Решение о признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат



Дело № 2-3807/11

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Горбаконенко А.В., при секретаре Баженовой Д.А., с участием представителя истца Комлевой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цороевой Мовли Османовны к Министерству обороны РФ о признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в Благовещенский городской суд с исковым заявлением в обоснование указав, что стаж ее работы в Министерстве обороны РФ свыше 24 года, в том числе 3 года военной службы. Является бывшей военнослужащей и *** военнослужащего. В настоящее находится на пенсии. Проживает в закрытом военном городке по адресу: Амурская область, ***.

По федеральной целевой программе «Жилище» на ***-*** годы, подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», имеет право на переселение из закрытого военного городка.

С *** войсковой частью *** включена в единый список граждан, участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», подлежащих переселению, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

В *** году в соответствии с Приказом Министра обороны РФ *** от *** ее кандидатура утверждена на получение государственного жилищного сертификата. Ежегодно она в с установленном порядке предоставляла заявление и необходимые документы. В *** году она в порядке и сроки, установленные правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, подавала заявление на выдачу государственного жилищного сертификата в *** году. В *** году подавала заявление на выдачу ГЖС в *** году.

ФГУ «Благовещенска КЭЧ района» и КЭУ Дальневосточного военного округа не включали ее в список лиц, которым в *** году и *** году должны были выдаваться ГЖС.

Так как она не имеет другого жилого помещения и с *** года состоит в списках лиц, имеющих право на получение ГЖС, полагает, что имеет право на получение в *** году право на жилище, предусмотренное ст. ст. 40, 45 Конституции РФ и получить государственную финансовую поддержку в обеспечении жильем, предусмотренную постановлением Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы».

На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований, просит признать за ней право на получение в соответствии с подпунктом «б» п.5 Постановления Правительства РФ от *** *** государственного жилищного сертификата, обязать Министерство обороны РФ выдать ей на семью из двух человек государственный жилищный сертификат для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения в г. Благовещенске Амурской области.

Истица в последнее судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом, надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил: рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца на исковых требованиях настаивал, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ФГУ «Благовещенская КЭЧ района» указал, что интересы данного учреждения настоящим иском не затрагиваются. При этом пояснил, что обязанность по своевременной подаче заявления на получение сертификата в планируемом году в соответствующую воинскую часть возлагается законодательством на гражданина, и эта обязанность истцом, претендующим на получение ГЖС в *** году, не исполнена по причине фактического не проживания истца в закрытом военном городке и его неосведомленности о том, в какую воинскую часть нужно было подавать документы. В настоящее время жилищные сертификаты на *** году уже оформлены и выданы или выдаются.

В представленном письменном отзыве на иск ответчик Дальневосточное квартирно-эксплуатационное управление с иском не согласился. В обоснование указал, что обязанность по формированию списков граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, возлагается на жилищную комиссию воинской части, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. Включение, исключение, равно как и восстановление в указанных списках, в компетенцию ДКЭУ(Т) не входит.Сведения о том, что истица изъявила желание получить ГЖС в *** г., в адрес ДКЭУ(Т) не поступали, в связи с чем она не была включена в сводную заявку на выпуск ГЖС по воинским частям Дальневосточного военного округа.

Представитель в/ч *** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил. В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в его отсутствие.

Ранее указывал, что учетные дела граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, а также списки лиц, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в *** году, из в/ч *** при ее расформировании в в/ч *** не передавались.

В обоснование своих возражений при рассмотрении данного дела после отмены решения Благовещенского городского суда от *** судом кассационной инстанции, представил письменный отзыв, из которого следует, что согласно приложению *** к приказу Министра обороны РФ от *** *** для правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии. Руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах, начальниками гарнизонов. В воинских частях - командирами воинских частей.

В компетенцию жилищных комиссии входила, в том числе работы по рассмотрению заявлений граждан проживающих в закрытом военном городке или поселке, для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы» и включении в список граждан, изъявивших делание получить сертификат, представление в федеральный орган исполнительной власти до *** предшествующего планируемому списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Однако с *** вышеупомянутый приказ Министра обороны РФ от *** ***, которым предусматривалось создание и деятельность жилищных комиссий, утратил силу.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от *** *** «О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» работы в части жилищного обеспечения граждан возлагается на структурное подразделение уполномоченного Министром обороны РФ органа, то есть Департамент жилищного обеспечения Минобороны России связанную с жилищным обеспечением, в том числе по рассмотрению заявлений, представлению сведений и списков касающихся ГЖС.

Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от *** *** действие федеральной целевой программы «Жилище» включая выпуск государственных жилищных сертификатов, предусмотрено на период с *** по *** годы и далее установленным порядком не продлевалось. Просил отказать в удовлетворении требований.

Представитель ответчика - ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» «Востокрегионжилье» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без него, в силу ч.5 ст. 167 суд определил: рассмотреть дело в его отсутствие.

