Решение о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма



Дело №2 - 7069/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                                          ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шульга И.В.,

при секретаре Морозкиной М.В.,

с участием представителя истца Злочевского В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еременко Аллы Михайловны к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска об обязании заключить договор социального найма, иску третьего лица Еременко Сергея Викторовича к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, Муниципальному казенному учреждению «Благовещенский городской жилищный центр» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Еременко А.М. обратилась в суд с указанным иском к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска. В обоснование указала, что в *** году в связи с работой МПЖРЭП *** было предоставлено в пользование помещение по адресу: г.Благовещенск *** - колясочная. С того момента и по сегодняшний день она проживает по данному адресу, оплачивает все коммунальные платежи, содержит это помещение в надлежащем виде и осуществляет иные обязанности нанимателя. С *** года по *** год истица осуществляла работы по переводу этого помещения в жилой фонд и в *** года эти работы были закончены ею. Постановлением губернатора *** от *** это помещение переведено в разряд жилых и ему присвоен номер ***. Однако, на не заключила своевременно договор социального найма. МПЖРЭП *** в *** году признано банкротом и ликвидировано, а поскольку это помещение было закреплено за указанным предприятием, то при его ликвидации помещение должно было перейти в муниципальную собственность без каких - либо ограничений по статусу. Поэтому любое обременение на этом жилом помещении не может считаться законным, оно должно иметь статус обычного жилого помещения. Обратившись весной *** года в адрес муниципального казенного учреждения Благовещенский городской жилищный центр с просьбой о заключении с ней договора социального найма, она получила отказ с мотивировкой о том, что это помещение относится к маневренному фонду и поэтому заключение договора социального найма невозможно. Полагает, что такой отказ незаконен. На основании изложенного, просит признать отказ в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: г. Благовещенск *** незаконным и обязать заключить с ней такой договор.

Определением ***, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «Благовещенский городской жилищный центр».

Определением Благовещенского городского суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования привлечен Еременко С.В., в качестве соответчика администрация г.Благовещенска, от представителя истца приняты изменения предмета иска, в соответствии с которыми, истец просит признать право пользования жилым помещением по адресу: г. Благовещенск *** за Еременко А.М. и Еременко С.В. на условиях социального найма.

Согласно заявлению Еременко С.В. просил признать за собой право пользования жилым помещением по адресу: г. Благовещенск ***, на условиях социального найма совместно с признание такого права за Еременко А.М.

В судебное заседание не явились истец, третье лицо Еременко С.В., представители ответчиков Муниципального казенного учреждения «Благовещенский городской жилищный центр», администрации г. Благовещенска, Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Истец, третье лицо обеспечили явку представителя. Представители ответчиков сведений о причинах неявки и доказательств уважительности таких причин суду не представили. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что установленная законом возможность перевода нежилых помещений в жилые была предусмотрена ещё в ЖК РСФСР (ст.8,9). Периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в статье 8 настоящего Кодекса. В развитие установленного кодексом порядка Постановлением Главы Администрации Амурской области от *** *** "О междуведомственной комиссии Амурской области по использованию жилищного фонда и упорядочении проведения перепланировки и изменения функционального назначения жилых/нежилых помещений в жилищном фонде". Этот порядок действовал до Постановления Губернатора Амурской области от *** *** "Об организации работы по осуществлению перевода жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое". Таким образом, на момент осуществления процедуры перевода нежилого помещения в жилое именно губернатор Амурской области был правомочен принимать решение о переводе такого помещения. Поэтому мнение ответчика о возможности мэра г.Благовещенска своим решением (постановление от *** ***) разрешить эту задачу не основаны на законе. Кроме того, в указанном постановлении не конкретизирован номер жилого помещения, нет его индивидуализирующих признаков. Дальнейшие действия мэра г.Благовещенска (постановление *** от *** и акт *** ***) подтверждают этот вывод. Также подтверждает это мнение и выписка из реестра муниципальной собственности от *** согласно которой никаких обременении за этим помещением не числится (не указано, что оно является служебным). Поскольку истица в данном жилом помещении зарегистрирована с *** года, сроки исковой давности на обращение в суд со стороны администрации г.Благовещенска истекли. Более того, выселение из служебных жилых помещений допускается при наличии определенных условий, установленные ФЗ от *** *** "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ЖК РСФСР от *** Истица является одновременно и пенсионером и инвалидом *** группы и членом семьи военнослужащего погибшего при защите СССР. Поэтому она не может быть выселена из указанного жилого помещения.

В письменном отзыве представитель администрации г. Благовещенска возражает против удовлетворения требований. Указывает, что в соответствии с постановлением мэра города Благовещенска от *** *** «О переводе нежилых помещений в категорию жилых под маневренный фонд» бывшие колясочные в дома по *** переведены из нежилых в жилые помещения, с дальнейшим использованием под маневренный фонд. Учитывая, что *** является муниципальной собственностью, значится в реестре муниципальной собственности и имеет статус маневренного фонда, в связи с вступлением в действие Жилищного кодекса РФ к данному жилому помещению подлежат применению нормы ст. 92 ЖК РФ, в соответствии с которой жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Ст. 100 ЖК РФ предусматривает заключение договора найма специализированного жилого помещения для временного проживания в нём. Соответственно, с Еременко A.M. может быть заключён только договор найма специализированного жилого помещения для временного проживания в нём. Кроме того, законодательством не предусмотрено автоматического снятия статуса маневренного фонда с жилого помещения и отнесения его к фонду социального использования. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда в соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом. В настоящее время такого решения администрация города Благовещенска не принимала. Помимо этого, постановление мэра города Благовещенска от *** *** никем не оспаривалось, в судебном порядке недействительным не признано, следовательно, на момент рассмотрения искового заявления Еременко A.M. является действующим. С заявлением о снятии статуса маневренного фонда с *** истица в администрацию города Благовещенска не обращалась. Документы, свидетельствующие о предоставлении спорного помещения Еременко A.M. в администрации города Благовещенска отсутствуют. Кроме того, факт регистрации в квартире по указанному адресу не является доказательством возникновения права истицы пользования жильем именно на условиях социального найма. Так же не является таким доказательством и оплата за жилье и коммунальные услуги, поскольку такая обязанность у истицы возникает в силу закона (ст. 153 ЖК РФ), а не в зависимости от статуса жилого помещения. На основании изложенного, администрация города Благовещенска просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав пояснения участников процесса и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как указывает истец, в спорное помещение она была вселена в *** году МПЖРЭП г. Благовещенска в связи с трудовыми отношениями.

В соответствии с ч 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.

В силу ст. 101, ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Согласно ст. 13 Федерального закона от *** *** "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от ***) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Из данных положений с учетом разъяснений Верховного Суда РФ следует, что в случае утраты статуса служебных жилых помещений, предоставленных до введения в действие ЖК РФ, такие помещения могут быть приватизированы, следовательно, к отношениям по их использованию применяются положения о договоре социального найма. При этом утрата статуса служебного происходит в результате перехода прав на данное помещение, что возможно как при переходе из одной формы собственности в другую, так и в случае прекращения юридического лица, которое владело и использовало жилое помещение в качестве служебного для обеспечения своих сотрудников.

Как следует из материалов дела, спорное помещение по адресу: г. Благовещенск ***, было предоставлено истцу *** году в качестве служебного МПЖРЭП-*** г. Благовещенска. Данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки Еременко А.М. о работе в указанный период в МПЖРЭП*** г. Благовещенска, фактом регистрации по месту жительства по данному адресу, показаниями свидетелей Свидетель 1, Свидетель 2 Об этом также свидетельствует тот факт, что действия по переводу данного помещения в жилое, в том числе изготовление проектной документации в *** году, были выполнены самим истцом. При этом обстоятельства предоставления помещения в качестве служебного кем-либо не оспорены.

Кроме того, судом установлено, что на момент вселения истца в *** году помещение по адресу: г. Благовещенск *** представляло собой нежилое помещение - колясочную.

Постановлением мэра г. Благовещенска от *** году *** колясочные, в том числе по адресу г. Благовещенск ***, переведены в разряд жилых и отнесены к маневренному фонду.

Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** колясочная и проход в *** подъезде дома ***, переведены в разряд жилых.

Постановлением губернатора Амурской области от *** *** данное помещение переведено в жилое.

Как следует из технического паспорта, в настоящее время спорное помещение является отдельной благоустроенной квартирой, которой присвоен адрес г. Благовещенск ***

Как следует из ст. 8,9 ЖК РСФСР, решение вопросов о переводе жилых помещений в нежилые, и следовательно, нежилых в жилые, относилось к ведению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Постановлением главы администрации Амурской области *** от *** утверждена межведомственная комиссия Амурской области по использованию жилищного фонда и упорядочению проведения перепланировки и изменения функционального назначения жилых(нежилых) помещений в жилом фонде, а также Порядок изменения функционального назначения жилых(нежилых) помещений в жилищном фонде Амурской области.

Таким образом, юридически перевод спорного помещения в жилое состоялся только в связи с принятием решения уполномоченным органом, а именно Постановления губернатора Амурской области от *** ***.

До этого момента колясочная по адресу г. Благовещенск *** могла быть включена в маневренный фонд, поскольку жилым помещением не являлась. Более того, постановление мэра г. Благовещенска от *** году *** не содержит ссылок на выполненные работы и акты обследования о переводе нежилых помещений в жилые, и не распространялось непосредственно на спорное помещение, о чем свидетельствует принятие последующего постановления мэра г. Благовещенска от *** ***, которое уже не содержит указаний о маневренном фонде. Следовательно, доводы ответчиков о том, что спорное помещение относиться к маневренному фонду, являются необоснованными.

Тот факт, что на момент предоставления истцу колясочная по адресу г. Благовещенск *** не относилась к жилым помещениям, не имеет правового значения для оценки прав истца, поскольку нарушение, допущенное уполномоченным органом, в том числе предприятием, за которым закреплено помещение, не может являться основанием для ограничения жилищных прав граждан, со стороны которых каких-либо нарушений не было допущено.

Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности от ***, спорное помещение было закреплено за МПЖРЭП г. Благовещенска.

Согласно выписке из единого реестра юридических лиц от ***, МПЖРЭП-*** г. Благовещенска *** преобразовано в МПЖРЭП г. Благовещенска и ликвидировано ***.

Таким образом, с учетом указанных норм после ликвидации предприятия, предоставившего закрепленное за ним спорное помещение, статус служебного был утрачен. После чего отношения по пользованию таким помещениям представляют собой правоотношения социального найма.

При этом факт возникновения таких отношений подтвержден представленными доказательствами. Так, согласно выписке из лицевого счета, а также представленным квитанциям по оплате коммунальных услуг, Еременко А.М. вносит плату за наем спорного помещения. Кроме того, согласно карточке регистрации, по адресу: г. Благовещенск *** зарегистрирован сын истца Еременко С.В. с согласия Комитета по управлению имуществом г. Благовещенска. Тем самым, предоставив такое согласие, наймодатель исходил из наличия прав Еременко А.М. как нанимателя на вселение иных граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что после утраты спорным помещением статуса служебного Еременко А.М. приобрела права нанимателя по договору социального найма, что в последующем было подтверждено фактическими отношениями сторон.

Вследствие этого, Еременко С.В., вселенный в качестве сына нанимателя, в силу ст. 69 ЖК РФ также приобрел право пользования данным помещением на условиях социального найма.

Постановлением Администрации города Благовещенска от *** *** "О создании муниципального казенного учреждения "Благовещенский городской жилищный центр" утвержден Устав Муниципального казенного учреждения «Благовещенский городской жилищный центр».

Согласно п. 2.2 данного Устава, Муниципальное казенное учреждение "Благовещенский городской жилищный центр" заключает договоры социального найма и найма специализированного жилого помещения.

Постановлением главы администрации города Благовещенска от *** *** «О разграничении полномочий между структурными подразделениями администрации г. Благовещенска, муниципальным учреждением и предприятием, осуществляющим деятельность в сфере управления муниципальным жилищным фондом» функции по заключению договоров социального найма переданы Муниципальному казенному учреждению "Благовещенский городской жилищный центр"

Таким образом, решением органа местного самоуправления его функции по заключению договоров социального найма переданы Муниципальному казенному учреждению "Благовещенский городской жилищный центр".

С учетом данных положений, а также установленного права истца, обязанность по заключению с ней как основным нанимателем договора социального найма жилого помещения по адресу: г. Благовещенск *** должна быть возложена на Муниципальное казенное учреждение «Благовещенский городской жилищный центр».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Еременко А.М. и Еременко С.В. о признании права пользования на условиях социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма в полном объеме.

Вместе с тем из материалов дела следует, что истец в Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска с заявлением о заключении договора социального найма не обращался, и решение по данному вопросу Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска не принимал. Более того, согласно указанным выше нормам данные функции переданы Муниципальному казенному учреждению «Благовещенский городской жилищный центр». Следовательно, оснований для признания незаконным отказа Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска в заключении договора социального найма и удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Еременко Аллы Михайловны к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, Муниципальному казенному учреждению «Благовещенский городской жилищный центр» о признании отказа незаконным, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма - удовлетворить частично.

Самостоятельные требования третьего лица Еременко Сергея Викторовича к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, Муниципальному казенному учреждению «Благовещенский городской жилищный центр» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма удовлетворить.

Признать право пользования Еременко Аллы Михайловны, Еременко Сергея Викторовича жилым помещением по адресу: г. Благовещенск *** на условиях социального найма.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Благовещенский городской жилищный центр» заключить с Еременко Аллой Михайловной, договор социального найма жилого помещения по адресу: г. Благовещенск ***.

В удовлетворении требований Еременко Аллы Михайловны к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья          И.В. Шульга