Решение о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, сохранении индивидуального жилого дома в реконструированном состоянии



                                    Дело № 2-6687/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благовещенск        ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Кузьминой Е.В.,

При секретаре Возыка О.В.,

С участием представителя истца Булгаковой Н.А., представителя ответчика - администрации г. Благовещенска Проказина Д.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колмаковой Светланы Васильевны к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, сохранении индивидуального жилого дома в реконструированном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

Колмакова С.В. обратилась в Благовещенский городской суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что в соответствии с договором дарения жилого дома и земельного участка от *** она является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***. Без наличия на то соответствующего разрешения была произведена самовольная реконструкция указанного жилого дома, в результате которой общая площадь жилого дома составила 77,2 кв.м., жилая площадь 57,8 кв.м. После произведенной реконструкции истцом были оформлены технический и кадастровый паспорта на жилой дом, на которых был проставлен штамп о том, что разрешение на реконструкцию на предъявлено. При обращении в Управление Росреестра по Амурской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, истцу было указано, что в государственной регистрации ей будет отказано, т.к. не предъявлено разрешение на реконструкцию, посоветовали обратиться в администрацию г. Благовещенска. Однако при обращении в администрацию г. Благовещенска с соответствующим заявлением ответом администрации г. Благовещенска от *** *** в выдаче разрешения на реконструкцию истцу было отказано. Истец пояснила, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ***, с разрешенным использованием под индивидуальное жилье, используется ею по непосредственно назначению, старый жилой дом был не удобен для проживания, стеснял проживание в нем семьи истца, в связи с чем, истцом была произведена его реконструкция. В настоящее время жилой дом используется истцом в соответствии с назначением. Технические решение соответствуют требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий.

На основании изложенного, истец просила суд признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска от *** *** в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по *** г. Благовещенска Амурской области, сохранить индивидуальный жилой дом по ***                           г. Благовещенска Амурской области в реконструированном состоянии.

В судебное заседание истец Колмакова С.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, имеется ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившегося истца, обеспечившего явку в судебное заседание своего представителя. При данных обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося истца.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации г. Благовещенска в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Колмаковой С.В., суду пояснил, что письмом администрации г. Благовещенска от *** *** истцу было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию по следующим основаниям. В соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилищного строительства. Истцом к заявлению от *** ***-з не приложен градостроительный план земельного участка. В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов. Градостроительные регламенты установлены в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от *** ***. Согласно указанным правилам, земельный участок по *** г. Благовещенска расположен в территориальной зоне центра обслуживания, деловой и коммерческой активности жилого района многоэтажной застройки (***). Размещение индивидуальных жилых домов до трех этажей в зоне *** не отнесено ни к основным, ни к условно разрешенным видам использования. В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешений на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч. 7 и 9 настоящей статьи или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Кроме того, пояснил, что несмотря на отсутствие разрешения на реконструкцию истцом все же были произведены работы по реконструкции индивидуального жилого дома. С заявлением о получении разрешения на реконструкцию истец обратилась в администрацию г. Благовещенска уже после того, как была произведена реконструкция. В связи с изложенным, просил отказать в удовлетворении исковых требований Колмаковой С.В.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что по договору дарения жилого дома и земельного участка, заключенному *** между ВМ (даритель) и Колмаковой С.В. (одаряемый), Колмаковой С.В. в дар был принят жилой дом, состоящий из двух комнат, этажность 1, с назначением: жилое здание, общей площадь 36,9 кв.м., расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***, кадастровый номер ***, а также земельный участок, общей площадью 675 кв.м., с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***, принадлежащие дарителю на праве собсвтенности на основании постановлении мэра г. Благовещенска от *** ***.

Указанным постановлением мэра г. Благовещенска ВМ в собственность (бесплатно) был предоставлен земельный участок *** с кадастровым номером ***, площадью 675 кв.м. из категории земель поселений Северной планировочной зоны, имеющий адресный ориентир - жилой дом по адресу: ***, в квартале ***, используемый для индивидуального жилья, согласно прилагаемому плану земельного участка.

Право собственности Колмаковой С.В. на указанные выше объекты недвижимого имущества было зарегистрировано Управлением Росреестра по Амурской области ***, в подтверждение чего истцу выданы свидетельства о государственной регистрации права от *** ***, ***.

При этом судом учитывается, что на основании разрешения архитектурно-строительного комитета *** от ***, приказа архитектурно-строительного комплекса администрации г. Благовещенска *** от *** в *** году ВМ было произведено строительство пристройки к жилому дому, расположенному по ул*** г. Благовещенска, в результате чего общая площадь жилого дома составила 36,9 кв.м.

Судом установлено, что в целях повышения эффективности использования жилого дома, используемого для проживания семьи истца, в *** году истцом было произведено строительство пристройки к жилому дому по *** г. Благовещенска, в результате чего общая площадь жилого дома увеличилась до 77,2 кв.м., жилая площадь составила 57,8 кв.м., при этом жилой дом остался одноэтажным. Данные обстоятельства подтверждаются представленным техническим паспортом на жилой дом, расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***, инвентарный ***, кадастровый номер ***, составленным по состоянию на               ***.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от *** ***, кадастровый выписке о земельном участке от *** ***, местоположение принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка установлено относительно ориентира - жилой дом, расположенный в границах земельного участка по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***, площадь земельного участка составляет 675 кв.м., земельному участку присвоен кадастровый номер ***, разрешенное использование - индивидуальное жилье.

Из материалов гражданского дела усматривается, что в целях внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество относительно технических характеристик объекта недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, *** Колмакова С.В. обратилась в администрацию                        *** с заявлением, вход. *** от ***, о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ***, квартал *** г. Благовещенска.

На указанное заявление *** за исх. *** администрацией                г. Благовещенска Колмаковой С.В. был дан ответ о том, что при проведении проверки наличия прилагаемых к заявлению документов, предусмотренных ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, установлено отсутствие градостроительного плана земельного участка. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков обязаны соблюдать требования градостроительных регламентов. Градостроительные регламенты устанавливаются в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от *** *** (в редакции от *** ***). Согласно Правилам, земельный участок по *** расположен в территориальной зоне центра обслуживания, деловой и коммерческой активности жилого района многоэтажной застройки (***). Размещение индивидуальных жилых домов до 3 этажей в территориальной зоне *** не отнесено ни к основным, ни к условно разрешенным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. По смыслу ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок с назначением «индивидуальное жилье» и прочно связанный с ним объект недвижимости - жилой дом по адресу: *** не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальной зоны ***, т.к. данный вид использования не входит в перечень видов разрешенного использования. На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ администрацией г. Благовещенска Колмаковой С.В. было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по адресу: ***, в квартале ***.

Таким образом, судом установлено, что в выдаче истцу разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по *** г. Благовещенска, администрацией г. Благовещенска было отказано по двум основаниям: во-первых, в связи с тем, что земельный участок с назначением «индивидуальное жилье» и прочно связанный с ним объект недвижимости - жилой дом по *** г. Благовещенска не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальной зоны Ц-2, т.к. данный вид использования не входит в перечень видов разрешенного использования, во-вторых, ввиду отсутствия градостроительного плана земельного участка.

Проверяя законность и обоснованность данного ответа администрации                          г. Благовещенска, суд исходит из следующего.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капительного строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу ч.ч. 11, 13, 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

По смыслу ч.ч. 1, 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

При этом в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Согласно ст.ст. 30, 8 Градостроительного Кодекса РФ, ст. 11 Земельного Кодекса РФ виды разрешённого использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесён к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В Правилах землепользования и застройки территорий устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешённого использования земельных участков.

Согласно ст. 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утверждённых решением Благовещенской городской Думы от *** ***, данные Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в городе Благовещенске систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Правил в градостроительных регламентах в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.

Территориальные зоны на карте градостроительного зонирования установлены Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от *** ***.

Судом установлено, подтверждается представленной суду выкопировкой из карты градостроительного зонирования, что принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***, расположен в зоне *** «Зона центра обслуживания деловой и коммерческой активности жилого района многоэтажной застройки».

