Решение о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для туристско-оздоровительного палаточного лагеря, устранении допущенного нарушения



                                              Дело № 2-7451/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года                                                                     город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Пятковой И.Е.,

с участием истца Иванова К.Г., представителя администрации города Благовещенска Денисовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Константина Геннадьевича к администрации города Благовещенска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для туристско-оздоровительного палаточного лагеря, устранении допущенного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Иванов К.Г. обратился в суд с указанным исковым заявление, в обоснование указав, что *** он обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением ***з о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка, площадью 2км2, для размещения туристско-оздоровительного лагеря, находящегося на 14 км. ***, входящего в границы зоны рекреационно-ландшафтных территорий. *** истцом было получен ответ *** от ***, согласно которому администрация г. Благовещенска рассмотрев заявление, отказала в предоставление земельного участка, так как решением Благовещенской городской Думы от ****** были утверждены Правила землепользование и застройки муниципального образования, в основных видах разрешённого использования которого не предусмотрено размещение туристско-оздоровительного лагеря. С данным решением истец не согласен, поскольку на основании п. 2 ст.98 Земельного Кодекса РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся палаточные туристско-оздоровительные лагеря туристские парки, спортивные лагеря. Просит суд обязать администрацию предоставить ему земельный участок согласно схеме в собственность за плату для туристско-оздоровительного палаточного лагеря.

В судебном заседании истец Иванов К.Г. настаивал на заявленных требованиях, поддержал доводы искового заявления.

Представитель администрации города Благовещенска Денисова И.А. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, суду пояснила, что в ходе рассмотрения заявления Иванова К.Г. было установлено, что запрошенное разрешенное использование земельного участка не соответствует градостроительному регламенту той территориальной зоны, в границах которой земельный участок запрашивается. Земельный участок находится в зоне Р2, перечень видов разрешенного использования основных и условных, который определен регламентом Р2, не предусматривает того вида разрешенного использования, который запрашивается заявителем. Два земельных участка, которые запрошены заявителем, находятся на землях, которые относятся к землям населенных пунктов. Определение «земель населенных пунктов» указано в статье 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Учитывая категорию земли и правила землепользования и застройки, требования градостроительного регламента, распространяющегося на запрашиваемой территории, было установлено обстоятельство, препятствующее принятию положительного решения по заявлению Иванова Константина Геннадьевича. Кроме, того, полагают, что истцом необоснованно заявлен способ восстановления нарушенного права предложенный заявителем, так как в настоящее время земельный участок не сформирован, координаты отсутствуют, отсутствует кадастровый учет данного земельного участка, принять решение о предоставлении такого земельного участка невозможно.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения администрации города Благовещенска, суд отмечает, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельного участка с обязательным учетом территориального зонирования закреплено положениями п. 4 ст. 34 ЗК РФ, согласно которым орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В силу частей 2, 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями участвующих в деле лиц, *** Иванов К.Г. обратился в администрацию города Благовещенска по вопросу предоставления двух земельных участков, площадью 2 кв.км. в собственность за плату для палаточного туристско-оздоровительного лагеря.

По результатам рассмотрения указанного заявления, *** администрацией города Благовещенска истцу был дан ответ ***, из содержания которого следует, что согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил, запрашиваемые истцом земельные участки, находящиеся на 14 км. ***, входят в границы зоны рекреационно-ландшафтных территорий (пассивный отдых) Р-2 (ст. 26.3 Правил), в основных видах разрешенного использования которой не предусмотрено размещение туристическо-оздоровительного лагеря.

Не согласившись с указанным решением администрации города Благовещенска, истец обратился с настоящим иском в суд.

Рассматривая законность и обоснованность оспариваемого решения администрации города Благовещенска об отказе в предоставлении двух земельных участков в собственность за плату для размещения туристско-оздоровительного лагеря, суд приходит к следующему.

Правоотношения сторон в данном случае регулируются положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ в соответствии с частями 2 - 5 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 7 земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу этой же статьи любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам.

Согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от *** ***, к рекреационным зонам земель населенных пунктов относятся, в том числе рекреационно-ландшафтные территории (пассивный отдых) Р-2.

Из представленных и исследованных в судебном заседании схем следует, что запрашиваемые истцом земельные участки расположены в границах зоны рекреационно-ландшафтных территорий (пассивный отдых) Р-2. В этой связи судом не принимаются доводы истца о том, что им были запрошены земельные участки, входящие в состав земель рекреационного назначения, на которых могут быть размещены, в том числе палаточные туристско-оздоровительные лагеря, поскольку данная категория земель относится к землям особо охраняемых территорий.

Согласно ст. 26.3 названных Правил к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне рекреационно-ландшафтных территорий относятся земли:

1. Для размещения лесных массивов, городских лесов, лесопарков, лугопарков, гидропарков, садов, скверов;

2. Для размещения лесополос санитарно-защитных зон без размещения в них объектов капитального строительства;

3. Для размещения пляжей;

4. Для размещения сафари-парков.

Между тем, ни к числу основных, ни к числу условно разрешенных видов использования земельных участков, расположенных в границах зоны рекреационно-ландшафтных территорий (Р-2), не относится возможность использования земельных участков для размещения палаточного туристско-оздоровительного лагеря, в то время как именно таким образом Ивановым К.Г. при обращении в администрацию города Благовещенска было сформулировано назначение запрашиваемых земельных участков. В этой связи судом также учитывается, что действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельной корректировки органом местного самоуправления заявленного назначения земельных участков, о предоставлении которых указывается в соответствующем обращении.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решения администрации города Благовещенска является законным и обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Иванова Константина Геннадьевича к администрации города Благовещенска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для туристско-оздоровительного палаточного лагеря, устранении допущенного нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ***.

Председательствующий                                               Никитин В.Г.