Решение о нарушении права на досрочное назначение трудовой пенсии



дело № 2-5314/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

***                            г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Рябченко Р.Г.,

при секретаре Островской Р.В.,

с участием истца Сулима М.Н.,

представителя ответчика Евдокимовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сулима Марины Николаевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области о нарушении права на досрочное назначение трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Сулима М.Н. обратилась в суд с настоящим иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (далее ГУ УПФР в г. Благовещенске), в обоснование которого указала, что *** она обратилась в УПФР г. Благовещенска с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью при требуемом специальном стаже 25 лет (в сельской местности и поселках городского типа). В назначении пенсии ей отказали ввиду того, что с *** по *** она работала в СВ с от *** - приказ *** от ***. На основании изложенного просила суд признать отказ неправомерным и включить в стаж период работы с *** по *** в СВ Уточнив заявленные требования, истец просила суд признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** в части не включения периода ее работы с *** по *** в СВ в ее специальный стаж, обязать ответчика включить указанный период ее работы в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ***.

В настоящем судебном заседании истец на уточненных исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что после переименования учреждения, в котором она работала, характер ее работы не изменился, в санаторий приезжали дети с заболеванием туберкулез. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Благовещенске по доверенности Евдокимова Е.В. с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование своих возражений пояснила, что Сулима М.Н. обратилась в УПФР РФ г. Благовещенска *** Страховой стаж на момент подачи заявления составил 24 года и 20 дней, с учетом первого варианта, который исследовал Пенсионный Фонд, специальный стаж составил 23 года и 12 дней - это работа в сельской местности, при требуемых 25 годах. Не были включены в специальный стаж периоды работы, которые обжалует истец, это с *** по *** - 2 года 8 месяцев 19 дней, т.к. СВ не включен в перечень учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, ранее данное учреждение называлось Детский противотуберкулезный санаторий, и он был предусмотрен указанным перечнем при назначении досрочной трудовой пенсии, поэтому периоды работы именно в учреждении под таким названием были включены в специальный стаж. Пенсионный Фонд не имеет полномочий самостоятельно изменять список учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, поэтому на момент подачи истцом заявления, спорный период не был включен в ее специальный стаж, в результате чего не хватило специального стажа для досрочного назначения пенсии.

Заслушав объяснения сторон, а также изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от ***, *** истец обратилась в ГУ УПФР в г. Благовещенске с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Пенсия со снижением возраста в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения согласно пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от *** *** устанавливается лицам при осуществлении такой деятельности не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 3 указанной статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Благовещенске от *** Сулима М.Н в подсчет специального стажа не были включены периоды ее работы, в том числе: с *** по *** (***) - работа в СВ с *** - приказ *** от ***), так как данное учреждение не предусмотрено Списком учреждений, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

Данным решением установлено, что страховой стаж Сулима М.Н. на дату подачи заявления составил 24 года 00 месяцев 29 дней, специальный стаж (работы в сельской местности) - 23 лет 00 месяца 12 дней, в связи с чем в назначении досрочной пенсии истцу было отказано.

С указанным решением ГУ УПФР в г. Благовещенске Сулима М.Н. в части не включения в ее специальный стаж указанного выше периода ее работы не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что данный период подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Рассматривая обоснованность не включения ответчиком в специальный стаж Сулима М.Н. периода ее работы с *** по *** (***) - работа в СВ, суд приходит к следующему.

Как следует из трудовой книжки истца, Сулима М.Н. в период с *** по *** работала в должности *** в ОГУЗ СВ с *** - приказ *** от ***).

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от ***, ответчиком не был включен указанный период работы истца в подсчет ее специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, так как данное учреждение не предусмотрено Списком учреждений, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от *** *** в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от *** ***, включена должность фельдшера-лаборанта в санаториях (в т.ч. детских) для лечения туберкулеза всех форм.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от *** *** «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Для установления характера, специфики и условий осуществленной истцом работы в спорный период, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности фельдшера-лаборанта, судом были изучены документы, представленные истцом.

Из заключения Государственной экспертизы условий труда Сулима М.Н *** от *** следует, что согласно списку санатории (курорты) (в том числе детские), входящие в список учреждений, должны работать в одном из перечисленных направлений, а именно, для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических.

В Детском областном противотуберкулезном санатории «Василек», согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от *** *** «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации», получали лечение: больные с риском рецидива туберкулеза любой локализации; больные, находящиеся в контакте с источниками туберкулезной инфекции; лица с повышенным риском заболевания локальным туберкулезом.

В соответствии с приказом Департамента здравоохранения администрации Амурской области от *** *** СВ

СВ является лечебно-профилактическим учреждением санаторно-курортного типа.

Цели и предмет деятельности учреждения определены уставом от *** *** и лицензией от *** ***. Основными видами деятельности санатория является осуществление санаторно-курортной помощи и услуг по различным специальностям: педиатрия, фтизиатрия, отоларингология, физиотерапия, стоматология, гинекология, а также прочие работы и услуги по применению традиционной терапии, платных сервисных услуг и др. Учреждение принимает на лечение и отдых взрослых и детей от 4 до 16 лет. Срок лечения от 7 до 21 дня.

Таким образом, СВ является учреждением общего вида, без определения конкретного направления, и не относится ни к одному из видов, имеющихся в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***.

Согласно плану, утвержденному министерством здравоохранения Амурской области, за период с *** по *** гг. в СВ было проведено 8 заездов для детей с туберкулезной патологией в количестве 538 человек, в том числе: с *** по *** - 60 человек, с *** по *** - 64 человека, с *** по *** - 69 человек, с *** по *** - 65 человек, с *** по *** - 59 человек, с *** по *** - 75 человек, с *** по *** - 70 человек, с *** по *** - 76 человек.

Заезды были организованы для детей, перенесших или угрожаемых по туберкулезу, относящихся к группам диспансерного наблюдения врача-фтизиатра. На весь срок пребывания в санатории детям назначается химиопрофилактика препаратами группы ГИНК. Все дети получают курс поливитаминов, биостимуляторов природными адаптогенами (элеутерококк, женьшень, аралия, эхинацея), с профилактической целью калий йодид (строго индивидуально), иммуномодуляторы, фитотерапию. Лечебно-охранительный режим санатория подразумевает по своему определению временную смену обстановки от поллютантов, аллергенов и порой нутриентов обычного места пребывания детей, изоляцию от неблагоприятных социальных и психологических факторов. Правильное чередование сна и бодрствования, учебных занятий и отдыха, индивидуальных для каждой возрастной группы, способствует восстановлению нарушенного в результате заболевания функционального состояния организма.

Как установлено ранее, Сулима Марина Николаевна в период с *** по *** гг. работала в СВ ***.

Должностной инструкцией, утвержденной ***, определены обязанности фельдшера-лаборанта: приготовление для работы реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов; регистрация поступающих в лабораторию материалов, обработка их и подготовка к исследованию; проведение забора материала у больных для исследований (кровь на клинический анализ, на сахар, на билирубин и т.д.); проведение стерилизации лабораторного инструментария в соответствии с действующими инструкциями; проведение лабораторных исследований под контролем врача и др.

Кроме того, согласно тарификационных списков среднего медицинского персонала и лицевых счетов, за период ***-*** гг., из которых следует, что персоналу санатория, в том числе Сулима Марине Николаевне, за периоды работы во время заездов для детей с туберкулезной патологией, производилась доплата за вредные условий труда в размере 15 процентов к окладу.

В связи с этим в заключении государственной экспертизы условий труда истца содержится вывод о том, что условия труда истца в периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***, когда в санатории организовывались заезды детей с туберкулезной патологией, соответствовали характеру и условиям труда фельдшера-лаборанта санатория для лечения туберкулеза, что подтверждается квотами путевок на основные заезды, графиками основных заездов, приказами департамента здравоохранения администрации Амурской области, тарификационными списками среднего медицинского персонала, лицевыми счетами, справкой СВ

Таким образом, суд находит установленным, что в указанные периоды, когда в ОГУЗ «Амурский областной детский санаторий «Василек» осуществлялись заезды детей с туберкулезной патологией, условия труда истца соответствовали характеру и условиям труда фельдшера-лаборанта санатория для лечения туберкулеза, и, соответственно, данные периоды подлежали включению в специальный стаж истца для досрочного назначения ей пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Остальная часть спорного периода работы истца не подлежала включению в ее специальный стаж, поскольку работа истца не была связана с лечением туберкулезных больных, а ОГУЗ «Амурский областной детский санаторий «Василек» с *** является лечебно-профилактическим учреждением санаторно-курортного типа общего вида, без определения конкретного направления.

При таких обстоятельствах суд находит выводы комиссии ГУ УПФ РФ в г. Благовещенске, изложенные в протоколе *** от *** в части не включения периодов работы Сулима Марины Николаевны с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в СВ в ее специальный стаж для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости, несостоятельными.

На основании изложенного, решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от ***, которым в специальный льготный стаж истца для досрочного назначения ей пенсии не были включены периоды ее работы, в том числе, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, но которые, как установлено судом выше, подлежат включению в такой стаж, является необоснованным и незаконным, и на ответчика следует возложить обязанность включить указанные периоды работы истца в ее специальный стаж, отказав истцу в удовлетворении остальной части требований о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж.

Поскольку и с учетом данных принятых судом периодов специальный стаж работы истца в сельской местности на момент ее обращения к ответчику за назначением пенсии составил 24 года 03 месяца 13 дней, то есть менее 25 лет, необходимых для назначения пенсии, суд полагает необходимым отказать истцу в удовлетворении ее требований о возложении на ответчика обязанности назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сулима Марины Николаевны удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** в части не включения периодов работы Сулима Марины Николаевны с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с 20 апреля по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в СВ в ее специальный стаж для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области включить периоды работы Сулима Марины Николаевны с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в ее специальный стаж для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения Сулима Марине Николаевне - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                                              Р.Г. Рябченко