Согласно ст. 21.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от *** ***, зона *** является зоной, выделенной для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения. Помимо объектов местного уровня в данной зоне могут быть размещены объекты федерального, регионального и общегородского значения. Градостроительный регламент данной зоны не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов до 3 этажей ни в качестве основного, ни в качестве условно разрешенного вида разрешенного использования.

При этом согласно ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Вместе с тем судом учитывается, что в рассматриваемом случае усматривается конфликт публичного и частного интереса собственника земельного участка, которому по смыслу ст. 209 ГК РФ принадлежит право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.

Аналогичные права собственника земельного участка закреплены в ст. 260 ГК РФ. Как, земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ и ч. 1 ст. 260 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

В соответствии с ч. 1 и п. 4 ч. 2, ч.ч. 3 - 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, они устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Системное толкование вышеперечисленных норм и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и невключение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, каких-либо ограничений ее прав в период заключения договора дарения земельного участка не существовало, что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права *** от ***, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***, в которых имеются отметки об отсутствии ограничений в использовании земельного участка.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика суду не представлено допустимых доказательств, подтверждающих введение к моменту рассмотрения спора в суде ограничений прав собственника по отношению к спорному земельному участку.

В соответствии с постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 675 кв.м., был предоставлен ВМ в собственность для индивидуального жилья.

Аналогичные положения о разрешенном использовании (назначении) земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу:                      г. Благовещенск, ***, содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от *** ***, кадастровой выписке о земельном участке от *** ***. При этом в особых отметках не указано на наличие ограничений прав, вносимых в соответствии с п.п. 9 п. 2 ст. 7, п. 4 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Вид разрешенного использования земельного участка, определенный в момент принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность, до настоящего времени не изменен, доказательств обратного не представлено, в кадастровый выписке на земельный участок не содержится.

Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утверждённые решением Благовещенской городской Думы от *** *** (с последующими изменениями), являются муниципальным нормативным правовым актом, целью разработки которых, как указано в ч. 2 ст. 1 является создание условий для устойчивого развития территории города Благовещенска, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территории города Благовещенска; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При этом названные Правила не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с градостроительными регламентами, определяя территориальные зоны, не устанавливают ограничений прав собственников индивидуальных жилых домов на реконструкцию объектов индивидуального строительства, расположенных на принадлежащих им на праве собственности земельных участках, в зависимости от территориальных зон.

Что касается положений ст.ст. 2, 18 и 51 Градостроительного кодекса РФ, в них также не содержится прямого запрета на реконструкцию жилого дома, а закрепляются положения о том, что выдача разрешений на строительство должна осуществляться на основе градостроительных норм, разрешение на строительство должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких случаев опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, что не установлено в ходе судебного заседания. Таким образом, в соответствии с постановлением мэра г. Благовещенска от *** ***, кадастровой выпиской о земельном участке от *** ***, разрешенным видом использования земельного участка, принадлежащего Колмаковой С.В. на праве собственности, является индивидуальное жилье, что не противоречит указанным нормам.

Кроме того, судом учитывается, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела классификатор видов разрешенного использования земельных участков в установленном порядке не принят, в связи с чем, доводы ответчика о несоответствии вида разрешенного использования земельного участка под индивидуальное жилье не основаны на законе.

Помимо этого, с учетом того, что индивидуальный жилой дом по *** г. Благовещенска, этажностью 1, является *** года постройки, постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 675 кв.м., имеющий адресный ориентир - жилой дом по адресу: ***, в квартале ***, был предоставлен ВМ в собственность для индивидуального жилья, судом учитывается, что ответчиком суду не представлено доказательств соблюдения при установлении градостроительных регламентов требований п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

При данных обстоятельствах, а также учитывая, что право собственности истца на индивидуальный жилой дом и земельный участок, в границах которого он находится, в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано, вопрос о выкупе объектов недвижимости, принадлежащих истцу, в установленном порядке не решался, суд полагает, что вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований для запрета осуществления истцом реконструкции индивидуального жилого дома. Отказ в выдаче разрешения на реконструкцию свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.

