Решение об оспаривании решения, возложении обязанности



                                   Дело № 2-/697811

                                                                                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благовещенск                          ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Благова К.С.,

при секретаре Кизикиной О.А.,

с участием: истца Гретченко О.С.,

представителя ответчика ГУ МЧС по Амурской области - Доровских Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гретченко Олега Семеновича к Главному управлению МЧС России по Амурской области об оспаривании решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Гретченко О.С. обратился в суд с указанным иском, в котором просит: 1) признать незаконным решение от *** *** ГУ МЧС России по Амурской области о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; 2) обязать ГУ МЧС России по Амурской области включить Гретченко О.С. в список состоящих на улучшение жилищных условий по ГУ МЧС России по Амурской области.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, а в ходе судебного разбирательства истцом суду были даны устные пояснения о том, что с *** он проходил службу в Государственной пожарной службе, которая с *** была переименована в ГПС МЧС России. *** истец был уволен по сокращению. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии ГУ «ЦУС ФПС по амурской области» *** от ***, истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения. Письмом ГУ МЧС России по Амурской области от *** *** до сведения истца было доведено, что процедура признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области» была нарушена, в связи с чем действия должностных лиц жилищной комиссии невозможно рассматривать как правомерные, а истец, в соответствии с п. 6 ст. 56 ЖК РФ подлежит снятию с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное письмо, по мнению истца, исходя из его содержания, является именно решением о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, которым нарушаются его права, как лица признанного в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О пожарной безопасности», Указом Президента Российской Федерации от *** *** «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений», Постановлением Правительства РФ от *** «О федеральной целевой программе Жилище на ***-*** годы», Постановлением Правительства РФ от *** *** «О федеральной целевой программе Жилище на *** -*** годы», Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением правительства РФ от *** ***. При этом в данном ответе не содержится выводов о том, какие именно нарушения жилищного законодательства были допущены. При таких обстоятельствах, данное решение ответчика истец полагает подлежащим признанию незаконным, сведения о нем, как о нуждающемся в улучшении жилищных условий, подлежащими восстановлению в соответствующем списке.

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснив об изложенных в исковом заявлении обстоятельствах.

Явившаяся в судебное заседание представитель ГУ МЧС России по Амурской области заявленные истцом требования не признала и просила в их удовлетворении отказать. В обоснование такой позиции указала, что оспариваемое истцом письмо было направлено Гретченко О.С. в ответ на его обращение в ГУ МЧС России по Амурской области, при этом в нем ничего не сказано о том, что Главное управление снимает истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, никаких решений, способствующих снятию истца с учета Главным управлением в обжалуемом документе не принимается. Главным управление осуществляется постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий только сотрудников Главного управления. Гретченко О.С. проходил службу в Государственном учреждении «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Амурской области». Решением жилищной комиссии ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области» Гретченко О.С. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что отражено в протоколе заседания жилищной комиссии от ***. Соответственно, решение о постановке на учет или снятии с учета принимается тем органом, в котором сотрудник проходил службу. В соответствии с жилищным законодательством, Постановлением Правительства, РФ *** от ***, Главное управление не осуществляет постановку на учет сотрудников других учреждений системы МЧС России на территории Амурской области, а только рассматривает документы признанных в установленном порядке нуждающимися сотрудников для рекомендации указанной категории на участие в программе на получение ГЖС. То есть Главным управлением в отношении сотрудников других учреждений МЧС России принимается решение только по вопросу включения в сводный список на получение ГЖС. Гретченко О.С. обратился в Главное управление с пакетом документов, подтверждающих признание его в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий. На основании решения, принятого жилищной комиссией ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области» Главное управление протоколом заседания жилищной комиссии от *** включило истца с составом семьи четыре человека в резервный список граждан-участников подпрограммы «ГЖС» на ***-***. с учетом общей площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи Гретченко. Учетное дело истца было направлено в Дальневосточный региональный центр МЧС России для включения истца в сводный список по Дальневосточному региону и дальнейшему отправлению документов в МЧС России. Письмом от *** Дальневосточным региональным центром МЧС России в адрес Главного управления было направлено уведомление о возвращении части учетных дел сотрудников, принятие на учет которых осуществлялось после ***, руководствуясь рекомендацией вышестоящего органа управления - ДВРЦ МЧС России, Главное управление решением жилищной комиссии от *** рекомендовало ГУ «ЦУКС МЧС России по Амурской области», являющемуся правопреемником ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области, рассмотреть вопрос о законности постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Протоколом заседания жилищной комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по Амурской области» от *** истец был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Далее, руководствуясь тем, что Гретченко О.С. был снят с учета жилищной комиссией ЦУКС, Главное управление рассмотрело целесообразность нахождения Гретченко в сводном списке на получение ГЖС, так как истец был исключен из списков нуждающихся жилищной комиссией ЦУКС и протоколом заседания жилищной комиссии Главного управления от *** истец был исключен из указанного сводного списка.

