Дело №2-5623/11 *** год г. Благовещенск Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи М.В. Исаченко, при секретаре Терзи Д.Л., С участием представителей истца Кондратюк Л.Ф. - Красюк И.А., представителя ответчика администрации г. Благовещенска - Денисовой И.А., Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратюк Лидии Филипповны к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения *** от ***, возложении обязанности предоставить утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории для размещения открытой спортплощадки в *** квартале г. Благовещенска, - УСТАНОВИЛ: В Благовещенский городской суд обратилась Кондратюк Л.Ф. с указанным исковым заявлением к администрации г. Благовещенска, в обоснование заявленных требований указала о том, что *** обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением *** о предоставлении в собственность за плату земельного участка для целей, не связанных со строительством - размещения открытой спортплощадки в *** квартале г. Благовещенска. На что получила письмо *** от *** об отказе в связи с тем, что весь запрашиваемый участок входит в границы «красных линий». Формирование и предоставление гражданам земельных участков, наводящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством осуществляется на основании ст. 34 Земельного кодекса РФ и ПЗЗ г. Благовещенска. Исходя из содержания ст. 34 ЗК РФ при определении возможности предоставления земельного участка в собственность для целей не связанных со строительством обязательным является только учет зонирования соответствующей территории, в границах которой предоставляется земельный участок. Из содержания ст. 30 Градостроительного кодекса РФ усматривается, что документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки города. Границы «красных линий», указанные в ответе администрации г. Благовещенска не опубликованы, не прошли публичные слушания, не утверждены нормативным актом, не отражены в материалах инвентаризации, не сформированы проектом планировки и межевания квартала, не сформированы в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, возможное их формирование в будущем не может служить препятствием исполнения заявления в настоящем, не имеют координат. На основании изложенного истец полагает, что решение *** от *** администрации г. Благовещенска является незаконными, нарушающим ее право предусмотренное ст. 34 ЗК РФ, создает препятствие истцу в осуществлении ее прав и свобод гарантированных Конституцией РФ и иными законодательными актами Российской Федерации. Просит признать незаконными решение администрации г. Благовещенска *** от ***, в качестве способа восстановления нарушенного права обязать администрацию г. Благовещенска предоставить утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории для размещения открытой спортплощадки в *** квартале г. Благовещенска. В судебном заседании представитель истца настаивала на заявленных требованиях, поддержала пояснения, изложенные в исковом заявлении, в дополнение указала, что Федеральным законом *** от *** введен в действие Градостроительный кодекс Российской Федерации. Согласно ст. 43 градостроительного кодекса РФ красные линии утверждаются только в проекте планировки квартала и координируются на основании проекта межевания территории. В настоящее время территория, в границах которого расположен запрашиваемый земельный участок, не обеспечена проектом планировки, не сформирована проектом межевания территории. В своем возражении на исковое заявление Кондратюк Л.Ф. администрация ссылается на постановление мэра г. Благовещенска от *** *** об утверждении проекта красных линий г. Благовещенска. Однако данное постановление не соответствует действующему законодательству и не подлежит применению так как, согласно п. 2 указанного постановления управление архитектуры и градостроительства должно обеспечить проведение работ по координированию красных линий. Далее координаты должны быть утверждены постановлением и опубликованы в средствах массовой информации. Согласно инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселения Российской Федерации РДС *** определен порядок согласования и утверждения проекта красных линий. Согласно п. 4,5 инструкции после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. Согласно п. 4,8 подлинные чертежи планов красных линий, разбивочных чертежей и актов установления (изменения) красных линий хранятся в органах архитектуры и градостроительства вместе с соответствующей градостроительной документацией. П. 5 инструкции установлены требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий, а также вынос красных линий в натуру (на местность), т.е. п. 5.10 и 5.11 устанавливается как и кем поворотные точки красных линий закрепляются на местности. Представитель ответчика администрации г. Благовещенска, действующая на основании доверенности, Денисова И.А. иск не признала, указав в обоснование возражений, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого решения, позволяющих сделать вывод о том, что отказ от *** *** вынесен в нарушение требований действующего законодательства: Согласно ст. 34 Земельного Кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Согласно ст. 30, 32, 34 Земельного кодекса Российской Федерации формирование и предоставление земельных участков для строительства, а также для целей, не связанных со строительством, осуществляется с учетом зонирования территорий. Администрацией было установлено, что запрашиваемый земельный участок запроектирован с нарушением красной линии квартала *** (т.