Дело № 2-7793/11 именем Российской Федерации *** года город Благовещенск Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Никитина В.Г., при секретаре Пятковой И.Е., с участием представителя администрации города Благовещенска Денисовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаркова Андрея Вячеславовича к администрации города Благовещенска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для озеленения в квартале *** города Благовещенска, устранении допущенного нарушения, УСТАНОВИЛ: Агарков А.В. обратился в суд с данным иском, в обоснование указав, что *** им был получен отказ администрации города Благовещенска в предоставлении ему в аренду земельного участка, находящегося в квартале ***, для озеленения, поскольку запрашиваемая территория не обеспечена проектом планировки и проектом межевания территорий. Считает данный отказ незаконным, поскольку бездействие администрации города в исполнении возложенной на нее функции по подготовке проектов межевания и планировки территории не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Единственным условием предоставления является учет зонирования территории, т.е. соответствие разрешенного вида использования участка указанной в заявлении цели. Как следует из оспариваемого отказа, запрашиваемый земельный участок расположен в зоне торгово-коммунальных центров с ограничениями по условиям регулирования озеленения территорий (***). Основным видом разрешенного использования согласно статье 21.8 указанных выше Правил является размещение зеленых насаждений, т.е. озеленение. Следовательно, цель, указанная в заявлении, и вид разрешенного использования участка согласно зоне расположения совпадают. По мнению истца, отказ администрации города Благовещенска в предоставлении земельного участка для озеленения является незаконным, т.к. не основан на нормах земельного и градостроительного законодательства. На основании изложенного, истец просит суд признать отказ в предоставлении ему в аренду для озеленения земельного участка, находящегося в квартале ***, незаконным и обязать администрацию города Благовещенска утвердить и выдать истцу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании представитель администрации города Благовещенска Денисова И.А. возражала относительно заявленных требований, суду пояснила, что *** в администрацию города Благовещенска поступило заявление Агаркова А.В. (вх. ***) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 300 кв.м. для озеленения. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации решением Благовещенской городской Думы от *** *** утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска (далее Правила). Запрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне торгово-коммунальных центров с ограничениями по условиям регулирования озеленения территорий (***). Зона выделена для обеспечения правовых условий формирования локальных центров со спектром коммерческих, торговых, складских и коммунальных функций районного и городского значения на территориях существующей усадебной жилой застройки, находящейся в границах санитарно-защитных зон и не имеющей возможности развития как жилой зоны. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне *** является такой вид, как размещение зеленых насаждений. Однако в отношении зоны Ц-7 установлен особый регламент: развитие и реконструкция территорий в данной зоне, формирование земельных участков для основных и условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляются только посредством подготовки проектов планировки и проектов межевания территорий, а также проектов обоснования санитарно-защитных зон (ст. 21.8. Правил). В отношении территории квартала *** проекты планировки и межевания не разрабатывались. Таким образом, особый регламент зоны *** определяет невозможность формирования, и, как следствие, предоставления земельных участков, запрашиваемых в границах данной зоны, в отсутствие проектов планировки и проектов межевания территорий, что и было учтено в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса РФ при рассмотрении заявления Агаркова А.В. На основании изложенного, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований. В судебное заседание не явился истец Агарков А.В., о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд определил в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Выслушав пояснения представителя администрации города Благовещенска, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Как следует из материалов дела, *** Агарков А.В. обратился с заявлением на имя главы администрации города Благовещенска с просьбой о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 300 кв.м., расположенного в квартале ***, с целью использования - озеленение, согласно прилагаемой схеме (вх. *** Администрация города Благовещенска, рассмотрев данное обращение, отказала заявителю в предоставлении земельного участка для озеленения в *** квартале города Благовещенска. В обоснование письменного отказа от *** *** указано, что на сегодняшний день территория, в границах которого расположен запрашиваемый земельный участок, не обеспечена проектом планировки и проектом межевания территории. Не согласившись с данным отказом, Агарков А.В. обратился с настоящим иском в суд. Рассматривая требования Агаркова А.В. по существу, суд исходит из следующего. Из материалов дела следует, что заявитель обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении земельного участка для озеленения, то есть для целей, не связанных со строительством. Таким образом, правоотношения сторон в данном случае регулируются положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ в соответствии с частями 2 - 5 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Согласно частям 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территории (часть 2). В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2 статьи 43). Согласно статьи 45 названного Кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения (часть 3). Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий (часть 4). Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5). Из анализа приведенных норм права следует, что обеспечение подготовки документации по планировке территории поселения является обязанностью органа местного самоуправления, которая не может быть возложена на граждан, обратившихся с заявлениями о предоставлении земельных участков в границах данной территории. Соответственно, отсутствие такой документации не может быть признано достаточным и законным основанием для отказа в удовлетворении указанных заявлений. Помимо этого, анализируя положения приведенных норм, суд приходит также к выводу о том, что статья 43 Градостроительного кодекса РФ не ставит возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в зависимость от существования проекта планировки и межевания соответствующей территории. Более того, исходя из содержания статьи 34 Земельного кодекса РФ при определении возможности предоставления земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством обязательным является только учет зонирования соответствующей территории, в границах которой предоставляется земельный участок. Из содержания статьи 30 Градостроительного кодекса РФ усматривается, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, составной частью которого является карта градостроительного зонирования. Решением Благовещенской городской Думы от *** *** были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, составной частью которых является карта градостроительного зонирования. Исходя из указанной карты градостроительного зонирования запрашиваемый земельный участок расположен в зоне торгово-коммунальных центров с ограничениями по условиям регулирования озеленения территорий (Ц-7). Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне Ц-7 является такой вид как размещение зеленых насаждений. Кроме того, из представленного фрагмента аэрофотосъемки квартала *** города Благовещенска следует, что запрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости от жилого дома Агаркова А.В. (г. Благовещенск, ***) и полностью занят зелеными насаждениями, что соответствует заявленному Агарковым А.В. при обращении в администрацию города Благовещенска виду использования - для озеленения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что необходимости предварительной разработки проектов планировки и межевания территории в данном случае, исходя из находящихся во взаимной связи положений статьи 34 Земельного кодекса РФ и статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, не имелось. По тем же причинам не может быть признана допустимой ссылка представителя администрации города Благовещенска на особый регламент зоны ***, в соответствии с которым развитие и реконструкция территорий в данной зоне, формирование земельных участков для основных и условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляются только посредством подготовки проектов планировки и проектов межевания территорий, а также проектов обоснования санитарно-защитных зон (п. 21.8 Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска). Обеспечение исполнения данного особого регламента зоны *** возложено на орган местного самоуправления, вследствие чего отсутствие проектов планировки и проектов межевания соответствующих территорий свидетельствует о неисполнении указанной обязанности администрацией города Благовещенска, а потому не может служить препятствием для реализации гражданином своих прав. В связи с изложенным, оспариваемый отказ администрации города Благовещенска по мотиву отсутствия проектов планировки и межевания территории следует признать незаконным. В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд принимает во внимание, что единственным основанием к отказу заявителю в предоставлении земельного участка явилось отсутствие проектов планировки и межевания территории, в границах которой расположен запрашиваемый земельный участок. При этом, иные обстоятельства возможности предоставления Агаркову А.В. земельного участка администрацией города Благовещенска не выяснялись. Из анализа п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что суд, признавая действия должностного лица, органа местного самоуправления незаконными, не вправе, определяя способ восстановления нарушенного права, предрешать решение данного органа власти в случае повторного рассмотрения им заявления по вопросу предоставления земельного участка. Поскольку отказ администрации города Благовещенска в предоставлении заявителю спорного земельного участка судом признан незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения на администрацию города Благовещенска следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в квартале *** города Благовещенска по заявлению Агаркова А.В. от *** (вх. ***). С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным отказ администрации города Благовещенска в предоставлении Агаркову Андрею Вячеславовичу земельного участка для озеленения в квартале *** города Благовещенска на основании его заявления от *** (вх. ***). Обязать администрацию города Благовещенска повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Агаркову Андрею Вячеславовичу земельного участка для озеленения в квартале *** города Благовещенска на основании его заявления от *** (вх. ***). Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято ***. Председательствующий Никитин В.Г.