Таким образом, истцу следует сначала обжаловать решение ЦУКС о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как именно от данного юридически значимого факта - признания нуждающимся в улучшении жилищных условий зависят дальнейшие правоотношения Гретченко с Главным управлением по вопросу получения ГЖС. При решении вопроса признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией учреждения, в котором проходил службу истец, Главное управление сможет вновь рассматривать вопрос о включении истца в сводные списки граждан на получение ГЖС.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как было указано истцом и подтверждается материалами дела, с *** года он проходил службу в Государственной противопожарной службе Амурской области.

На основании решения жилищной комиссии ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области», оформленного протоколом *** от ***, Гретченко О.С., являющийся сотрудником ГДЗС и ХЗ СЧ ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области» и подлежащий увольнению по п. «Е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов), был признан нуждающимся в получении жилого помещения (для получения государственного жилищного сертификата). Также комиссией было принято решение о рекомендации данного сотрудника к участию в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты», с учетом имеющейся площади, и включении данного сотрудника в резервный сводный список подпрограммы «ГСЖ на ***-*** годы» на *** год по ГУ МЧС России по Амурской области.

Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области, оформленным протоколом *** от ***, Гретченко О.С. был включен в резервный сводный список граждан-участников подпрограммы «ГСЖ» на ***-*** годы на 2010 год по ГУ МЧС России по амурской области с учетом членов его семьи - *** НЛ, *** - ВО, *** - АО

Письмом ГУ МЧС России по Амурской области *** от *** до сведения истца Гретченко было доведено, что процедура признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий жилищной комиссией ГУ «ЦУС ФПС по Амурской области» была нарушена, в связи с чем действия должностных лиц жилищной комиссии невозможно рассматривать как правомерные. Также в данном письме Гретченко О.С. было указано, что он подлежит снятию с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ст. 56 ЖК РФ.     

Как следует из материалов учетного дела Гретченко О.С., как лица признанного нуждающимся в получении жилого помещения, решением жилищной комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по Амурской области», являющегося правопреемником ГУ «ЦУС ФПС России по Амурской области», оформленным протоколом *** от ***, Гретченко О.С. был снят с учета в получении жилья (улучшении жилищных условий) по пункту 6 ст. 56 ЖК РФ.

Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Амурской области от *** Гретченко О.С. был исключен из списков информационно-аналитической системы жилье МЧС России.      

Вместе с тем, как следует из доводов искового заявления и пояснений истца в ходе судебного заседания, он полагает, что снятие его с учета было произведено именно на основании вышеназванного письма ГУ МЧС России по Амурской области *** от ***, в котором и содержится решение о снятии его с данного учета. При этом, истец отказался от каких-либо уточнений в соответствии со ст. 39 ГПК РФ как предмета иска так и надлежащего ответчика по делу.

Рассматривая заявленные истцом требования и доводы, приведенные в их обоснование, на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от *** *** (далее - Постановление ***) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно абзацу 5 подпункта «а» и абзацу 3 подпункта «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - Подпрограмма) федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы (далее - Правила), утвержденных пунктом 2 Постановления ***, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; а также граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ***, в том числе граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Из положений части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ следует, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Между тем, из выше установленных судом обстоятельств следует, что заявленное истцом Гретченко О.С. в качестве ответчика ГУ МЧС России по Амурской области, каких-либо решений о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не принимало. Направлявшееся ответчиком истцу *** письмо, не может быть расценено судом в качестве решения уполномоченного органа, осуществившего постановку истца на учет нуждающихся в жилом помещении, о его снятии с такого учета, поскольку оно направлено не ГУ «ЦУКС МЧС России по Амурской области», а ГУ МСЧ России по Амурской области, и его содержание направлено лишь на информирование адресата о наличии оснований для его снятия с учета.

В этой связи судом не усматривается достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленного истцом требования о признании незаконным решения ГУ МЧС России по Амурской области от *** ***.

Также суд находит не подлежащим удовлетворению заявленное истцом требование о возложении на ответчика обязанности включить его (истца) в список состоящих на учете на улучшение жилищных условий по ГУ МЧС России по Амурской области, поскольку сотрудником именно данного учреждения системы МЧС Гретченко О.С. не являлся, тогда как жилищной комиссией ГУ МЧС России по Амурской области осуществляется постановка на такой учет лишь сотрудником данного Управления, а не работников иных учреждений системы МЧС России.

При этом судом учитывается, что решение о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении было принято ГУ «ЦУКС МЧС России по Амурской области» ***, однако от уточнения предмета иска в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, равно как и перечня ответчиков, истец отказался, настаивал на рассмотрении заявленных им требований именно в изложенной в исковом заявлении редакции.

         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           

Гретченко Олегу Семеновичу в удовлетворении искового заявления к Главному управлению МЧС России по Амурской области о признании незаконным решения от *** *** ГУ МЧС России по Амурской области о снятии Гретченко О.С. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; и обязании включить Гретченко О.С. в список состоящих на улучшение жилищных условий по ГУ МЧС России по Амурской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.С. Благов