Дело № 2-7648/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Кизикиной О.А.,
с участием: помощника прокурора г. Благовещенска - Назаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Гулюватой Светланы Михайловны, к Администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Гулюватой С.М., обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Гулюватой С.М. жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.
Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от ***, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Министерство финансов РФ, Министерство финансов Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились истец, представитель ответчика Администрации г. Благовещенска, просившие о рассмотрении дела в их отсутствие, представители третьих лиц Министерства финансов Амурской области, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, не представившие сведений о причинах неявки и доказательств уважительности таких причин. При таких обстоятельствах и на основании п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В обоснование заявленного в иске указано, а в ходе судебного разбирательства помощником прокурора г. Благовещенска Назаровой Т.В. суду даны устные пояснения о том, что *** в прокуратуру г. Благовещенска поступило заявление Гулюватой С.М*** г.р., о нарушении администрацией г. Благовещенска ее жилищных прав (как сироты) в связи с непредставлением жилья, а также с просьбой о защите ее жилищных прав и интересов в судебном порядке. Из данного заявления следует, что постоянного жилья она не имеет, учебное заведение окончила в *** году, не работает. Проведенной прокуратурой г. Благовещенска проверкой, установлено следующее. Из свидетельства о рождении Гулюватой С.М. серии *** следует, что ее *** является ТИ, *** МИ. ТИ и МИ, с *** года совместно не проживают, брак между ними расторгнут. ТИ в *** году заключила брак с СЕ, Решением Благовещенского городского суда от ***, ТИ (ТИ) и МИ, лишены родительских прав в отношении *** Гулюватой С.М. Таким образом, Гулюватая С.М. осталась без попечения родителей. Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** над несовершеннолетней Гулюватой С.М. установлено попечительство и опекуном назначен ИИ. Этим же постановлением Гулюватая С.М. была включена в списки в администрации г. Благовещенска на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании учебного заведения либо по достижения совершеннолетия. В *** года Гулюватая С.М. окончила СПО «Амурский медицинский колледж» (диплом о среднем профессиональном образовании выдан *** ***). ***, Гулюватой С.М. была выдана справка о том, что объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы. Таким образом, у Гулюватой С.М. возникло право, на получение жилой площади во внеочередном порядке. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из. учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 3 ст. 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружениях Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. До настоящего времени администрация города Благовещенска не выполнила обязанность по предоставлению Гулюватой С.М. жилья во внеочередном порядке, в связи с чем, нарушило ее жилищные права. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от *** № 159-ФЗ, статьей 45 ГПК РФ, статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре», просит обязать органы местного самоуправления в лице администрации г. Благовещенска предоставить Гулюватой Светлане Михайловне жилое помещение в черте города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска Назарова Т.В. на удовлетворении заявленного требования настаивала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Позиция представителя Администрации г. Благовещенска изложена в представленному суду письменном отзыве, согласно доводам которого ответчик иск не признает. В обоснование возражений указано, что в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит. Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и в первую очередь регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от *** ***. Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** год *** предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно, разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от *** ***, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от *** *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно п. 3 ст. 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от *** ***), на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. В рамках реализации переданных полномочий было принято Постановление Правительства Амурской области от *** *** «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ***- *** годы». Основная цель принятой Постановлением Правительства Амурской области от *** *** программы - усовершенствовать систему государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем строительства быстровозводимых жилых помещений, для более мобильного и в кратчайшие сроки решения жилищных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно механизму реализации программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации программы, в части определения строительных площадок, обеспечения строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых будет осуществляться строительство. Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма. Однако, до настоящего времени, в собственность муниципального образования г. Благовещенска министерством имущественных отношений области жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не переданы, в связи с чем, администрация города Благовещенска лишена возможности исполнить переданные полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан. Таким образом, администрация города Благовещенска, является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку субъектом РФ органу местного самоуправления не переданы ни необходимые для предоставления жилые помещения. На основании вышеизложенного, Администрация города Благовещенска просит суд в иске прокурору города Благовещенска, действующему в интересах Гулюватой С.М.- отказать.
Выслушав пояснения участников процесса и исследовав доказательства дела, суд пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***), граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Из материалов дела видно, что Гулюватая Светлана Михайловна, *** года рождения, является лицом, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения с *** года, поскольку ее *** Гулюватая (Кошкорева) Т.И. и отец МИ были лишены родительских прав решением Благовещенского городского суда от ***. Над истцом было установлено попечительство и ИИ был назначен ее попечителем на основании постановления мэра г. Благовещенска от *** ***, этим же постановлением Гулюватая С.М. была включена в льготную очередь на улучшение жилищных условий.
Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ *** от *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» *** от *** (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Обстоятельства отсутствия у Гулюватой С.М. в собственности либо в пользовании на условиях социального найма жилого помещения как на территории Амурской области подтверждаются материалами дела.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ КА имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.
В *** году Гулюватая С.М. окончила ГОУ СПО «Амурский медицинский колледж».
Из копии паспорта Гулюватой С.М. усматривается что она не имеет регистрации по месту жительства.
Из заявления Гулюватой С.М., направленному прокурору г. Благовещенска следует, что Гулюватая С.М. проживает по адресу: г. Благовещенск, ***.
Понятие места жительства, с которым законодатель связывает реализацию гражданами ряда принадлежащим им прав и обязанностей, в том числе права на жилище, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от *** «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. В частности, в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Как следует из выше установленных судом обстоятельств, в настоящее время избранным Гулюватой С.М. после окончания ею учебного заведения местом жительства является г. Благовещенск, в связи с чем отказ в постановке истца на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории г. Благовещенска, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, расцениваются судом как необоснованный. В этой связи заявленное прокурором г. Благовещенска в интересах Гулюватой С.М. требование о возложении на Администрацию г. Благовещенска обязанности поставить Гулюватой С.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке является законным и обоснованным а поэтому подлежит удовлетворению.
При этом судом учитываются положения пункта 2 Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, разработанного в соответствии с вышеприведенными положениями ст. 4 Закона Амурской области и утвержденного Постановлением *** от *** N 222, которым предусмотрено, что однократное внеочередное обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета.
Доводы представителя Администрации г. Благовещенска о том, что Администрация г. Благовещенска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку субъектом РФ органу местного самоуправления не переданы необходимые для предоставления жилые помещения, судом отвергаются как необоснованные, поскольку признаков несоответствия этого постановления вышеприведенным законоположениям не усматривается.
При этом судом учитывается, что по смыслу ст. 1 Закона РФ от *** *** «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Предусмотренные указанным ранее Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Постановлением Правительства Амурской области от *** *** был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно приложению *** к Закону Амурской области *** от ***, в бюджете *** на *** год предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе, для муниципального образования г. Благовещенска - в размере ***.
Однако, как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение истцу Гулюватой С.М. органом местного самоуправления- Администрацией г. Благовещенска не предоставлено.
При этом судом учитывается, что само по себе отсутствие в деле доказательств принятия Гулюватой С.М. на соответствующий учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения существенного правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку в данном случае постановка такого лица на указанных учет сама по себе не является основанием возникновения у лица права на получение жилья, а лишь фиксирует и подтверждает на соответствующем уровне наличие уже существующего у него права на внеочередное получение жилья, равно как и наличие обязанности соответствующего органа государственной власти по предоставлению жилого помещения.
Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации г. Благовещенска.
При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров.
С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Гулюватой С.М., следует удовлетворить, обязав Администрацию г. Благовещенска предоставить Гулюватой С.М. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим условиям, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма. При этом судом учитывается, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Гулюватой Светланы Михайловны, - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Гулюватой Светлане Михайловне жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов