Дело № 2-6753/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Кизикиной О.А.,
с участием: помощника прокурора г. Благовещенска Назаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Челбышева Андрея Ивановича, к Администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Челбышева А.И., обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Челбышеву А.И. жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.
Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от ***, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Администрация *** Амурской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области.
Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились истец Челбышев А.И., представитель Администрации г. Благовещенска просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, представители Министерства финансов РФ, Министерства финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин суду не представившие. При таких обстоятельствах и на основании п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В обоснование заявленного в иске указано, а в ходе судебного разбирательства помощником прокурора г. Благовещенска Назаровой Т.В. суду были даны устные пояснения о том, что *** в прокуратуру г. Благовещенска поступило заявление Челбышева А.И. о нарушении Администрацией г. Благовещенска его жилищных прав как сироты, в связи с непредоставлением жилья, а также с просьбой о защите его жилищных прав и интересов в судебном порядке. Из заявления следует, что Челбышев А.И. не имеет жилья, не учиться и не работает. Решением Свободненского городского суда от *** *** истца - ГГ и ИП признаны безвестно отсутствующими. Постановлением вице-мэра г. Благовещенска от *** *** отделу по учет и распределения жилья было предписано поставить несовершеннолетнего Челбышева А.И. на учет на внеочередное предоставление по окончании учебного заведения. В период до *** года Челбышев А.И. обучался в специальной (коррекционной) школе-интернате *** ***. В период с *** по *** гг. - обучался в профессиональном училище *** ***. До настоящего времени Администрация г. Благовещенска не выполнила обязанность по предоставлению Челбышеву А.И., проживающему на территории г. Благовещенска, жилья во внеочередном порядке, что является нарушением его жилищных прав.
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска на удовлетворении заявленного требования настаивала, пояснили об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Позиция представителя Администрации г.Благовещенска изложена в представленному суд отзыве, согласно доводам которого ответчик иск не признает. В обоснование возражений указано, что согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, по мнению представителя ответчика, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит. Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от *** ***.
Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** *** предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению вне очереди жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.
В рамках реализации переданных полномочий было принято Постановление Правительства Амурской области от *** *** «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** - *** годы». Согласно механизму реализации программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации программы, в части определения строительных площадок, обеспечения строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований на территории которых будет осуществляться строительство.
Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные Министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма. Однако до настоящего времени в собственность муниципального образования г. Благовещенска Министерством имущественных отношений Амурской области жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не переданы, в связи с чем, Администрация г. Благовещенска лишена возможности исполнить переданные полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан.
Таким образом, Администрация г. Благовещенска, является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку субъектом РФ органу местного самоуправления не переданы необходимые для предоставления жилые помещения.
Выслушав пояснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***), граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Из материалов дела видно, что решением Свободненского городского суда от *** мать истца - ГГ и отец истца - ИП признаны безвестно отсутствующими.
Постановлением вице-мэра г. Благовещенска от *** *** отделу по учету и распределению жилья было предписано поставить несовершеннолетнего Челбышева А.И. на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в детском государственном учреждении или обучения в учебном заведении.
Постановлением мэра г. Благовещенска Амурской области *** от *** Челбышев А.И. принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства как сирота.
Из справки *** от *** следует, что Челбышев А.И. является инвалидом с детства, ему бессрочно установлена вторая группа инвалидности.
Согласно свидетельству *** от ***, в *** году Челбышев А.И. закончил обучение в специальной (коррекционной) школе-интернате *** *** Амурской области.
Из свидетельства *** от *** следует, что в период с *** по *** истец Челбышев А.И. обучался в профессиональном училище *** *** Амурской области.
Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ *** от *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ***-ОЗ от *** (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ Челбышев А.И. имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.
Обстоятельства отсутствия у Челбышева А.И. в собственности либо на условиях социального найма жилого помещения для проживания подтверждаются сведениями, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, Отделом по ЖКХ и благоустройству Администрации *** Амурской области.
Согласно выписки из протокола *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Благовещенска от ***, комиссией принято решение выделить свободную комнату *** в общежитии по ***, распределить койко-место сироте Челбышеву А.И.
Из справки МУП г. Благовещенска «Единый информационно-расчетный центр», отметки в паспорте истца, следует, что Челбышев А.И. с *** зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Благовещенск, ***, общежитие, комната ***.
Предусмотренные указанным ранее Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Постановлением Правительства Амурской области от *** *** был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным постановлением губернатора области от *** ***
Пунктом 7 утвержденного Губернатором Амурской области Порядка предусмотрено, что орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, а также получения в собственность муниципальных образований жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, на реализацию данных полномочий принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Согласно приложению ***.1 к Закону Амурской области *** от ***, в бюджете Амурской области на *** год предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе, для муниципального образования г. Благовещенска - в размере ***.
Однако, как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение истцу Челбышеву А.И. органом местного самоуправления - Администрацией г. Благовещенска, постановлением которой истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предоставлено.
Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации г. Благовещенска.
При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров. Указанную обязанность ответчик вплоть до настоящего времени - надлежащим образом не исполнил.
С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, заявленное в интересах Челбышева А.И., о предоставлении ему жилого помещения в г. Благовещенске по договору социального найма - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что Администрацией г. Благовещенска осуществила все юридически значимые действия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и ее вины, как органа местного самоуправления, в том, что такие помещения не были приобретены или возведены в соответствии с долгосрочной целевой программой, - не могут быть приняты судом во внимание ввиду несостоятельности.
По мнению суда, само по себе наличие указанных обстоятельств не освобождает Администрацию г. Благовещенска от имеющейся у нее законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При этом доводы о недостаточности размера выделяемых средств на приобретение жилья указанной категории граждан, а также о наличии долгосрочной целевой программы, направленной на строительство жилья для указной категории граждан, судом не принимаются во внимание, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению жилья указанным категориям граждан, возложенной на них действующим жилищным законодательством РФ, не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней, а также наличия либо отсутствия принятых органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих программ, направленных на обеспечение такой категории граждан жильем. Поступление таких субвенций в размере, недостаточном для обеспечения возложенных на муниципальное образование функций и социальных обязанностей, равно как и сроки, устанавливаемые различными долгосрочными целевыми программами, не могут являться основанием для освобождения муниципального образования от исполнения таких обязанностей и функций.
С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Челбышева А.И., следует удовлетворить, обязав Администрацию г. Благовещенска предоставить Челбышеву А.И. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма. При этом судом учитывается, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Челбышева Андрея Ивановича, - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Челбышеву Андрею Ивановичу жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов