Решение об оспаривании отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения гаражей



                                   Дело № 2-6819/11

                                                                                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благовещенск                          ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Благова К.С.,

при секретаре Кизикиной О.А.,

с участием: истца Сопина С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сопина Сергея Николаевича, Сопиной Юлии Сергеевны к Администрации г. Благовещенска об оспаривании отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения гаражей,

УСТАНОВИЛ:

Сопин С.Н., Сопина Ю.С. обратились в суд с заявлением, оформив которое в качестве искового согласно письму от ***, просят: 1) признать отказ Администрации г. Благовещенска в предварительном согласовании места размещения объекта, не соответствующим ст. 31 ЗК РФ; 2) обязать Администрацию г. Благовещенска принять решение о предварительном согласовании Сопину С.Н., Сопиной Ю.С. места размещения двух гаражей, утверждающее акт о выборе земельного участка от *** ***.

Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: истец Сопина Ю.С., представитель ответчика Администрации г. Благовещенска, не представившие суду сведений о причинах неявки и доказательств уважительности таких причин. При таких обстоятельствах и на основании правил п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, а в ходе судебного разбирательства истцом Сопиным С.Н. суду были даны устные пояснения о том, что *** Сопиным С.Н. и Сопиной Ю.С. в администрацию города Благовещенска в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации подано заявление о выборе земельного участка для строительства двух гаражей. *** заместителем главы администрации города дан ответ о том, что администрация намерена выставить на торги запрашиваемые истцами земельные участки; договор аренды земельного участка будет заключен с победителем аукциона. Данный ответ, являющийся по существу отказом в завершении выбора земельного участка для строительства и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, истцы полагаю незаконным, исходя при этом из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ администрация города Благовещенска обеспечила выбор земельного участка для строительства, соответствующий акт о выборе *** от *** согласован в установленном порядке.

В том числе схема расположения земельных участков согласована главным специалистом отдела территориального планирования управления главного архитектора администрации города Благовещенска П.В. Баторовым, который в заключении указал, что запрашиваемый вид разрешенного использования соответствует градостроительному зонированию установленному Правилами землепользования и застройки. Решение о разработке документации по планировке территории администрацией города Благовещенска не принималось; согласовано при условии соблюдения п.3.3 ч. 3 ст. 19 Правил».

С целью соблюдения п. 3.3 ч. 3 ст. 19 Правил землепользования и застройки, с учетом требований комиссии по выбору земельных участков для строительства *** истцами в администрацию города Благовещенска дополнительно представлены: обоснование условно разрешенного вида использования участка в квартале *** г Благовещенска, выполненное проектной мастерской Базис; кадастровый паспорт территории; схема расположения земельных участков к заседанию комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов *** от *** с заключением главного специалиста отдела территориального планирования управления главного архитектора. В последующем, от специалистов администрации города Благовещенска стало известно о том, что проект постановления о предварительном согласовании истцам места размещения гаражей подготовлен и проходит согласования в структурных подразделениях администрации города. Кроме этого в *** года специалист общего отдела администрации по телефону сообщил о том, что постановление о предварительном согласовании места размещения гаража издано и истцам следует прийти в общий отдел и забрать свои экземпляры. При обращении в администрацию за получением решения о предварительном согласовании места размещения гаража, в общем отделе администрации сообщили, что постановление возвращено исполнителю.

Позднее, письмом от *** *** за подписью *** города Благовещенска КМ истцов уведомили о том, что в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации проведена процедура выбора запрашиваемого земельного участка для строительства и принято решение о возможности размещения объекта на запрашиваемом земельном участке; в соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации в газете «Благовещенск» *** (***) от *** опубликована информация о возможном предоставлении запрашиваемого истцами земельного участка для строительства объекта.

Отказ в завершении выбора земельного участка для строительства по заявлению истцов, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения гаража, противоречит п. 5 ст. 30 и ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные нормы, как впрочем и другие нормы Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности отказа в предварительном согласовании места размещения объекта после того как выбор земельного участка для строительства состоялся. Кроме этого, Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих необходимость проведения торгов на земельные участки, выбор которых состоялся по заявлениям заинтересованных лиц.

Напротив, п. 5 ст. 30 и ст. 31 Земельного кодекса установлена довольно четкая последовательность действий органов местного самоуправления по рассмотрению заявления заинтересованного в предварительном согласовании места размещения соответствующего объекта лица. Пункт 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предписывающий обязательное предварительное информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка не означает опубликование информации о состоявшемся выборе земельного участка с целью выявления лиц, заинтересованных в приобретении на торгах земельного участка, выбор которого состоялся по заявлению конкретного лица. Такое информирование направлено, прежде всего, на обеспечение реализации гражданами принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Именно на этой стадии заинтересованными гражданами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, либо выявлены граждане, права которых могут быть нарушены предоставлением запрашиваемого земельного участка. Иное толкование п. 3 ст. 31 ЗК РФ, в частности, применение этой нормы для выявления заинтересованных в предоставлении запрашиваемого земельного участка лиц с целью получения от них соответствующих заявок на этапе после такого информирования, ставит под сомнение исполнимость норм земельного законодательства, регламентирующих порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов и необходимость такого порядка как такового. Исходя же из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство после такого публичного информирования уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта. При этом, совершение действий, определенных п.6 ст. 31 ЗК РФ следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа. В связи с тем, что вслед за информированием населения не было выявлено обстоятельств, препятствующих размещению объекта в соответствии с подготовленным актом выбора, администрация города Благовещенска обязана была принять решение о предварительном согласовании места размещения двух гаражей по поданному истцами заявлению от ***.

Подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации содержит указание на необходимость информирования с целью выявления заинтересованных лиц в приобретении прав на земельные участки. Однако указанная норма подлежит применению лишь в случае проведения процедуры предоставления прав на земельные участки для строительства без предварительного согласования, то есть на торгах, сформированные в установленном порядке. В соответствие же с п. 1 ст. 30 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования и с предварительным согласованием места размещения объектов, различен. А поэтому произвольное изменение администрацией города Благовещенска порядка предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием с целью предоставления земельного участка, выбор которого произведен по заявлению заинтересованного лица, без предварительного согласования, является нарушением общих принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, а также специальных норм, регламентирующих порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Кроме этого, отказ администрации города Благовещенска в предварительном согласовании истцам места размещения гаражей в *** квартале г. Благовещенска нарушает экономические права истцов, так как ими были произведены затраты, связанные с процедурой выбора земельного участка для строительства и обоснованием возможности строительства гаражей именно на запрашиваемом земельном участке; социальные права, так как в случае предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на торгах, возможность приобретения прав на запрашиваемый ими земельный участок будет зависеть от имущественного положения его участников. Отказ администрации города Благовещенска в предварительном согласовании истцам места размещения объектов ограничивает их в правах на приобретение прав на земельный участок для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, установленном статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и создает препятствия к осуществлению этих прав. Допущенные администрацией города Благовещенска нарушения прав и свобод гражданина и препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод будут устранены в случае принятия администрацией города Благовещенска решения о предварительном согласовании истцам места размещения двух гаражей в квартале ***, утверждающее акт о выборе земельного участка от *** ***.

В судебном заседании истец Сопин С.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснив об изложенных в исковом заявлении обстоятельствах. В дополнение пояснил, что при информировании населения путем размещения в газете «Благовещенск» публикации от *** ответчиком Администрацией г. Благовещенска фактически произведена подмена понятий. Так, вместо информирования о том, что в администрацию города подана заявка о выборе земельного участка под размещение двух гаражей, ответчиком была опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства и объявлено о приеме заявок на предоставление. При этом истец Сопин С.Н. не оспаривал, что размещение гаражей на запрашиваемом земельном участке в *** квартале г. Благовещенска действительно относится к условно-разрешенному виду использования этого участка, в связи с чем в силу ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации действительно требуется обсуждение вопроса о предоставлении разрешения на размещение на этой участке гаражей путем проведения публичных слушаний.

Как следует из представленного суду представителем Администрации г. Благовещенска отзыва на исковое заявления, заявленные истцами требования ответчик полагает необоснованными и удовлетворению не подлежащими. В обоснование возражений в отзыве указано, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих незаконность решения администрации, позволяющих сделать вывод о том, что они были совершены в нарушение требований действующего законодательства. В результате рассмотрения выбора земельных участков, указанных в заявлениях истцов, была установлена пригодность запрашиваемых земельных участков для размещения гаражей. Вместе с тем, согласно Постановлению Президиума Высшего арбитражного суда РФ от ***, *** с целью обеспечения реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса), публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц:, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Содержащееся в указанном Постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Таким образом, действия администрации г. Благовещенска в части намерения по выставлению на торги земельного участка были осуществлены полностью в соответствии с официальным толкованием ст.ст. 30, 31 ЗК РФ, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Выслушав пояснения истца и исследовав доказательства дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, *** Сопин С.Н. и Сопина Ю.С. обратились на имя и.о. главы администрации г. Благовещенска с заявлением, в котором просили рассмотреть возможность выбора двух земельных участков для размещения гаражей в *** квартале г. Благовещенска.

Во исполнение своей обязанности по обеспечению выбора земельного участка, Управлением организации городского строительства Администрации г. Благовещенска составлен акт *** о выборе земельного участка для размещения объектов от ***, согласно которому предметом выбора является земельный участок, площадью 29,8 кв.м., расположенный в квартале *** г. Благовещенска, территориальная зона - санитарно-защитные зоны предприятий (***), вид использования - условно разрешенный вид использования.

Из исследованного в ходе судебного разбирательства акта о выборе земельного участка для размещения объекта, судом установлены обстоятельства согласования места размещения объекта со всеми заинтересованными лицами и надзорными органами.

Также из материалов дела следует, что Комиссией по выбору земельных участков для строительства было принято решение о возможности размещения объектов (гаражей) на запрашиваемом земельном участке.

*** истцами, с учетом требований Комиссии, в администрацию г. Благовещенска дополнительно были представлены: обоснование условно-разрешенного вида использования участка в квартале *** г. Благовещенска; кадастровый паспорт территории; схема расположения земельных участков.

В дальнейшем, что также не оспаривается сторонами, администрацией г. Благовещенска в газете «Благовещенск» *** от *** была размещена информация о возможном предоставлении запрашиваемого истцами земельного участка для строительства объекта.

Как следует из адресованного истцам письма Администрации г. Благовещенска от ***, в течении одного месяца после опубликования указанной информации в Администрацию г. Благовещенска поступили заявления на получение указанного земельного участка для строительства объекта, в связи с чем у Администрации г. Благовещенска возникло намерение выставить на торги право на заключение аренды запрашиваемого земельного участка при условии получения разрешения на условно-разрешенный вид использования, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от *** ***, по карте градостроительного зонирования запрашиваемый вид использования отнесен к условно-разрешенному.     

Данное письмо, как следует из текста искового заявления, расценено истцами в качестве полагаемого незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения объектов (гаражей) в квартале *** г. Благовещенска.

Из доводов стороны ответчика следует, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным Кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.

В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона *** от *** «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 6 Закона Амурской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области» от *** ***-ОЗ (в редакции Закона Амурской области от *** ***) органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляют следующие полномочия: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и настоящим Законом;

Исходя из приведенных положений законов, суд приходит к выводу, что на момент обращения Сопина С.Н. и Сопиной Ю.С. с заявлением о выборе земельного участка в администрацию г. Благовещенска, именно орган местного самоуправления являлся полномочным органом по вопросам управления и распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, соответственно предоставление земельного участка из государственной или муниципальной собственности для строительства, осуществляется именно администрацией г. Благовещенска.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Так в силу, ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от *** *** "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (ч. 5 ст. 30 ЗК РФ) осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, в целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства на территории города Благовещенска мэром города Благовещенска принято постановление от *** года ***, которым утвержден Порядок выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка, поступившее в администрацию города заявление гражданина или юридического лица либо обращение уполномоченного органа государственной власти о выборе земельного участка для строительства, направляется в управление организации городского строительства администрации города для предварительного рассмотрения возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке и подготовки ситуационного плана земельного участка.

Предварительное рассмотрение возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке проводится на основании: информации, указанной в заявлении физического или юридического лица, либо в обращении уполномоченного органа государственной власти о назначении объекта, его технических и технологических данных, предполагаемом месте его размещения,! обосновании     примерного     размера     земельного     участка,     технико-экономическом обосновании проекта строительства или необходимых расчетов (при наличии). Правил землепользования и застройки муниципального образования городи Благовещенска; утвержденного проекта красных линий; информации о наличии либо отсутствии утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; информации о наличии либо отсутствии решения о разработке документации по планировке территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; информации о наличии сформированных земельных участках, границы которых пересекаются с предполагаемыми границами запрашиваемого земельного участка, а также правах третьих лиц на такие земельные участки;      обследования участка на местности; информации о наличии либо отсутствии проложенных инженерных сетей на территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; иной информации, полученной от органов государственной власти, организаций, учреждений в соответствии с их полномочиями по запросу администрации города.

Из материалов дела следует, что после предварительного рассмотрения возможности размещения запрашиваемых объектов земельный участок был рассмотрен на комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов, в результате чего был составлен акт о выборе от *** ***.

Согласно ч. 3 Постановления от *** ***, акт о выборе земельного участка для строительства передается в Комиссию для проведения согласований с членами Комиссии, а также с организациями, учреждениями и инженерно-техническими службами, указанными в акте. Члены Комиссии обеспечивают подготовку заключения органа, организации, представителями которых они являются, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа, организации в случаях, предусмотренных законодательством. Акт о выборе считается рассмотренным при наличии записи «согласовано/не согласовано» в графе «Результаты рассмотрения», заверенной подписью уполномоченного лица со ссылкой на соответствующее заключение.

Из письменного ответа администрации г. Благовещенска за *** от *** Сопиной Ю.С. и Сопину С.Н. следует, что на основании их заявления о выборе земельного участка для строительства объекта, администрацией города проведена процедура выбора запрашиваемого земельного участка. Комиссией по выбору земельных участков для строительства принято решение о возможности размещения объекта на запрашиваемом земельном участке. В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской федерации, в газете «Благовещенск» *** (***) от *** опубликована информация о возможном предоставлении запрашиваемого земельного участка для строительства объекта. В случае, если в течении месяца после опубликования такой информации в администрацию города не поступят заявления на получение этого земельного участка для строительства, администрацией города будет приятно постановление о предварительном согласовании места размещения объекта на запрашиваемом земельном участке Сопиной Ю.С. и Сопину С.Н.

Таким образом, в результате рассмотрения выбора запрашиваемых истцами земельных участков членами комиссии была установлена пригодность запрашиваемых земельных участков для гаражей.

Письмом Администрации г. Благовещенска от *** *** до сведения истцов было доведено, что в течении месяца после опубликования в газете «Благовещенск» вышеуказанной информации, в администрацию поступили заявления на получение указанных земельных участков для строительства, в связи с чем принято решение о выставлении на торги прав на заключение аренды запрашиваемых земельных участков при условии получения разрешения на условно-разрешенный вид использования, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от *** ***, по карте градостроительного зонирования запрашиваемый вид использования отнесен к условно-разрешенному. Также в данном сообщении указано, что договор аренды соответствующего земельного участка будет заключении с победителем аукциона.     

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от *** *** с целью обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса), публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального конституционного закона от *** *** «О судебной системе» единство судебной системы обеспечивается путем: применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Вытекающее из ст. 127 Конституции Российской Федерации правомочие Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости Российской правовой системы, который основан на предписаниях ст. 15 (ч. 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации и реализация которого в процессуальном регулировании обеспечивается установленной законом возможностью отмены судебных актов, в том числе в случае их расхождения с актами высшего суда в системе арбитражных судов Российской Федерации, дающими разъяснения по вопросам судебной практики.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия администрации г. Благовещенска в рамках осуществления полномочий по информированию населения о возможном предоставлении запрашиваемых истцами земельных участков для строительства, путем опубликования соответствующей информации в газете «Благовещенск» не противоречат вышеприведенным положениям Земельного кодекса РФ, как и последовавшие за ними действия Администрации г. Благовещенска, направленные на организацию проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, не приводят к нарушению прав и законных интересов истцов.

В этой связи достаточной совокупности необходимых правовых оснований для признания оспариваемого заявителями отказа Администрации г. Благовещенска в предварительном согласовании им места размещения объекта не законным и не соответствующим ст. 31 ЗК РФ, судом не усматривается, в связи с чем заявленное Сопиными требование о признании этого отказа незаконным, равно как и опосредованное от него требование о возложении на ответчика обязанности принять решение о предварительном согласовании истцам места размещения двух гаражей, утверждающее акт о выборе земельного участка от *** ***, удовлетворению не подлежат.

         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           

Сопину Сергею Николаевичу, Сопиной Юлии Сергеевне в удовлетворении искового заявления к Администрации г. Благовещенска о признании отказа Администрации г. Благовещенска в предварительном согласовании места размещения объекта, не соответствующим ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации; и об обязании Администрации г. Благовещенска принять решение о предварительном согласовании Сопину Сергею Николаевичу, Сопиной Юлии Сергеевне места размещения двух гаражей, утверждающее акт о выборе земельного участка от *** ***, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.С. Благов