами реабилитации не обеспечен, что и послужило основанием для обращения с заявлением в прокуратуру ***. На основании изложенного, прокурор *** просил удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель прокуратуры настаивала на заявленных прокурором *** исковых требованиях, доводах искового заявления, в дополнение пояснила, что до настоящего времени ответчиком в добровольном порядке не исполнены возложенные на него обязательства по обеспечению средствами реабилитации инвалида, Министерство социальной защиты Амурской области бездействует.

Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: истец, представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области, представители третьих лиц - ГУ Амурское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Правительства Амурской области, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, причина неявки иных лиц, суду не известна. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Правовая позиция Министерства социальной защиты населения Амурской области изложена в письменном отзыве от ***, согласно которому Министерство социальной защиты населения Амурской области не согласно с исковыми требованиями прокурора г. Благовещенска, в обоснование возражений указывает, что бездействием в силу законодательства РФ признаётся непринятие мер для исполнения возложенных на государственный орган задач и функций. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется министерством с *** в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Указанные полномочия были переданы соглашением «между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от *** ***. В силу пункта 1.1. части 1 статьи 2 соглашения следует, что предоставление технических средств реабилитации инвалидам осуществляется в порядке определяемом Правительством Амурской области. В соответствии с указанным пунктом соглашения, нормы порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должны распространять своё действие как на вновь обратившихся за техническими средствами инвалидов, так и на инвалидов, подавших заявления на обеспечение техническими средствами реабилитации в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации необходимо было разработать Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который устанавливает определённые сроки для конкурсных процедур. После утверждения *** Правительством РФ соглашения министерство приступило к разработке порядков, регламентирующих механизм предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, предусмотренных соглашением. Министерством в конце января 2011 года было разработано 8 порядков, в том числе и Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Указанный Порядок проходил юридическую экспертизу в Аппарате губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, а также был направлен последним в Прокуратуру Амурской области для проверки его на соответствие действующему законодательству. Из прокуратуры Амурской области письмом от *** ***, адресованным в Аппарат губернатора Амурской области и Правительства Амурской области было предписано устранить ряд замечаний в Порядке. После устранения замечаний Прокуратуры Амурской области Порядок был утверждён постановлением Правительства Амурской области от *** ***. Без указанного Порядка министерство не имело право предоставлять меры социальной поддержки и социальные услуги, предусмотренные соглашением. Однако в целях защиты прав инвалидов министром социальной защиты населения области после поступления в *** года субвенций из федерального бюджета для исполнения переданных в соответствии с соглашением государственных полномочий, было принято решение о закупе средств технической реабилитации для инвалидов в соответствии с нормами закона *** путём заключения договоров и государственных контрактов. Договор без проведения конкурсных процедур в силу норм закона *** может быть заключён на закуп одноимённых товаров в квартал на сумму не более *** рублей. С учётом указанной нормы Закона *** министерством заключен договор на поставку кресел-колясок для инвалидов на сумму *** рублей (договор от *** ***), договор на поставку кресел- колясок для инвалидов на сумму *** рублей (договор от *** ***), договор на поставку тростей опорных, костылей для инвалидов на сумму *** рублей (договор от *** ***). В рамках указанных договоров обеспечены техническими средствами реабилитации инвалиды в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявлений на обеспечение техническими средствами реабилитации. В рамках государственных контрактов Прилипко В.К. обеспечен креслом-коляской прогулочной, в соответствии в соответствии с нормами Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением правительства амурской области от *** ***, что подтверждается направлением на получение технических средств реабилитации от *** ***. Из изложенного следует, что министерство принимает все необходимые действия для исполнения норм соглашения, в том числе и для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Законодательством РФ не определён срок в течение, которого инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации, а потому министерство сроков для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не нарушает.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе по инвалидности.

Статьями 2, 10 Федеральный закон от *** *** (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации *** от ***, в качестве технических средств реабилитации включены кресла-коляски (комнатные, прогулочные, активного типа).

В силу положений ст. 11.1 Федеральный закон от *** *** (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительства Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ ***-р от ***, Правительству Амурской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Амурской области лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программой реабилитации техническими средствами реабилитации, при этом Правительство Амурской области предоставляет инвалидам в порядке, определенном правительством Амурской области по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и переданным территориальным органом Фонда социального страхования РФ.

Как следует из материалов дела, Прилипко Владимир Кириллович является инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии ***.

Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ на имя Прилипко Владимира Кирилловича, усматривается, что ему установлена необходимость обеспечения техническими средствами реабилитации - креслом-коляской комнатной для взрослого, срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан - бессрочно, в качестве исполнителя по обеспечению средствами техническими средствами реабилитации указан ФСС.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что Прилипко Владимир Кириллович принят на учет для получения технических средств реабилитации.

Из материалов дела усматривается, что сведения о Прилипко Владимира Кирилловича как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, были переданы ГУ АРО ФСС Министерству социальной защиты населения Амурской области во исполнение Соглашения *** от *** до ***

Постановлением Правительства Амурской области *** от *** утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Порядок).

В соответствии с п.п. 1,2,3 указанного Порядка он распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ***. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия). Министерством формируется очередь на получение технического средства (изделия) по дате подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия). В порядке очередности министерство оформляет направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) по форме согласно приложению *** к настоящему Порядку (далее - направление) в трех экземплярах. Один экземпляр направления выдается на руки или высылается по почте инвалиду (ветерану), второй направляется в организацию, отобранную министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечивающую техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), третий экземпляр подшивается в личное дело инвалида (ветерана).

Анализ приведенных норм права свидетельствует, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем их предоставления. Поскольку обеспечение средствами технической реабилитации инвалидов способствует реализации основных направлений их реабилитации, создает необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, поэтому обеспечение их такими средствами реабилитации должно быть реальным и осуществляться в максимально короткие сроки, в противном случае инвалиды лишаются права на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Судом установлено, что Прилипко Владимира Кирилловича действительно длительное время не обеспечен средствами технической реабилитации инвалидов, и с января 2011 г. он не обеспечена указанными средствами именно Министерством социальной защиты населения Амурской области.

На основании приведенных ранее норм усматривается, что действительно Министерство социальной защиты населения Амурской области не имело возможности в отсутствие Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** *** «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако, Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами и реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями был утвержден Постановлением правительства Амурской области *** только ***.

Таким образом, судом установлено, что Министерство социальной защиты населения Амурской области принимает все необходимые меры для обеспечения Прилипко Владимира Кирилловича средствами технической реабилитации, следовательно, в действиях Министерства социальной защиты населения Амурской области незаконного бездействия при обеспечении Прилипко Владимира Кирилловича, средствами реабилитации не имеется. Между тем, обязанность по обеспечению соответствующими средствами у ответчика сохраняется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора *** в интересах Прилипко Владимира Кирилловича к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации - удовлетворить в части.

Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить Прилипко Владимира Кирилловича техническими средствами реабилитации - креслом-коляской комнатной для взрослого.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                   М.В. Исаченко