Дело № 2-6754/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Кизикиной О.А.,
с участием: истца Колосова Н.С.,
представителя Правительства Амурской области - Калининой Л.Э.,
представителя Министерства финансов РФ - Корниловой Ю.В.,
представителя ГУ МЧС России по Амурской области - Селезневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колосова Николая Степановича к Правительству Амурской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Колосов Н.С. обратился в суд с указанным иском, в котором просит: 1) признать за Колосовым Н.С. право на получение государственного жилищного сертификата, как гражданином *** Амурской области, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории Амурской области в *** года, из расчета 18 кв. метров на человека, а одинокого человека 33 кв. метров общей площади; 2) обязать Правительство Амурской области включить Колосова Н.С. в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с наводнением, произошедшим на территории Амурской области в *** года; 3) обязать Правительство Амурской области направить указанный список в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки проекта решения Правительства РФ о выдаче Правительству Амурской области бланка сертификата.
Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от ***, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайны ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В суд не явился представитель третьего лица Администрации *** Амурской области, просивший согласно заявлению от *** о рассмотрении дела в свое отсутствие. При таких обстоятельствах и на основании правил ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, а в ходе судебного разбирательства истцом суду были даны устные пояснения о том, что *** ЗГ начала сброс воды *** водохранилища, что привело к возникновению чрезвычайной ситуации в *** и ***, выразившейся в затоплении жилых домов в *** и ***. Квартира *** *** в *** Амурской области также попала в зону затопления. Указанная квартира повреждена в результате затопления поднявшейся при сбросе воды через гидросооружение ЗГ Квартира *** в *** по ул.. Портовая и земельный участок принадлежит Колосову Н.С. на праве собственности, что подтверждается договором передачи квартиры в собственность от *** и договором купли-продажи квартиры с земельным участком от ***. Постановлением Главы города *** Амурской области от *** *** был утвержден реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания Межведомственной комиссией по признанию жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности муниципального образования *** непригодными для проживания, в результате чрезвычайной ситуации, введенной на территории *** в *** года. В данный реестр включена квартира истца, расположенная по адресу: ***. Постановлением Губернатора Амурской области *** от *** также был утвержден реестр жилых домов *** и *** непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации, в который (реестр) включен и ***. Администрацией *** был сформирован и утвержден список граждан *** района Амурской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации *** года. На основании указанного списка граждан на уровне субъекта Амурская область формировались списки на получение государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС), однако в этот список истец включен не был. Главой *** и работниками городской администрации истцу было разъяснено, что в случае получения государственного жилищного сертификата каждый из граждан - получателей сертификата будет лишаться прав на признанное аварийным жилье, которое будет отключено от всех систем жизнеобеспечения (отопление, электроэнергия, водоснабжение) и в последующем снесено. В то же время, имея намерение продолжать проживать в своем жилом доме, в который на протяжении длительного времени были вложены значительные материальные затраты, истец с письменным заявлением о выдачи ГЖС в администрацию *** истец не обращался, равно как не подавал заявление о включении его в указанный выше список. В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от *** *** «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Согласно Порядку и условиям выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденному МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Согласно постановлению Правительства РФ от *** *** «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Названным постановлением установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации и выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29-33 квадратных метра общей лошади на одинокого гражданина. Постановлением Правительства РФ от *** *** установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Согласно Порядку выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов. На сегодняшний день истец, являясь собственником жилого помещения и земельного участка, фактически осуществлять свои права собственника не имеет возможности, так как его квартира признана непригодной для проживания, включена в соответствующий реестр и сведения об этом переданы всем учреждениям, осуществляющим регистрацию права собственности, постановку на учет по месту жительства. В этой связи истец не имеет возможности распорядиться своей собственностью, продать, подарить или обменять квартиру, зарегистрировать в ней своих родственников. Федеральным законодательством установлена лишь одна причина отказа в выдаче сертификата, а именно - Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов определено, что лицам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются. Истец какую-либо компенсацию в связи с утратой своего жилья не получал. Таким образом, до настоящего времени не получив жилищный сертификат, утрата имущества истцу никак не восполнена. На неоднократные обращения в администрацию *** была дана рекомендация обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснив об изложенных в исковом заявлении обстоятельствах. Дополнительно суду пояснил, что на момент произошедшего летом *** года наводнения поврежденное в результате этого наводнения жилое помещение не являлось для него (Колосова Н.С.) единственным местом жительства, так как на тот момент в собственности у истца имелось другое жилое помещение - квартира ***, в которой он и проживал на момент наводнения. До настоящего времени имеет намерение использовать квартиру *** *** по прямому назначению для проживания.
Представитель Правительства Амурской области иск Колосова Н.С. не признала, в обоснование возражений привела доводы о том, что основой для подготовки списков граждан, лишившихся жилья либо его части, является решение межведомственной комиссии, принимаемое на основании акта ТИ Госстроя России о признании пострадавшего объекта жилищного фонда не подлежащим восстановлению. На основании полученного заключения комиссии администрация *** должна принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с упомянутым в иске Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов от *** *** граждане получают государственные жилищные сертификаты в финансовом органе субъекта, предъявляя документы, удостоверяющие личность, и расписываясь в реестре сертификатов. Данный Порядок регулирует правоотношения в процессе получения пострадавшими гражданами уже поступивших в субъект РФ сертификатов и не регулирует спорные правоотношения. В соответствии с гражданским законодательством граждане вправе защищать в судебном порядке свои законные права, нарушенные физическим или юридическим лицом. Истец полагает, что Правительством области нарушены его права на жилье и возмещение ущерба, а также права собственника недвижимого имущества по распоряжению этим имуществом. Вместе с тем, как следует из вышеизложенного, законодательство Российской Федерации не предусматривает включение граждан в списки получателей сертификатов без их волеизъявления. Тогда как истцом не представлено доказательств его обращения в *** году в Правительство области и представления документов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в целях реализации права на сертификат в установленном порядке. Более того, истец подтвердил суду тот факт, что он не обращался в компетентный орган власти с заявлением о включении его в спорный список в *** году, по причине боязни лишиться жилья. Таким образом, виновность ответчика в нарушении права на включение в список на получение жилищного сертификата не только не доказана, но и опровергнута самим же истцом. Помимо прочего, под сомнение ставится само обстоятельство утраты Колосовым Н.С. жилья, так как он продолжает использовать квартиру *** г. *** по назначению и это жилье не утратил. При таких обстоятельствах, а также учитывая, что указанная квартира не является единственным жильем для истца, заявленные им требования не подлежат удовлетворению.
Согласно позиции представителя Администрации *** Амурской области, изложенной в представленном суду письменном отзыве, заявленные Колосовым Н.С. требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежащими. В обоснование указано, что при составлении списка граждан, лишившихся жилья, в администрацию города *** приглашались жители города, чьи жилые дома были включены в реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания, утвержденный постановлением Главы города Зеи от *** ***. Дом истца был включен в данный реестр под порядковым номером 57. В соответствии с пунктом 3 Порядка и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов для включения в списки пострадавших гражданами должны быть представлены в органы исполнительной власти - заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. На этом основании всем гражданам указанной категории и предлагалось написать заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, однако истцом такое заявление написано и подано не было. В этой связи у комиссии по оценке ущерба, причиненного сбросом воды из Зейского водохранилища, отсутствовали предусмотренные законом основания для включения граждан, в том числе и истца, отказавшихся от представления указанных документов, в списки на получение государственного жилищного сертификата. Таким образом, права истца нарушены не были.
Явившиеся в судебное заседание представители Министерства финансов РФ и ГУ МЧС России по Амурской области также возражали против удовлетворения заявленных истцом требований.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Колосов Н.С. является собственником квартиры ***, расположенной в двухквартирном доме *** Амурской области, а также расположенного под данной частью дома и прилегающего к нему земельного участка, площадью 1471 кв. метров, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права серии *** и *** от ***.
Также судом установлено, что *** ЗГ был начат сброс воды с Зейского водохранилища, что привело к возникновению чрезвычайной ситуации в *** и ***, выразившейся в затоплении жилых домов на указанной территории. Принадлежащая истцу квартира ***, расположенная в двухквартирном доме *** Амурской области попала в зону затопления и была повреждена.
Постановлением Главы *** Амурской области *** от *** был утвержден реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания Межведомственной комиссией по признанию жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности муниципального образования *** непригодными для проживания, в результате чрезвычайной ситуации на территории *** в *** года. Из утвержденного данным постановлением Реестра усматривается, что за *** в него была включена квартира ***.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от *** ***-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от *** *** «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Этим же постановлением установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации. Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Как было указано истцом, ему государственный жилищный сертификат, как лицу, лишившемуся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, до настоящего времени не выдан, чем нарушаются его права на получение от государства предусмотренной вышеназванными законоположениями компенсации.
Оценивая заявленные истцом требования и доводы, приведенные в их обоснование, на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от *** ***, Министерством чрезвычайных ситуаций РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, согласно которому государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 2 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от *** *** «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» предусмотрено, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Из совокупности приведенных положений действующего законодательства, регулирующих порядок предоставления государством компенсаций в виде государственных жилищных сертификатов гражданам, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, усматривается, что такая мера государственной поддержки предоставляется гражданам лишившимся именно единственного пригодного для проживания жилого помещения.
Между тем, как было указано истцом в ходе судебного разбирательства, на момент наводнения, произошедшего в *** года на территории *** и *** Амурской области, в результате которого принадлежащая ему квартира *** была затоплена и в последующем признана непригодной для проживания, данное жилое помещение не являлось его постоянным и единственным местом жительства, где он был зарегистрирован, поскольку в собственности у него имеется также и иное жилое помещение - квартира *** расположенная по ***, площадью 29 кв. метров.
В этой связи, учитывая, что возможность предоставления государственных жилищных сертификатов в соответствии в вышеназванными нормами права распространяется лишь в отношении граждан лишившихся единственного пригодного для проживания жилого помещения, судом не усматривается достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленного истцом требования о признании за ним права на получение такого сертификата, равно как и опосредованных от него требований о возложении на Правительство Амурской области обязанности включить истца в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с наводнением, произошедшим на территории Амурской области в *** года, и направить данный список в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки решения Правительства РФ о выдаче Правительству амурской области бланка сертификата,
При этом судом учитывается, что за получением государственного жилищного сертификата в соответствии с Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов, истец в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, с приложением к нему необходимого перечня документов не обращался. Имеющееся в материалах дела заявление Колосова Н.С. о выдаче ему государственного жилищного сертификата от ***, адресованное на имя Главы администрации *** Амурской области, в качестве поданного с приложением к нему всех необходимых документов расценено судом быть не может, поскольку согласно его тексту к нему была приложена лишь копия паспорта истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Колосову Николаю Степановичу в удовлетворении искового заявления к Правительству Амурской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанностей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов