Решение о взыскании страховой выплаты и штрафа



                                   Дело № 2-1128/11

                                                                                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                       ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Благова К.С.,

при секретаре Кизикиной О.А.,

с участием: представителя истца Фоменко А.А. - Еремина В.А.,

представителя ОАО «Военно-страховая компания» - Горюнова Р.Ю.,

представителя Военного комиссариата Амурской области и Министерства обороны РФ - Ивановой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фоменко Александра Анатольевича к ОАО «Росгосстрах», в лице филиала «Управление Росгосстраха по Амурской области», о взыскании страховой выплаты и штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Фоменко А.А. обратился в суд с указанным иском, в котором просит взыскать с ОАО «Росгосстрах» в его пользу страховое возмещение в размере *** рублей, и штраф за необоснованную задержку выплаты в сумме *** рублей.

Будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились: истец Фоменко А.А., обеспечивший явку своего представителя, а также представитель ответчика ОАО «Росгосстрах», в лице филиала «Управления Росгосстраха по Амурской области», не представивший суду сведений о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин. При таких обстоятельствах и на основании правил п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, а в ходе судебного разбирательства представителем истца суду были даны устные пояснения о том, что Фоменко А.А. проходил военную службу в должности заместителя военного комиссара - начальника 1 отделения мобилизационного военного комиссариата г. Благовещенска и Благовещенского района. Приказом Командующего войсками ДВО от *** *** истец был уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья по пп. «в» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» *** истцу в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы, была установлена инвалидность второй группы. В период прохождения службы здоровье и жизнь истца были застрахованы на основании ст. 1 Федерального закона от *** *** «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю га оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». На основании данного закона военным комиссаром в адрес ООО «Росгосстрах» (далее - РГС) были направлены документы для выплаты страхового обеспечения. Однако страховщик в нарушение положений ст. 11 указанного закона в установленные законом сроки после получения документов страховое возмещение не выплатил. Отказ в выплате основан на том, что на момент получения заболевания и увольнения с военной службы в 2008 году РГС не имело государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, а действие государственного контракта от *** на истца не распространяется. Истец полагает, что срок наступления страхового случая должен исчисляться не от даты направления документов, а с момента установления заболевания, в связи с чем отвечать по данному иску должно РГС. Так как страховой случай наступил в соответствии с положениями вышеуказанного закона, а инвалидность была получена в связи заболеванием, полученным в период службы, истец полагает отказ ответчика в страховой выплате незаконным и нарушающим положения законодательства РФ. Сумма страхового обеспечения составляет *** рублей, а сумма штрафа за необоснованную задержку ответчиком выплаты, уменьшенная истцом в соответствии со ст. 333 ГК РФ, составляет *** рублей.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленного требования настаивал, пояснив об изложенных в исковом заявлении обстоятельствах.

Представитель ОАО «Российская государственная страховая компания» в представленном суду отзыве иск не признала. В обоснование возражений в отзыве приведены доводы о том, что Фоменко А.А., проходивший военную службу до ***, действительно был уволен в отставку по состоянию здоровья и *** ему установлена инвалидность вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Направляя уведомление о том, что РГС не имеет возможности осуществить страховые выплаты в связи с тем, что Министерство обороны РФ не перечислило в рамках Соглашения о внесении изменений (дополнения) в государственный контракт от *** денежные средства, ответчик руководствовался следующим. Во исполнение Федерального закона от *** *** между Министерством обороны РФ и ОАО «Росгосстрах» был заключен Государственный контракт от *** *** на оказание в *** году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных сил РФ и граждан, призванных на военные сборы. В соответствии с указанным Государственным контрактом ОАО «Росгосстрах» производит выплаты по обязательному государственному страхованию военнослужащим, а также гражданам, призванным на военные сборы, застрахованным с *** по ***, то есть только тем военнослужащим (гражданам, призванным на военные сборы), которые проходили военную службу (военные сборы) в 2009 году.

Пунктом 2 ст. 1 указанного Федерального закона *** определено, что при наступлении страховых случаев, предусмотренных вторым и третьим абзацами ст. 4 настоящего ФЗ, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; Получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).

В целях выполнения указанного требования предусмотрено действие указанного Государственного контракта (выплата страховых сумм) в течение *** года в отношении уволенных с военной службы (отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы) в *** году застрахованных лиц, в случае если гибель (смерть) застрахованного лица наступила до истечения одного года после увольнения с военной службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов либо застрахованному лицу установлена инвалидность до истечения одного года после увольнения с военной службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания в период прохождения военной службы, военных сборов.

В соответствии с п. 1.3 Госконтракта *** от *** застрахованными лицами являются лица, определенные в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от *** *** «О статусе военнослужащих» и Указом Президента Российской Федерации» от *** *** «О штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации».

Таким образом, количество застрахованных по Госконтракту определено в соответствии со штатной численностью Вооруженных сил РФ. Уволенные с военной службы к моменту начала действия Госконтракта лица не входят в штатную численность Вооруженных Сил и на них действие данного Госконтракта не распространяется, за данную категорию лиц, уволенных к моменту начала действия Госконтракта, страховщик страховую премию не получал.

Согласно Методике расчета тарифных ставок и страховых взносов при проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиция, утвержденной *** *** СК и согласованной с Министерством финансов РФ в установленном законодательством порядке, в редакции ***, страховая премия по всему договору исчисляется путем умножения средней страховой премии на одного застрахованного на общее количество застрахованных. При этом количество застрахованных берется по данным Министерства обороны Российской Федерации по состоянию на начало действия контракта, то есть на ***. Таким образом, военнослужащие, которые хоть и были уволены в течение *** года, но входили в общее число застрахованных на *** по договору страхования, заключенному со страховой компанией СК на *** год. В связи с чем страховая премия по данным военнослужащим также была включена в состав страховой премии по договору, которая была перечислена Министерством обороны Российской Федерации СК по состоянию на ***.

Кроме того, согласно п. 3.3 Методики при расчете страховой премии использовался цепочно-лестничный метод, включающий статистику общего количества выплат по страховым случаям за период не менее, чем 4 года, предшествующих расчетному году, поскольку согласно Федерального закона *** время обращения застрахованного за выплатой после наступления страхового случая не ограничено.

Таким образом, застрахованными лицами по данному Госконтракту являются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту или военную службу по призыву в период с *** по *** год, то есть лица, имеющие статус военнослужащего. Обязательства по выплате страховых сумм при осуществлении обязательного государственного страхования лиц, уволенных в *** году с военной службы (граждан, проходивших военные сборы), в том числе, если гибель (смерть) застрахованного лица наступила до истечения одного года после увольнения с военной службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания в период прохождения военной службы, военных сборов, по нашему мнению, несет СК Этого же мнения придерживается и Министерство обороны РФ.

Однако ОАО «ВСК» от выполнения своих обязательств по выплате страховых сумм отказалось, в производстве Арбитражного суда *** находится гражданское дело *** по исковому заявлению Министерства обороны РФ к СК о взыскании убытков в связи с неисполнением обязательств по Договору об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих ВС РФ и граждан, призванных на военные сборы, от ***.

Поскольку СК отказывается выполнять свои обязательства по осуществлению страховой выплаты, то Министерство обороны РФ, в целях восстановления нарушенных прав лиц, уволенных с военной службы, было вынуждено обратиться к ОАО «Росгосстрах» с предложением заключить Соглашение о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт *** от *** на оказание в *** году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, от ***. В соответствии с данным Соглашением Министерство обороны осуществляет перечисление ОАО «Росгосстрах» денежных средств в размере, необходимом для осуществления выплат указанной категории граждан, а ОАО «Росгосстрах» осуществляет перечисление денежных средств непосредственным получателям.

При этом, отношения между Министерством обороны РФ и ОАО «Росгосстрах» в части осуществления указанных выплат представляют собой комиссионные правоотношения, так как за оказание данных услуг ОАО «Росгосстрах» получает комиссионное вознаграждение. В отличие от страховых правоотношений, которые предполагают оплату страховой премии, за счет которой формируются страховые резервы и осуществляются страховые выплаты, то есть страховщик несет ответственность не в пределах полученных страховых премий, а в пределах принятой на себя ответственности по договорам страхования.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что обязанность по выплате страхового возмещения застрахованному лицу в *** году по страховому событию, наступившему в *** году, возникает у СК а ОАО «Росгосстрах», осуществляя выплату страховой суммы в рамках дополнительного Соглашения к Госконтракту *** от ***, действует, как комиссионер, получая за оказанные услуги вознаграждение.

На момент обращения Фоменко А.АК. с заявлением о выплате денежных средств у ОАО «Росгосстрах» отсутствовали денежные средства ввиду того, что Министерство обороны РФ не перечисляет указанные средства. Вместе с тем, *** в Минобороны был сделан запрос для согласования оплаты по Соглашению. Деньги перечислены не были. *** ОАО «Росгосстрах» направило в Минобороны документы военнослужащих, уволенных в *** году, получивших инвалидность (умерших) в *** году для принятия решения. Материалы по выплате страховой суммы в связи с установлением Фоменко А.А. инвалидности в списке под ***. Об этом истец был уведомлен соответствующим письмом. Таким образом, на сегодняшний день основания для выплат у ОАО «Росгосстрах» отсутствуют, а надлежащим ответчиком является СК

Согласно представленному суду отзыву СК, заявленные истцом требования данный соответчик считает подлежащими удовлетворению за счет ОАО «Росгосстрах». В обоснование такой позиции указано, что СК по *** имело с Министерством обороны РФ договорные отношения, связанные с осуществлением обязательного государственного страхования, установленного Федеральным законом *** от ***. Между Министерством обороны РФ и СК *** был заключен Договор «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил РФ и граждан, призванных на военные сборы». В соответствии с п.п. 12.1 Договора он вступил в силу с *** и был заключен на один календарный год. В порядке, определенном статьей 28 Закона ***, была осуществлена оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Победителем названного конкурса признано ОАО «Росгосстрах». В соответствии со статьей 29 Закона *** Министерством обороны Российской Федерации заключен с ОАО «Росгосстрах» соответствующий государственный контракт. Таким образом, в установленном законом порядке в *** году страховщиком по обязательному государственному страхованию военнослужащих Министерства обороны РФ является ОАО «Росгосстрах». В соответствии с п. 8.4.1 Договора СК взяло на себя обязательства по выплате страховых сумм строго в период действия договора, то есть по ***. Таким образом, СК сохранило обязательства по выплате страховых сумм по страховым случаям, произошедшим в период действия Договора от ***, в том числе по случаям установления инвалидности по ***. Иных обязательств Компания на себя не принимала. Министерство обороны РФ страховую премию по страховым случаям *** года в ВСК не перечисляло. Обязательства страховщика, в том числе и в обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, распространяются только на те страховые случаи, которые наступили в период действия договора страхования, заключенного с данным страховщиком страхователем. Согласно сведениям, содержащимся в исковом заявлении, истец уволен с военной службы и исключен из списков личного состава ***, а инвалидность 2-й группы в связи с заболеванием, приобретенным в период прохождения военной службы, установлена истцу ***, то есть до истечения одного года после увольнения с военной службы. В соответствии со ст.4 Федерального закона *** данный случай установления инвалидности является страховым случаем по обязательному государственному страхованию и подпадает под действие Госконтракта, заключенного Министерством обороны РФ с ОАО «Росгосстрах». На основании изложенного требования Фоменко А.А. о взыскании страховой выплаты подлежат удовлетворению за счет средств ОАО «Росгосстрах».

Представитель Военного комиссариата по г. Благовещенску и Благовещенскому району указала суду о нейтральности позиции данного третьего лица по существу спора, подтвердив факты увольнения истца Фоменко А.А. с военной службы в *** году и наступления страхового случая в *** году ввиду установления истцу инвалидности по результатам медицинского освидетельствования.

Выслушав пояснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Фоменко А.А. проходил военную службу в должности заместителя *** г. Благовещенска и Благовещенского района Амурской области в звании старшего подполковника.

Приказом Командующего войсками дальневосточного военного округа от *** *** Фоменко А.А. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (п.п. «в» пункта 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Приказом Военного комиссара г. Благовещенска и Благовещенского района *** от *** *** истец Фоменко А.А. был исключен из списков личного состава военного комиссариата с *** и направлен для постановки на учет в военный комиссариат г. Благовещенска и Благовещенского района.

Согласно справке ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Амурской области» серии *** ***, *** истцу Фоменко А.А. была установлена вторая группа инвалидности, в качестве причины возникновения которой указано на наличие заболевания, полученного в период военной службы.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от *** *** «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (в ред. Федерального закона от *** ***) (далее - Федеральный закон ***), объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.

Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Если жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, то указанным военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам или членам их семей страховые суммы выплачиваются по их выбору только по одному основанию.

Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования. Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

Застрахованными по обязательному государственному страхованию (далее - застрахованные лица) являются военнослужащие (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена) и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица.

Согласно ст. 4 Федерального закона ***, одним из прочих страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона ***, в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, размер страховой суммы, подлежащей выплате инвалиду II группы, составляет 50 окладов.

Согласно ч. 1 той же ст. 5 Федерального закона ***, размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания (далее - оклад) военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица. Размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, исходя из оклада, установленного для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности и имеющего воинское звание, которые аналогичны воинской должности и воинскому званию военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы.

