Дело №2 - 6697/2011 именем Российской Федерации г. Благовещенск *** Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Шульга И.В., при секретаре Морозкиной М.В., с участием представителя ответчика Гадимова Д.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брусникова Александра Владимировича к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, устранении допущенного нарушения УСТАНОВИЛ: Брусников А.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением к УФСИН по Амурской области. В обоснование заявленных требований указал, что проходит службу в УФСИН России по Амурской области в качестве старшего инспектора организационно-аналитического отдела с *** года по настоящее время. Его семья, состоящая из 4х человек не обеспечена жильем по установленным нормам. В связи с этим он обратился в УФСИН России по Амурской области с рапортом о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь сотрудников УФСИН России по Амурской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответом от *** ему было отказано в постановке в очередь. Основанием к отказу в постановке на учет нуждающихся явилась телеграмма ФСИН России от ***, согласно которой постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы сотрудников УИС после *** неправомерна, если постановка на учет по месту службы не предусмотрена законом субъекта РФ. Обратившись в органы местного самоуправления с аналогичным требованием, ему было разъяснено, что оснований для признания его нуждающимися в получении муниципального жилья на основании договора социального найма не имеется, так как семейный доход не позволяет признать его малоимущим, что является обязательным условием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Считает отказ УФСИН России по Амурской области неправомерным и незаконным. Просит суд признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Амурской области по жилищно-бытовым вопросам от *** *** о признании меня нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь сотрудников УФСИН, нуждающихся в улучшении жилья; обязать УФСИН России по Амурской области рассмотреть вопрос о постановке Брусникова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Определением от *** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация г. Благовещенска, Брусникова Ю.Н., Брусников Д.А., Брусникова П.А. Истец Брусников А.В., третьи лица - представитель администрации г. Благовещенска, Брусникова Ю.Н., Брусников Д.А., Брусникова П.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с правилами ст. 113 ГПК РФ. Истец просил рассмотреть дело в его отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке. В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, пояснил, что постановка на учет в качестве нуждающегося осуществляется органом местного самоуправления, УФСИН по Амурской области таким органом не является, основанием для отказа истцу в постановке на учет является отсутствие у УФСИН по Амурской области таких полномочий. В письменном отзыве представитель администрации г.Благовещенска исковые требования поддержал, считает требования обоснованными, подлежащими удовлетворению, пояснил, что в рамках реализации Постановления Правительства РФ от *** ***, Приказом ФСИН РФ от *** *** была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на *** - *** годы" в уголовно-исполнительной системе (далее Инструкция). Согласно данной Инструкции для участия в подпрограмме с целью улучшения жилищных условий сотрудники учреждений и органов УИС должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся решением жилищно-бытовой (жилищной) комиссией учреждения или органа УИС, полномочиями по постановки на учет сотрудников учреждений и органов УИС обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС, но не как не органы местного самоуправления. Согласно положениям ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а именно определенные категории граждан: малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, ветераны, сироты, инвалиды). Какой-либо федеральный закон, указ Президента РФ или закон субъекта РФ, позволяющий органам местного самоуправления ставить на учет нуждающихся граждан, по категории - сотрудников учреждений и органов УИС отсутствует. Считает отказ УФСИН о принятии на учет в качестве нуждающегося истца по мотивам отсутствия у УФСИН указанных полномочий и их наличия у органа местного самоуправления не основан на законе и является недействительным. Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы настоящего дела, суд пришел к следующим выводам. Как установлено судом, с *** года по настоящее время Брусников А.В. проходит службу в УФСИН России по Амурской области в должности инспектора организационно - аналитического отдела. *** Брусников А.В. обратился к ответчику с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Как следует из протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам от *** *** УФСИН по Амурской области при рассмотрении данного заявления Брусникова А.В. было отказано в связи с тем, что постановка на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений сотрудников ФСИН России по месту службы с *** не проводится и осуществляется исключительно органами местного самоуправления. В обоснование было указано на телеграмму ФСИН России от ***. Таким образом, основанием для отказа послужило отсутствие, по мнению ответчика, соответствующих полномочии ФСИН России по признанию сотрудников нуждающимся в предоставлении жилых помещений. Тем самым по существу вопрос о постановке Брусникова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не рассматривался. Согласно Постановления Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» утвердившим «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» (далее Правила) предусмотрено право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более на участие в подпрограмме для получения государственного жилищного сертификата (п. 5 Правил). В рамках реализации Постановления Правительства РФ от *** *** Приказом ФСИН РФ от *** *** была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в уголовно-исполнительной системе (далее Инструкция). Согласно п. 3 положениям указанной Инструкции для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению *** к Правилам по месту постановки па жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка. Из положений п. 4 Инструкции для получения сертификата сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют вместе с заявлением (рапортом), еще и выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке па учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати, за исключением граждан, подлежащих переселению из поселков. Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что для участия в подпрограмме с целью улучшения жилищных условий сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся решением жилищно-бытовой (жилищной) комиссии учреждения или органа УИС. Из п. 7 Инструкции, также следует, что организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете в нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) УИС по месту расположения поселка. Также для получения сертификатов представитель территориального органа образовательного учреждения УИС представляет в ФСИН России доверенности на их получение, заверенную начальником территориального органа, образовательного учреждения и оттиском мастичной печати, оригиналы учетных дел участников подпрограммы, а также их копии, заверенные начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и оттиском мастичной печати (п. 24 Инструкции). ФСИН России на основании информации, предоставляемой государственным заказчиком подпрограммы направляет в территориальные органы, образовательные учреждения УИС, вручившие сертификаты, выписки из реестра оплаченных сертификатов которые являются основанием для снятия учреждениями (органами) УИС гражданина -участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), как реализовавшего свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом (п. Инструкции). Таким образом, полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы в силу указанных норм права обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС, но не органы местного самоуправления, в связи с чем доводы представителя УФСИН по Амурской области являются необоснованными. УФСИН по Амурской области не применил указанные нормы закона, руководствуясь лишь телеграммой ФСИН России от ***, которая нормативным актом не является. При этом ответчиком не было учтено, что органы ФСИН России в связи с вступлением в силу ЖК РФ утратили право постановки на учет сотрудников по нормам жилищного законодательства для обеспечения жильем на условиях социального найма, о чем и указано в телеграмме ФСИН России от ***. Однако в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», вопросы которой телеграмма ФСИН России от *** не затрагивает, такое полномочие ФСИН России прямо предусмотрено в целях предоставления государственных жилищных сертификатов. В нарушение указанных выше правовых норм, которыми на УФСИН по Амурской области возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановки Брусникова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчик отказал Брусникову А.В. в решении данного вопроса. На основании изложенного, отказ УФСИН России по Амурской области, выраженный в протоколе комиссии по жилищно-бытовым вопросам от *** *** в постановке Брусникова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по мотивам отсутствия у УФСИН по Амурской области указанных полномочий является незаконным. Поскольку по существу вопрос о нуждаемости Брусникова А.В. в улучшении жилищных условий не рассматривался, и наличие для этого оснований уполномоченным органом не проверялось, суд считает необходимым возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Брусникова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах требования Брусникова А.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Брусникова Александра Владимировича к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, устранении допущенного нарушения - удовлетворить. Признать незаконным отказ Управления федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области в решении жилищно-бытовой комиссии от *** в постановке Брусникова Александра Владимировича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; Обязать Управление федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Брусникова Александра Владимировича. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья И.В. Шульга