Решение о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации



                                  № 2-6235/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

***                                                                                                                     г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Исаченко М.В.,

При секретаре Терзи Д.Л.,

С участием помощника прокурора г. Благовещенска - Кузнецовой Т.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах Михайлова Николая Григорьевича к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ***, действующий в интересах Михайлова Николая Григорьевича, обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия в части не обеспечения средствами реабилитации - многоканальным слуховым аппаратом, обязании обеспечить инвалида соответствующими средствами реабилитации, в обоснование которого указал, что Михайлов Н.Г. является инвалидом *** группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации Михайлов Н.Г. нуждается в технических средствах реабилитации: многоканальном слуховом аппарате. Согласно ст. 11 Федерального закона от *** *** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно правовых форм собственности. В соответствии со ст. 11.1 данного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями. С *** полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов возложены на Министерство социальной защиты населения Амурской области. Однако до настоящего времени Михайлов Н.Г. средствами реабилитации не обеспечен, что и послужило основанием для обращения с заявлением в прокуратуру ***. На основании изложенного, прокурор *** просил удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель прокуратуры настаивала на заявленных прокурором *** исковых требованиях, доводах искового заявления, в дополнение пояснила, что до настоящего времени ответчиком в добровольном порядке не исполнены возложенные на него обязательства по обеспечению средствами реабилитации инвалида, Министерство социальной защиты Амурской области бездействует.

Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: истец, представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области, представители третьих лиц - ГУ Амурское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Правительства Амурской области, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, причина неявки иных лиц, суду не известна. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Правовая позиция Министерства социальной защиты населения Амурской области изложена в письменном отзыве от ***, согласно которому Министерство социальной защиты населения Амурской области не согласно с исковыми требованиями прокурора г. Благовещенска, в обоснование возражений указывает, что бездействием в силу законодательства РФ признаётся непринятие мер для исполнения возложенных на государственный орган задач и функций. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется министерством с *** в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Указанные полномочия были переданы соглашением «между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от *** ***-р. В силу пункта 1.1. части 1 статьи 2 соглашения следует, что предоставление технических средств реабилитации инвалидам осуществляется в порядке определяемом Правительством Амурской области. В соответствии с указанным пунктом соглашения, нормы порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должны распространять своё действие как на вновь обратившихся за техническими средствами инвалидов, так и на инвалидов, подавших заявления на обеспечение техническими средствами реабилитации в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации необходимо было разработать Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** *** "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который устанавливает определённые сроки для конкурсных процедур. После утверждения *** Правительством РФ соглашения министерство приступило к разработке порядков, регламентирующих механизм предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, предусмотренных соглашением. Министерством в конце *** года было разработано 8 порядков, в том числе и Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Указанный Порядок проходил юридическую экспертизу в Аппарате губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, а также был направлен последним в Прокуратуру Амурской области для проверки его на соответствие действующему законодательству. Из прокуратуры Амурской области письмом от *** ***, адресованным в Аппарат губернатора Амурской области и Правительства Амурской области было предписано устранить ряд замечаний в Порядке. После устранения замечаний Прокуратуры Амурской области Порядок был утверждён постановлением Правительства Амурской области от *** ***. Без указанного Порядка министерство не имело право предоставлять меры социальной поддержки и социальные услуги, предусмотренные соглашением. Однако в целях защиты прав инвалидов министром социальной защиты населения области после поступления в *** года субвенций из федерального бюджета для исполнения переданных в соответствии с соглашением государственных полномочий, было принято решение о закупе средств технической реабилитации для инвалидов в соответствии с нормами закона *** путём заключения договоров и государственных контрактов. Договор без проведения конкурсных процедур в силу норм закона *** может быть заключён на закуп одноимённых товаров в квартал на сумму не более *** рублей. С учётом указанной нормы Закона *** министерством в *** года был заключён договор на сумму *** рубля на оказание услуг по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортопедической обувью (договор *** от ***). Во *** года был заключён договор на услуги по изготовлению протезами нижних конечностей (в том числе чехлами) на сумму *** рубле (договор *** от ***), договор на поставку тростей опорных, костылей на сумму *** (договор *** от ***) и договор на поставку сигнализаторов звука для инвалидов на сумму *** рублей (договор *** от ***). Все закупленные на основании указанных договоров технические средства реабилитации относятся к группе одноимённых товаров «аппаратура медицинская». Для удовлетворения потребностей граждан, обратившихся за слуховыми аппаратами, в том числе ушными вкладышами индивидуального изготовления, министерством в рамках Закона *** был проведен открытый электронный аукцион. По результатам аукциона заключен государственный контракт *** от *** на сумму *** рубля *** копеек и Государственный контракт на поставку слуховых аппаратов, в том числе с вкладышами индивидуального изготовления от *** ***. В случае, если Михайлов Н.Г. не желает ждать своей очереди на обеспечение техническими средствами реабилитации, он вправе приобрести сверхмощный цифровой аппарата заушного типа за счет собственных средств и обратится за компенсацией произведенных на его приобретение расходов в министерство. Денежные средства на выплату компенсации в министерстве имеются. Из изложенного следует, что министерство принимает все необходимые действия для исполнения норм соглашения, в том числе и для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Законодательством РФ не определён срок в течение, которого инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации, а потому министерство сроков для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не нарушает.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе по инвалидности.

Статьями 2, 10 Федеральный закон от *** *** (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации ***-р от ***, в качестве технических средств реабилитации включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

В силу положений ст. 11.1 Федеральный закон от *** *** (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительства Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ *** от ***, Правительству Амурской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Амурской области лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программой реабилитации техническими средствами реабилитации, при этом Правительство Амурской области предоставляет инвалидам в порядке, определенном правительством Амурской области по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и переданным территориальным органом Фонда социального страхования РФ.

Как следует из материалов дела, Михайлов Николай Григорьевич является инвалидом 3 группы, инвалидность установлена на срок до *** года, что подтверждается справкой серии ***.

Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ на имя Михайлова Николая Григорьевича, усматривается, что ему установлена необходимость обеспечения мероприятиями медицинской реабилитации - многоканальным слуховым аппаратом заушного типа, срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан - ***, в качестве исполнителя указан ФСС.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что Михайлов Николай Григорьевич принят на учет для получения технических средств реабилитации.

Из материалов дела усматривается, что сведения о Михайлове Николае Григорьевиче как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, были переданы ГУ АРО ФСС Министерству социальной защиты населения Амурской области во исполнение Соглашения *** от *** до ***

Постановлением Правительства Амурской области *** от *** утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Порядок).

В соответствии с п.п. 1,2,3 указанного Порядка он распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ***. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия). Министерством формируется очередь на получение технического средства (изделия) по дате подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия). В порядке очередности министерство оформляет направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) по форме согласно приложению *** к настоящему Порядку (далее - направление) в трех экземплярах. Один экземпляр направления выдается на руки или высылается по почте инвалиду (ветерану), второй направляется в организацию, отобранную министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечивающую техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), третий экземпляр подшивается в личное дело инвалида (ветерана).

Анализ приведенных норм права свидетельствует, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем их предоставления. Поскольку обеспечение средствами технической реабилитации инвалидов способствует реализации основных направлений их реабилитации, создает необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, поэтому обеспечение их такими средствами реабилитации должно быть реальным и осуществляться в максимально короткие сроки, в противном случае инвалиды лишаются права на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Судом установлено, что Михайлов Николай Григорьевич действительно длительное время не обеспечен средствами технической реабилитации инвалидов, и с *** г. он не обеспечена указанными средствами именно Министерством социальной защиты населения Амурской области.

На основании приведенных ранее норм усматривается, что действительно Министерство социальной защиты населения Амурской области не имело возможности в отсутствие Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** *** «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако, Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами и реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями был утвержден Постановлением правительства Амурской области *** только ***.

Таким образом, судом установлено, что, Министерство социальной защиты населения Амурской области принимает все необходимые меры для обеспечения Михайлова Николая Григорьевича средствами технической реабилитации, следовательно, в действиях Министерства социальной защиты населения Амурской области незаконного бездействия при обеспечении Михайлова Николая Григорьевича, средствами реабилитации не имеется. Между тем, обязанность по обеспечению соответствующими средствами у ответчика сохраняется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора *** в интересах Михайлова Николая Григорьевича к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации - удовлетворить в части.

Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить Михайлова Николая Григорьевича техническими средствами реабилитации - многоканальным слуховым аппаратом заушного типа.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                   М.В. Исаченко