е расположен на территории общего пользования). Согласно ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** утвержден проект красных линий г. Благовещенска. По совокупности положений ст. 36 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не могут использоваться для застройки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. При этом, согласно п.2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. В соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Вместе с тем, как видно из заявления земельный участок запрашивается в собственность за плату (т.е. для личного пользования). Таким образом, размещение земельного участка для открытой спортплощадки на территории общего пользования невозможно, поскольку территории общего пользования вообще не предусмотрена для какого либо использования со стороны граждан и юридических лиц. На основании изложенного, полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Истец Кондратюк Л.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, обеспечила в суд явку своего представителя - Красюк И.А. В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствии истца. Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истец обратился в администрацию г. Благовещенска с заявление *** *** о предоставлении земельного участка, используемого для размещения открытой спортплощадки, в квартале *** г. Благовещенска в собственность за плату. К заявлению приложена схема участка. Как следует из ответа администрации г. Благовещенска от *** ***, решением Благовещенской городской Думы от *** *** утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска. Согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил, запрашиваемый земельный участок, находящийся в квартале ***, расположен в зоне *** (ст. 23.6), в основных видах разрешенного использования которой предусмотрено размещение общеквартальных спортивных площадок. Практически весь запрашиваемый земельный участок входит в границы «красных линий» - линий обозначающих существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ). Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятсвеннно пользуется неограниченный круглый лиц. В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, а так пунктом 8 статьи 28 Федерального Закона от *** *** «О приватизации государственного и муниципального имущества», земельные участки общего пользования отчуждению не подлежат. На основании изложенного истцу отказано в предоставлении земельного участка. Согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Согласно ст. 30,32,34 ЗК РФ формирование и предоставление земельных участков для строительства, а также для целей, не связанных со строительством, осуществляется с учетом зонирования территорий. В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ градостроительное зонирование определяется как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Согласно п. 1 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и т.д. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ решением Благовещенской городской Думы от *** *** утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска. Согласно ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. В случае, если виды такого использования не входят в перечень видов разрешенного использования то земельные участки, и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальной зоны. Зона Ж-3 согласно ст. 23.6 Правил является зоной многоэтажной жилой застройки. Зона выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов многоквартирных жилых домов без ограничения уровня этажности при условии соблюдения принципов построения силуэта застройки и размещения градостроительных акцентов с высокой плотностью застройки, а также сопутствующих объектов повседневного обслуживания местного уровня, скверов, игровых и спортивных площадок. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности утверждения ответчика о том, что градостроительным регламентом данной зоны установлено, что размещение садов, скверов, аллей, спортивных площадок и т.д. возможно только в качестве сопутствующих объектов к многоквартирным жилым домам, т.е. использование таких земельных участков возможно только в качестве территорий общего пользования. В рассматриваемом случае земельный участок запрашивается для размещения открытой спортплощадки в собственность за плату. Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** утвержден проект красных линий г. Благовещенска. Постановление опубликовано в газете «Благовещенск» *** от *** На дату принятия постановления мэра г. Благовещенска от *** *** действовала редакция Федерального закона от *** *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. от ***, редакция Устава муниципального образования г. Благовещенска от *** Согласно ч. 2, 3 ст. 47 Федерального закона от *** *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. от *** муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования. Согласно ч. 4 ст. 40 Устава официальным опубликованием муниципальных правовых актов является первая публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном решением городской Думы. В соответствии с решением Благовещенской городской Думы от *** *** «Об определении официального источника опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации» с *** официальным источником опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации была определена газета «Благовещенск». Опубликование постановления мэра *** было осуществлено в полном соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на дату его принятия, которое не предусматривало каких-либо иных требований к содержанию опубликовываемого муниципального правового акта, кроме как размещение в печатном издании полного текста такого акта, в связи с чем, у администрации города Благовещенска отсутствовали основания для публикации информации, отсутствующей в самом тексте постановления и его приложениях. При этом, законодателем не определена форма публикации проекта красных линий как самостоятельного градостроительного документа. Отсутствует норма закона, которая бы возлагала на орган местного самоуправления обязанность опубликования всего комплекса документов, составляющих проект красных линий. Положениями главы 7 Градостроительного кодекса РФ определены основы информационного обеспечения градостроительной деятельности. Так, в соответствии с ч. 1 - 4 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: сведения: а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; д) о документации по планировке территории; е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; ж) об изъятии и о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд; з) о геодезических и картографических материалах; 2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках; 3) иные документы и материалы. Согласно ч. 8 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа. В соответствии с ч. 1, 6 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Согласно ч. 10 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» во исполнение статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности и введено в действие с *** Таким образом, законодателем предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставлению по запросам заинтересованных лиц соответствующей информации, необходимой для осуществления градостроительной деятельности. Учитывая, что информация о размещении красных линий относится к информации, подлежащей включению в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, получение данной информации физическими и юридическими лицами осуществляется в порядке, предусмотренном положениями главы 7 Градостроительного кодекса РФ. Согласно ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ территорией общего пользования, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не могут использоваться для застройки. Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. Согласно п.2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. В соответствии с п. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования в городских и сельских поселениях, к которым в силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ относятся и проезды, предназначены для удовлетворения общественных интересов населения; порядок их использования определяется органами местного самоуправления. В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Из содержания пунктов 11, 12 статьи 1 ГрК РФ следует, что к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в т.ч. площади, улицы, проезды, скверы, бульвары), и обозначенные красными линиями. На основании п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от *** *** "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, территория общего пользования не предусмотрена для какого - либо использования со стороны граждан и юридических лиц. В соответствии с действующим законодательством проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе проекта планировки территории согласно ст. 42 Гр К РФ. В соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от *** *** (далее Инструкции), п. 4.1 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов. В силу п. 4.3 Инструкции, в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки. В силу п. 4.4 Инструкции при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Из п. 4.6 Инструкции следует, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения. Анализ норм Градостроительного Кодекса РФ, его статей 28, 58 позволяет суду сделать вывод, что проект красных линий относится к градостроительной документации и в силу положений п.4.4 Инструкции может быть разработан в качестве самостоятельного документа - проекта красных линий для обеспечения возможности осуществления строительства на территории г. Благовещенска, распоряжения земельным участками. Суд обращает внимание, что постановление мэра г. Благовещенска от *** *** является действующим, не отменено, не признано незаконным, подлежит применению к спорным правоотношениям, несоответствия постановления закону суд не усматривает. Учитывая приведенные обоснования, суд считает установленным наличие красной линии по части земельного участка, запрашиваемого истцом, что подтверждено выкопировкой из карты градостроительного зонирования. В этой связи у администрации г. Благовещенска отсутствовали основания для утверждения и выдачи схемы расположения запрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, решения вопроса о предоставлении участка истцу в собственность за плату, при таких обстоятельствах требования иска удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ РЕШИЛ: Исковое заявление Кондратюк Лидии Филипповны к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения *** от ***, возложении обязанности предоставить утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории для размещения открытой спортплощадки в *** квартале г. Благовещенска - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в 10-ти дневный срок, исчисляя срок с даты изготовления решения суда в окончательной форме. Судья М.В. Исаченко