По смыслу указанной нормы, она является законодательной гарантией индексации страховых сумм с учетом темпов роста инфляции, учитывая, что с момента наступления страхового случая и до момента фактического получения страхового возмещения существует определенный временной интервал, связанный с соблюдением установленной процедуры оформления документов, исчисления и выплаты страховых сумм, в течение которого предположительно существовавшие ранее размеры окладов денежного содержания могут претерпеть изменения.

Согласно ст. ст. 11, 13 Федерального закона ***, выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации. Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся застрахованным лицам по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона. Выплата страховых сумм застрахованным лицам (независимо от места прохождения ими военной службы, службы, военных сборов), а в случае их гибели (смерти) - выгодоприобретателям (независимо от места их жительства) производится страховщиком на территории Российской Федерации путем перечисления причитающихся сумм в рублях способом, определенным договором страхования. Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Споры, связанные с обязательным государственным страхованием, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Перечню документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от *** *** (в ред. Постановления Правительства РФ от *** ***), в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, оформляются: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы; справка командира воинской части (военного комиссара, начальника учреждения, руководителя организации) об обстоятельствах наступления страхового случая и размере оклада денежного содержания застрахованного лица; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; копия свидетельства о болезни застрахованного лица или справка военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма; копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации); заявление об отказе застрахованного лица от получения страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, право на которые он имеет в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в случае установления ему инвалидности. Страховая организация, получившая такое заявление, направляет его копии страховым организациям, осуществляющим страхование жизни и здоровья указанных лиц по этим законам и нормативным правовым актам.

Определяя страховщика по обязательному государственному страхованию Фоменко А.А., суд полагает установленным, что страхователем по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья истца является Министерство обороны РФ, которому за счет средств федерального бюджета выделяются средства на осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, и приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, *** между Министерством обороны Российской Федерации и СК был заключен договор об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, предметом которого явилось страхование имущественных интересов военнослужащих Министерства обороны РФ, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанных с их жизнью и здоровьем. Согласно п. 12.1 данного договора он вступил в силу с *** и был заключен на один календарный год.

Дополнительным соглашением к договору от *** его действие было продлено на *** год.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1.2 договора, застрахованными лицами считаются граждане, уволенные с военной службы из Министерства обороны российской Федерации до истечения одного года после увольнения, по страховым случаям, в число которых включено установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы (военных сборов) в Минобороны России либо до истечения одного года после увольнения с военной службы из Министерства обороны России (окончания военных сборов) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (военных сборов).

*** между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Росгосстрах» заключен государственный контракт *** на оказание в *** году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.

Предметом контракта является страхование жизни и здоровья застрахованных лиц в *** г. (пункт 1.1 контракта). Срок действия контракта - с *** по ***.

*** между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Росгосстрах» заключено Соглашение о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт *** от *** на оказание в 2009 году услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы пунктом 2.1, которого предусмотрены дополнительные обязательства по выплате страховых сумм, а именно: помимо страховых случаев, предусмотренных государственным контрактом (пункт 3.1), ОАО «Росгосстрах» обязалось производить выплаты страховых сумм по страховым случаям, предусмотренным абзацами вторым и третьим статьи Федерального закона об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих, в отношении граждан, до истечения одного года после увольнения их с военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если гибель (смерть) или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период с *** по ***. Выплаты страховых сумм производятся до ***

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации *** *** «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Обстоятельства наступления страхового случая, ввиду установления Фоменко А.А. инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, сторонами не оспаривались, в связи с чем расцениваются судом как достоверно установленные.

Учитывая что Фоменко А.А. имеет право на получение страхового возмещения, поскольку ему установлена инвалидность до истечения одного года после увольнения с военной службы в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, выплата страхового возмещения установлена Соглашением о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт *** от ***, суд приходит к выводу о том, что обязанность по выплате истцу страхового возмещения лежит на ОАО «Росгосстрах», являющемся страховщиком по указанному контракту.

При этом судом учитывается позиция Верховного Суда РФ, отраженная в имеющейся в материалах дела копии определении *** от ***, подтверждающая наличие у ОАО «Росгосстрах» обязанности по выплате страхового возмещения лицам, уволенным с военной службы в *** году, которым установлена инвалидность до истечения года с момента увольнения с военной службы, в силу условий заключенного между Министерством обороны РФ и ОАО «Росгосстрах» соглашения о внесении изменений (дополнений) в государственный контракт *** от ***.

Между тем, как следует из доводов искового заявления и подтверждается материалами дела, ответчиком ОАО «Росгосстрах» было отказано истцу в выплате страхового возмещения со ссылкой на заключение государственного контракта между Министерством обороны и СК

Данный отказ, при наличии выше установленных судом обстоятельств наличия обязанности по произведению истцу выплаты страхового возмещения именно у ОАО «Росгосстрах», расценивается судом в качестве необоснованного.

Оснований для освобождения ОАО «Росгосстрах» от выплаты страховой суммы, предусмотренных ст. 10 Закона ***, судом не установлено.

В силу ст.8 Закона *** обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.

Договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя) и включает соглашение о застрахованных лицах, об обязательствах и ответственности страхователя и страховщика, перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю), а также периодичность внесения страхователем страховых взносов.

Заключая с федеральным органом исполнительной власти указанный договор, страховщик тем самым принимает на себя обязательство по предоставлению застрахованным лицам (выгодоприобретателям) установленного законом страхового обеспечения. И хотя такое обязательство возникает для него из гражданско-правового договора, по которому застрахованные лица выступают в качестве выгодоприобретателей, страховщик, осуществляя выплату страховых сумм, действует во взаимоотношениях сними от имени государства, то есть выполняет одновременно и публичную функцию, реализуя вытекающую из Конституции Российской Федерации обязанность государства компенсировать вред, причиненный жизни или здоровью этих лиц. Принятие на себя страховщиком данной функции не освобождает, однако, страхователя от выполнения своих договорных обязательств перед страховщиком (а государство - от обязанности обеспечивать надлежащее финансирование указанных расходов) и не исключает ответственность за их неисполнение (Постановление Конституционного Суда РФ от *** *** «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» в связи с жалобой гражданина МА»).

С учетом изложенного суд полагает необоснованными доводы представителя ответчика ОАО «Росгосстрах» об отсутствии у данного лица обязанности по выплате истцу страховой суммы, поскольку финансирование данных расходов обеспечивается государством.

При этом судом учитывается, что из представленной копии решения Арбитражного суда *** от ***, вынесенного по результатам рассмотрения гражданского дела по иску Министерства обороны Российской Федерации к Страховому открытому акционерному обществу «ВСК» о взыскании убытков, составляющих возмещение иному лицу - ОАО «Росгосстрах» расходов по выплате им в *** году страхового возмещения лицам, подлежащим страхованию Министерство обороны РФ, по страховым случаям, произошедшим в *** году, усматривается, что в удовлетворении заявленных истцом требований было отказано.

В этой связи, учитывая наличие установленных судом обстоятельств, указывающих на незаконность отказа ответчика ОАО «Росгосстрах» в выплате истцу страхового возмещения, а также вышеприведенные положения ст. 5 Федерального закона *** и представленную суду справку военного комиссариата Амурской области *** от ***, из которой усматривается, что оклад Фоменко А.А. по штатной воинской должности составляет *** рублей, оклад по воинскому званию *** рублей, размер страховой суммы, подлежащей взысканию в пользу истца составляет *** рублей ((*** руб. + *** руб.) х 50).

Указанную денежную сумму суд полагает подлежащей взысканию в пользу истца с ответчика ОАО «Росгосстрах».

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона *** выплата страховых сумм производится страховщиком в 15 дневный срок со дня получения документов необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Согласно представленному суду сообщению военного комиссариата Амурской области от ***, адресованного Фоменко А.А., представленные им документы для проведения страховой выплаты были направлены в ОАО «Российская государственная страховая компания» *** гола.

Исходя из положений указанной нормы закона и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, суд приходит к выводу об обоснованности требования о взыскании с ОАО «Росгосстрах» в пользу Фоменко А.А. штрафа за необоснованную задержку выплаты страхового возмещения. Применяя правила ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд соглашается с приведенным истцом расчетом размера заявленного ко взысканию штрафа, исчисленного за период с *** по *** в сумме *** рубля (*** руб. х 1% х 423 дня), и уменьшенным до суммы страховой выплаты в размере *** рублей. В этой связи с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в сумме *** рублей, а всего *** рублей.

Кроме того, на основании правил ст. 103 ГПК РФ, по правилам ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ОАО «Росгосстрах» в доход местного бюджета муниципального образования г. Благовещенск подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворяемого искового требования, в сумме *** рублей, от уплаты которой (пошлины) истец был освобожден при подаче иска в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Фоменко Александра Анатольевича удовлетворить.

Взыскать с ОАО «Росгосстрах» в пользу Фоменко Александра Анатольевича страховой возмещение в размере *** рублей, а также штраф на неосновательную задержку выплаты, в сумме *** рублей, всего взыскать в сумме *** рублей.

Взыскать с ОАО «Росгосстрах» в доход местного бюджета муниципального образования г. Благовещенск государственную пошлину в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.С. Благов