Рассматривая ссылку администрации г. Благовещенска в обоснование отказа в выдаче разрешения на реконструкцию на отсутствие градостроительного плана земельного участка, суд исходит из следующего.

Действительно согласно п. 2 ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ к числу документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство относится градостроительный план земельного участка.

Вместе с тем судом учитывается, что Федеральным законом от ***            *** «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 51 Градостроительного кодекса РФ была дополнена ч. 9.1, устанавливающей, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. Часть 13 ст. 59 Градостроительного кодекса РФ дополнена предложением, устанавливающим, что неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Указанные изменения вступили в законную силу с ***, а, следовательно, подлежали применению при рассмотрении администрацией                                г. Благовещенска заявления Колмаковой С.В. о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, поданному в администрацию г. Благовещенска           ***, вход. ***.

Согласно пункту 1 статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

В соответствии с пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** «О подготовке градостроительных планов земельных участков на территории г. Благовещенска» управление архитектуры и градостроительства администрации города, являющееся структурным подразделением администрации г. Благовещенска, уполномочено на подготовку градостроительных планов земельных участков в виде отдельных документов на территории города Благовещенска.

Принимая во внимание положения п. 9.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, вступившие в законную силу с ***, а, следовательно, подлежащие применению при рассмотрения заявления Колмаковой С.В., поступившему в администрацию г. Благовещенска ***, учитывая, что органом уполномоченным на подготовку градостроительных планов земельных участков в виде отдельных документов на территории города Благовещенска является управление архитектуры и градостроительства администрации города, являющееся структурным подразделением администрации г. Благовещенска, суд полагает, что администрацией                    г. Благовещенска Колмаковой С.В. необоснованно отказано в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по причине отсутствия градостроительного плана земельного участка, поскольку указанный градостроительный план по смыслу изложенного подлежал истребованию администрацией г. Благовещенска в уполномоченном органе, в случае непредставления его заявителем самостоятельно.

Несостоятельной суд считает и ссылку представителя администрации                                 г. Благовещенска на невозможность выдачи разрешения на уже произведенную реконструкцию индивидуального жилого дома.

При этом судом учитывается, что действующим законодательством, в частности ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не содержится запрета на обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением о получении разрешение на уже произведенную реконструкцию. Частью 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрена возможность отказа в выдаче разрешения на строительства в отношении уже возведенного полностью либо частично объекта капитального строительства, а, следовательно, и на произведенную реконструкцию. Напротив, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ *** и Высшего Арбитражного Суда РФ *** от *** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении спора о признании права собственности на самовольную постройку, разрешение на строительство которой отсутствует, суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

При данных обстоятельствах, суд находит требования Колмаковой С.В. о признании незаконным ответа администрации г. Благовещенска от *** за исх. *** об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, *** 84, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем при рассмотрении требований истца о сохранении жилого дома по *** г. Благовещенска Амурской области в реконструированном состоянии, судом учитывается, что нормами действующего законодательства, в том числе Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, ГПК РФ, полномочия суда по сохранению объекта капитального строительства в реконструированном состоянии не предусмотрены. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ *** и Высшего Арбитражного Суда РФ *** от *** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (в частности, произведенную в отсутствие разрешения на реконструкцию, в случае, когда его получение требуется в соответствии с действующим законодательством, в том числе и при условии, что в выдаче подобного рода разрешения было отказано), распространяются положения ст. 222 ГК РФ, ч. 3 которой предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При этом судом учитывается, что согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение в пределах заявленных истцом требований.

При данных обстоятельствах, исходя из предмета заявленных истцом требований, принимая во внимание, что требования о признании права собственности на объект капитального строительства, возникший в результате реконструкции, истцом не заявлены, оснований для удовлетворения исковых требований Колмаковой С.В. о сохранении индивидуального жилого дома по *** г. Благовещенска Амурской области в реконструированном состоянии, судом не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным ответ администрации г. Благовещенска от *** за исх. *** об отказе Колмаковой Светлане Васильевне в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ***.

Остальные исковые требования Колмаковой С.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, - с ***.

Председательствующий: