Дело № 2 - 7679/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Благовещенск *** Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Исаченко М.В., при секретаре Терзи Д.Л., с участием представителя ответчика администрации г. Благовещенска Денисовой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Менглибаева Азата к администрации г. Благовещенска о признании отказа в выборе земельного участка незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, Установил: Менглибаев Азат обратился в Благовещенский городской суд с указанным иском к администрации г. Благовещенска, в обоснование указал, что *** он обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о возможности выбора земельного участка общей площадью 200 кв.м. для строительства шиномонтажа по *** - *** в квартале *** г.Благовещенска. *** письмом *** администрации г. Благовещенска в выборе земельного участка отказала, с чем не согласен истец. Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 30-32 ЗК РФ. Пункт 2 ст. 31 ЗК РФ возлагает на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующие территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведению процедур по согласованию с органами государственной власти, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в предусмотренных федеральными законами случаях. Результаты выбора земельного участка оформляются соответствующим актом, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗКРФ). Администрация г.Благовещенска не определила варианты размещения объектов и не рассмотрела возможность корректировки данных по размеру и месту размещения испрашиваемого земельного участка, тогда как возможные, но не рассмотренные варианты размещения земельного участка, могли быть согласованы членами комиссии. В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Президиум ВАС РФ в постановлении от *** *** указал, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же земельного участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования. В силу пункта 4 ст. 30 ЗК РФ при наличии нескольких заявок земельный участок подлежит выставлению на торги. Как видно из ответа администрации какого-либо публичного информирования населения не проводилось, что является нарушением действующего законодательства. Просит признать отказ администрации г. Благовещенска, выраженный в письме от *** за ***, незаконным, обязать повторно рассмотреть заявление истца о выборе земельного участка для строительства шиномонтажа в квартале *** г. Благовещенска. В судебное заседание не явился истец, извещенный о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, что подтверждается соответствующим заявлением, суд на основании правил ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца. Представитель ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указала, что запрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне *** на территории общего пользования, на которой в соответствии с генеральным планом г. Благовещенска ведется озеленение. Действия градостроительного регламента не распространяются на территорию общего пользования. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам. Судом установлено, что *** Менглибаев Азат обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением ***-з о возможности выбора земельного участка для строительства объекта: «Шиномонаж» в районе *** -*** на праве аренды. Согласно письму администрации г. Благовещенска от *** *** обеспечить выбор запрашиваемого земельного участка согласно приложенной схеме не представляется возможным. В ходе проведения процедуры выбора земельного участка акт о выборе земельного участка от *** *** для строительства объекта «Шиномонтаж» выявлено обстоятельство, препятствующее размещению объекта на запрашиваемом земельном участке. Запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования в зеленой зоне, на которой находятся высокорастущие деревья и газон согласно заключению управления архитектуры и градостроительства администрации г. Благовещенска от *** ***. В соответствии с частью 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории общего пользования. В случае нахождения запрашиваемого земельного участка на территории общего пользования принимается решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке согласно пункт 2.3 Порядка выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска, утвержденный постановлением мэра города Благовещенска от *** *** в ред. от *** ***. Кроме того, размещение на запрашиваемом земельном участке указанного объекта повлечет за собой уничтожение зеленых насаждений, что противоречит ст. 61 ФЗ-7 от *** «Об охране окружающей среды» на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функции экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Из схемы расположения запрашиваемого Менглибаевым А. земельного участка, в *** квартале г. Благовещенска, выкопировки из Генерального плана города Благовещенска, выкопировки из электронной карты г. Благовещенска, фрагмента аэрофотосъемки г. Благовещенска квартала *** в районе улиц *** - ***, следует, что запрашиваемый истцом земельный участок, расположен в территориальной зоне Ж-3, при этом на территории общего пользования в зеленой зоне, на которой находятся высокорастущие деревья и газон, что следует так же из заключения управления архитектуры и градостроительства администрации г. Благовещенска от *** ***. Из выкопировки из Генерального плана города Благовещенска следует, что участок попадает на территоию, обозначенную как «прочая зелень». Фрагментом аэрофотосъемки обозревается наличие деревьев, кроме того, по всей протяженности территории общего пользования относительно ***, прилегающей к проезжей части согласно этой карте на территории общего пользования не имеется какой - либо застройки. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. (п.п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В соответствии с ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Таким образом, выбор земельного участка для строительства как один из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется органом местного самоуправления; с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах; включает в себя согласование акта выбора земельного участка с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, в случаях, предусмотренных федеральными законами; результатом по итогам согласования (несогласования) является либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта. В соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, в целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства на территории г. Благовещенска мэром г. Благовещенска принято постановление от *** ***, которым утвержден Порядок выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска. В соответствии с пунктом 2.1. Порядка выбора земельных участков, поступившее в администрацию города заявление гражданина или юридического лица либо обращение уполномоченного органа государственной власти о выборе земельного участка для строительства, направляется в управление организации городского строительства администрации города для предварительного рассмотрения возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке и подготовки ситуационного плана земельного участка. В силу пункта 2.2 Порядка выбора земельных участков, предварительное рассмотрение возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке проводится на основании: информации, указанной в заявлении физического или юридического лица либо в обращении уполномоченного органа государственной власти о назначении объекта, его технических и технологических данных, предполагаемом месте его размещения, обосновании примерного размера земельного участка, технико-экономическом обосновании проекта строительства или необходимых расчетов (при наличии); Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска; утвержденного проекта красных линий; информации о наличии либо отсутствии утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; информации о наличии либо отсутствии решения о разработке документации по планировке территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; информации о наличии сформированных земельных участках, границы которых пересекаются с предполагаемыми границами запрашиваемого земельного участка, а также правах третьих лиц на такие земельные участки; обследования участка на местности; информации о наличии либо отсутствии проложенных инженерных сетей на территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; иной информации, полученной от органов государственной власти, организаций, учреждений в соответствии с их полномочиями по запросу администрации города. В силу пункта 2.3 Порядка выбора земельных участков, решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке принимается в случаях: - несоответствия разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства территориальному зонированию, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска; - размещения планируемого объекта с нарушением требований СНиП *** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", градостроительных регламентов; - размещения планируемого объекта в границах сформированного земельного участка либо пересечения границ сформированных земельных участков с предполагаемыми границами запрашиваемого земельного участка, а также наличии прав третьих лиц на такие земельные участки; - размещения боксовых гаражей и подземных автостоянок при примыкании к красным линиям улиц и дорог всех типов в зонах Ж-2; Ж-2 И; Ж-3; Ж-3 И; Ж-4; Ц-1 И; Ц-1 ОИ; Ц-2; Ц-4; Ц-5; - отсутствия обоснования примерного размера земельного участка, указания на назначение объекта (технические и технологические данные); - наличия на запрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства, объектов движимого имущества, хозяйственных построек, площадок для сбора бытовых отходов и других элементов благоустройства дворовых территорий; - невозможности беспрепятственно осуществлять доступ на запрашиваемый земельный участок; - размещения планируемого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке проекта межевания в составе документации по планировке территории; - нахождения запрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, за исключением случаев строительства линейных объектов. (абзац введен постановлением администрации города Благовещенска от *** N 1935). В силу пункта 2.4 Порядка выбора земельных участков, информация о невозможности выбора земельного участка для строительства или отказ в размещении объекта с обоснованием причин направляется уполномоченному органу государственной власти либо заявителю соответственно в семидневный срок со дня принятия такого решения. Суд считает установленным, что установлено, и не оспаривалось истцом, что запрашиваемый им земельный участок находится на территории общего пользования в зеленой зоне. По совокупности положений ст. 36 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не могут использоваться для застройки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. При этом, согласно п.2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Согласно ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, обеспечение выбора земельного участка для строительства на территории общего пользования невозможно, поскольку территории общего пользования для строительства не предназначены. Кроме этого, судом учитывается, что размещение на запрашиваемом земельном участке объекта «Шиномонтаж» повлечет за собой уничтожение зеленых насаждений, что противоречит ст. 61 ФЗ-7 от *** «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой, на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функции экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. В соответствии с п. 2.3. раздела 2 Порядка выбора земельных участков (в ред. постановления администрации города Благовещенска от *** ***) в случае нахождения запрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, за исключением случаев строительства линейных объектов, принимается решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке, руководствуясь положениями указанного пункта администрация г.Благовещенска отказала Менглибаеву А. в выборе земельного участка. С учетом установленных обстоятельств и положений пункта 2.4. Порядка выбора земельных участков, в адрес истца было направлено решение о невозможности выбора запрашиваемого земельного участка с обоснованием причин. Доказательств, опровергающих доводы ответчика в судебное заседание не представлено, как и не представлено доказательств наличия других вариантов для возможности размещения объекта на запрашиваемом земельном участке, так как весь запрашиваемый земельный участок попадает в территорию общего пользования. Таким образом, оспариваемое решение администрации г. Благовещенска о невозможности обеспечения выбора земельного участка по заявлению Менглибаева А. соответствует действующему законодательству. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Менглибаева А. о признании действий администрации г. Благовещенска незаконными, возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление о выборе земельного участка для строительства шиномонтажа в квартале *** г. Благовещенска, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Менглибаева Азата - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней, срок исчисляя с даты изготовления мотивированного решения суда. Судья М.В. Исаченко