В обоснование своих возражений представил письменный отзыв, из которого следует, что порядок реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных законодательством» федеральной программы «Жилище» на ***-*** года», в рамках которой предусмотрен выпуск и реализация ГЖС, определен постановлением Правительства *** от *** года. В соответствии с указанным постановлением выпуск ГЖС производится в соответствии графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утвержденный правительством РФ, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях т организациях Вооруженных сил РФ граждан-получателей ГЖС и граждан, включенных в резерв на получение сертификатов, оформления и выдачи сертификатов утвержден приказом Министра обороны РФ *** от *** года.

Согласно данному порядку, сведения о количестве граждан, изъявивших желание получить ГЖС в планируемом года, до ***, предшествующего планируемому, направляется командованием воинских частей в установленном порядке в управление военных округов, ранее в КЭЧ и ДКЭУ, по ныне действующему законодательству в ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, которое в свою очередь в срок до ***, предшествующего планируемому, направляют их в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, последнее согласовывает лимиты бюджетных ассигнований в Министерстве социального развития РФ, исходя из федерального бюджета на год.

Таким образом, включение в списки граждан, изъявивших желание получить ГЖС, списки граждан-получателей ГЖС и списки граждан, включенных в резерв на получение ГЖС, производится командованием воинской части, в которые указанные граждане подают заявление о выделении сертификата (по месту нахождения закрытого военного городка).

Сведениями о том, что истица изъявила желание получить ГЖС в *** году, в органы военного управления Восточного военного округа не поступали. ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ начало свою работу с *** с момента назначения на должность руководителя учреждения. Учреждение наделено полномочиями по формированию сводного списка участников подпрограммы ГЖС по Восточному военному округу, а также выдаче поступивших в департамент жилищного обеспечения МО РФ сертификатов.

Согласно приказу Министра обороны РФ *** от *** учреждение образовано путем выделения из ФГУ культуры и искусства «Дом офицеров Хабаровского гарнизона». Реорганизация квартирно-эксплуатационных частей происходила путем присоединения к территориальным управлениям имущественных отношений МО РФ. Дальневосточное квартирно-эксплуатационное управление как орган военного управления упразднен. Поэтому в силу ст. 57-59 ГК РФ ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ не является правопреемником ни Благовещенской КЭЧ, ДКЭУ, а, следовательно, не несет ответственности по обязательствам указанных учреждений.       

Лимиты бюджетных обязательств РФ, утвержденных на календарный год, должны быть исполнены в том году, на который они утверждены, и не могут переходить на следующий календарный год. Исполнение федерального бюджета *** года завершено ***. Кроме этого, согласно ч.2 п.26 правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных постановлением Правительства *** включение граждан-участников подпрограммы в сводные списки получателей ГЖС после его утверждения не допускается. Следовательно, требование истца о признании ее права на получение ГЖС в *** году не основано на действующем законодательстве.

Также из приведенных норм следует, что органы военного управления Минобороны РФ выполняют лишь отдельные функции в цепи мероприятий, направленных на обеспечение граждан жилищными сертификатами, а само министерство обороны РФ связано лимитными ассигнованиями, предусмотренными на финансирование подпрограммы в федеральном бюджете. Последнее финансирование резервного списка получателей ГЖС на категорию «граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков» было в *** году. В ***-*** году, а также по выделенным лимитам на *** год данная категория граждан-участников не проходит.

Кроме этого, список получателей ГЖС формируется по той же категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, а для граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков, в последовательности, в какой из заявления на участие в подпрограмме были зарегистрированы в текущем году. Пункт 3 ст. 17 Конституции содержит принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать права и свободы других лиц. На сегодняшний день сформирована очередь граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков, путем получения ГЖС. Подпрограмма реализовывается также в порядке очередности исходя из возможностей федерального бюджета. Положительное решение суда по данному вопросу нарушит права и законные интересы других граждан, так как это нарушит очередность получателе ГЖС. Просил отказать в удовлетворении требований.

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причина неявки суду не известна. В силу ч3 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Порядок реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы», в рамках которой предусмотрен выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов, определен Постановлением Правительства РФ от *** ***, в соответствии с которым выпуск государственных жилищных сертификатов производится в пределах лимитных ассигнований, предусмотренных на финансирование подпрограммы в федеральном бюджете.

Порядок формирований списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов (далее - Порядок), утвержден приказом Министра обороны РФ от *** ***.

В соответствии с данным Порядком, граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), и подлежащие переселению из закрытых военных городков подают заявление (рапорт) в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.

По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы. Решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части. В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Учетное дело ведется жилищной комиссией воинской части.

Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с *** по *** года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.

Жилищная комиссия воинской части до ***, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.

Сведения о количестве граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году до *** года, предшествующего планируемому, направляются командирами воинских частей в установленном порядке в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны (далее именуются - органы военного управления).

Органы военного управления до *** года, предшествующего планируемому, представляют сведения о количестве граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны (далее именуется - Управление по реализации жилищных программ). Управления военных округов, Командование Воздушно-десантных войск, главные и центральные управления Министерства обороны, для которых Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны (ГлавКЭУ МО) выполняет функции заказчика строительства, указанные сведения представляют через ГлавКЭУ МО.

В Управлении по реализации жилищных программ готовятся сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год, которые в установленном порядке представляются до 1 октября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы.

В двухнедельный срок после получения от государственного заказчика подпрограммы контрольных цифр бюджетных средств по категориям граждан, предусматриваемых к выделению Министерству обороны на планируемый год, в Управлении по реализации жилищных программ на основании полученных сведений о количестве граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, прогноза о количестве военнослужащих, подлежащих увольнению в планируемом году и признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а также норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, подготавливается план распределения сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году (далее именуется - план распределения на год), между органами военного управления, который представляется на утверждение начальнику Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации.

Выписки из утвержденного плана распределения на год доводятся до соответствующих органов военного управления.

После получения выписки из утвержденного плана распределения на год орган военного управления в двухнедельный срок распределяет сертификаты между подчиненными воинскими частями и доводит до них сведения о количестве сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году.

При получении сведений о количестве сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году, жилищная комиссия воинской части на основании списков граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в двухнедельный срок формирует список состоящих на учете в воинской части граждан - получателей сертификатов в планируемом году (далее именуется - список получателей сертификатов).

Одновременно со списком получателей сертификатов формируется список граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в планируемом году (далее именуется - список резерва).

Список получателей сертификатов и список резерва после их согласования в довольствующей КЭЧ района направляются воинской частью в соединение (объединение), а оттуда - в соответствующие органы военного управления.

Воинские части Военно-Морского Флота направляют списки получателей сертификатов и списки резерва по подчиненности через командования (управления) флотов, Каспийской флотилии, Ленинградской и Новороссийской военно-морских баз, а воинские части Военно-воздушных сил - через командования армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, воздушных армий и Командование специального назначения, которые на основании утвержденных списков получателей сертификатов и списков резерва по установленной в них очередности составляют списки граждан - получателей сертификатов на планируемый год, а также списки граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году. Указанные списки после утверждения в установленном порядке направляются по подчиненности в соответствующие органы военного управления.

Согласно п. 15 Порядка, при необходимости внесения изменений в списки получателей сертификатов, командир воинской части совместно с жилищной комиссией воинской части принимает решение в порядке, аналогичном при формировании списка получателей сертификатов.

В последующем происходит формирование списков получателей сертификатов в вышестоящих органах военного управления, его утверждение, оформление и выдача сертификатов в строго установленные Порядком сроки.

Из материалов дела усматривается, не оспаривается сторонами, что истица проживает в закрытом военном городке по адресу: Амурская область, ***, является участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», как лицо, подлежащее переселению из закрытых военных городков, изъявившее желание получить государственный жилищный сертификат - в соответствии с подпунктом «б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы» (Утв. Постановлением Правительства РФ от *** ***).

Решением жилищной комиссии войсковой части *** истица впервые была включена под первым номером в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, как гражданка, проживающая в закрытом военном городке и подлежащая отселению - с ***.

Согласно материалам дела, решением жилищной комиссии войсковой части ***, МО была включена в списки в/ч *** по данной категории граждан с составом семьи 2 человека, как изъявившая желание получить государственный жилищный сертификат также в ***, *** и *** годах.

Судом установлено, что с *** воинская часть *** расформирована, весь ранее закрепленный за ней жилищный фонд закреплен за в/ч ***.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии в/ч *** *** от *** МО включена в резервный список на получение ГЖС на *** год, при этом актом проверки жилищных условий констатировано, что они с дочерью *** г.р. постоянно проживают в трехкомнатной квартире ***, принадлежащем Министерству обороны РФ с *** года, а в *** проживает с *** года, приватизированного жилья не имеет.

Из списка, предоставленного ФГУ «Востокрегионжилье», видно, что истцом до настоящего времени не получен государственный жилищный сертификат, что говорит о нарушении ее прав на получения жилья.

Доказательств направления в Министерство обороны РФ списков граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов в *** году, войсковой частью ***, ФГУ «Востокрегионжилье» суду не представлено, несмотря на определения суда об этом.

Отсутствие финансирования со стороны государства подпрограммы, участником которой является истица, также как ненаправление списков граждан, участников этой подпрограммы органу, уполномоченному на оформление государственных жилищных сертификатов должностными лицами и организациями, обязанными к этому, не может служить основанием для непредоставления истице государственного жилищного сертификата, лишения ее права на участие в этой подпрограмме.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Цороевой Мовли Османовной право на получение в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Постановления Правительства РФ от *** *** государственного жилищного сертификата.

Обязать Министерство обороны РФ выдать Цороевой Мовли Османовне на семью из двух человек государственный жилищный сертификат для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения в г. Благовещенске

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                         А.В. Горбаконенко

Решение в окончательной форме принято *** А.В. Горбаконенко