Дело № 2 - 8086/11 именем Российской Федерации г. Благовещенск *** Благовещенский городской суд Амурской области в составе: Председательствующего судьи Гоковой И.В., При секретаре Барковской А.Г., С участием представителя истца - Катэба Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катэба Людмилы Анатольевны к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, - УСТАНОВИЛ: Катэба Л.Н. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с указанным исковым заявлением к Администрации г. Благовещенска, в обоснование заявленных требований, суду указала, что она, на основании договора мены от *** является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: ***, в котором ею, без наличия на то соответствующего разрешения была произведена перепланировка данного жилого помещения, выразившаяся в демонтаже ненесущих перегородок, которые огораживали встроенный шкаф, в разборе встроенного шкафа, в установлении новой не несущей каркасной перегородки с дверным проемом. На ее обращение в администрацию *** с заявлением о согласовании произведенных переустройства и перепланировки данного жилого помещения, был получен отказ - решение *** от ***. Между тем, переустройство и перепланировка не нарушают надежности конструкции квартиры, а также каких-либо норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, что подтверждается соответствующими заключениями и согласованиями проекта надзорными и контролирующими органами. Считает отказ в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения незаконным, поскольку в соответствии с ч.4 ст. 29 ЖК РФ жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и перепланированном состоянии, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. Просит суд признать неправомерным решение администрации г. Благовещенска Амурской области от *** *** об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (квартиры) находящейся по адресу ***, сохранить указанную квартиру в перепланированном состоянии. В судебном заседании истица на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, суду высказала аналогичные доводы, указанные в иске. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд, с учетом мнения истца, полагавшей возможным рассмотрение дела при данной явке, руководствуясь ч.4, ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика - администрации гор. Благовещенска. Выслушав доводы истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам. Из договора об обмене квартир от *** следует, что Катэба Людмила Анатольевна является собственником жилого помещения *** в г.Благовещенске, состоящей из 2-х комнат, полезной площади 46,3 кв.м., в том числе жилой 31,4 кв.м.. Как установлено в судебном заседании, и следует из иска, в *** была произведена перепланировка данного жилого помещения, выразившаяся в демонтаже ненесущих перегородок, которые огораживали встроенный шкаф, в разборе встроенного шкафа, в установлении новой не несущей каркасной перегородки с дверным проемом, в результате чего изменилась конфигурация квартиры. Данная перепланировка, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, является в силу ст.29 ч.1 ЖК РФ самовольной. Истица обратилась в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки *** в г. Благовещенске. Решением Администрации г. Благовещенска *** от *** в согласовании перепланировки жилого помещения - *** собственнику указанного жилого помещения было отказано, в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольной перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. При этом было разъяснено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ истцу был установлен срок - 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого он обязан привести жилое помещение, расположенное по адресу: *** прежнее состояние, о чем информировать администрацию г. Благовещенска и представить подтверждающие документы (технический паспорт). В соответствии с ч.1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. Между тем согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства. На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст.27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно отказано истцу в согласовании перепланировки в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства. Таким образом, принимая во внимание указанные выше законоположения и правовую позицию верховного Суда РФ, уд приходит к выводу, что требования истца о признании указанного решения незаконным, подлежат удовлетворению. В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью. Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки жилого помещения - ***; технический паспорт на перепланированное жилое помещение. Постановлением мэра г. Благовещенска *** от ***"Об утверждении Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» (в ред. постановления администрации города Благовещенска от *** N 2322), в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые. В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора. В соответствии с п. 1.3. Положения, проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах. При подготовке проектной документации по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений при устройстве балконов (лоджий) необходимо учитывать следующие условия: - устройство балконов (лоджий) на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих на улицы города, допускается только в случае реконструкции всего дома; - устройство единичных балконов (лоджий) допускается в случаях их размещения на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих внутрь квартала, при этом архитектурное и цветовое решение балкона (лоджии) должно соответствовать единому решению (архитектурному и цветовому) жилого дома и ранее пристроенным балконам (лоджиям); - материал строительства и отделки балконов (лоджий) должен соответствовать материалам строительства существующих балконов (лоджий); - размеры балкона (лоджии) не должны превышать размеры существующих вышерасположенных балконов (лоджий); - не допускается устройство балконов (лоджий) в случае, если на фасаде отсутствуют вышерасположенные балконы (п. 1.6 Положения). В силу п. 2.1. Положения, проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома. Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения при устройстве балконов (лоджий) подлежит обязательному согласованию: - управлением архитектуры и градостроительства администрации города Благовещенска; - ОАО "Амургаз". (п. 2.2 Положения). В силу п. 2.3. Положения, в случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказчик представляет информацию: - о зарегистрированных правах собственности на все объекты недвижимого имущества, расположенные в данном многоквартирном доме, представленную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области; - о многоквартирном доме (год постройки, количество квартир, этажность, общая площадь, жилая площадь, процент износа), представленную организацией (органом), осуществляющей технический учет недвижимого имущества либо предоставляющей услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома (п. 2.4. Положения). При изменении размера общего имущества в коммунальной квартире путем ее перепланировки и (или) переустройства заказчик представляет письменное согласие всех собственников комнат в данной квартире, удостоверенное нотариусом (п. 2.5 Положения). Истцом представлен проект перепланировки ***, выполненный архитектором ФИО1 (лицензия *** от *** - бессрочная). В силу п.п. 1.3., 1.4, 2.1, 2.2 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, при перепланировке проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах. В состав проектной документации входят: план до перепланировки; план после перепланировки; чертежи архитектурных элементов фасадов (при устройстве входов, тамбуров входов); конструктивные детали и узлы (при необходимости); решения по внутреннему инженерному оборудованию (при необходимости); план благоустройства (при необходимости). Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома. В случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик представляет на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При изменении размера общего имущества в коммунальной квартире путем ее перепланировки и (или) переустройства заказчик представляет письменное согласие всех собственников комнат, удостоверенное нотариусом. По мнению суда, для решения вопроса о сохранении квартиры в перепланированном и (или) переустроенном состоянии необходимо представление аналогичных согласований, и наличия соответствия произведенных перепланировки и переустройства жилого помещения требованиям, которым должно отвечать переустроенное и перепланированное жилое помещение. Согласно проекту перепланировки ***, в ней выполнены следующие работы: снесен встроенный шкаф, огороженный деревянными перегородками, перенесен дверной проем на место дверок шкафа, а существующая дверь закладывается кирпичом, площадь жилой комнаты увеличивается за счет площади снесенного шкафа. От жилой комнаты площадью 17,6 кв.м. отгораживается каркасной ненесущей перегородкой коридор для того, чтобы жилая комната стала непроходной. Площадь данной жилой комнаты не уменьшается. Переустройство и перепланировка указанного жилого помещения не влияют на надежность и устойчивость конструкций. Согласование проекта перепланировки *** г. Благовещенска с Управлением архитектуры и градостроительства г. Благовещенска не требуется, в соответствии с Постановлением мэра г. Благовещенска *** от *** Кроме того, судом учитывается, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральным законом от *** № 232-ФЗ и вступившими в силу с ***, в настоящее время наличие санитарно-эпидемиологического заключения на переустроенный и перепланированный объект не требуется, в связи с чем, по мнению суда, согласование проектной документации с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области также не требуется. Согласование отделом ГПН по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области в данном случае не требуется, поскольку на проекте переустройства и перепланировки *** имеется отметка о соответствии его противопожарным нормам. Кроме того, проект переустройства и перепланировки жилого помещения - *** согласован *** с обслуживающей организацией - ООО «ЖКХ Амурстрой». На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки указанного жилого помещения. Согласно, техническому заключению ФИО1, произведено обследование ***, при осмотре корой выявлено, что в данной квартире произведена перепланировка, согласно разработанного проекта. Данная перепланировка *** не снижает несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Учитывая отсутствие в связи с осуществлением перепланировки и переустройства нарушения, прав и законных интересов граждан, равно как и создания, этой перепланировкой, переустройством угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании перепланировки и переустройства нарушаются права и законные интересы истца на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки и переустройства жилого помещения и создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, - РЕШИЛ: Признать решение администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения - *** незаконным. Сохранить *** в перепланированном состоянии. Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: Решение в окончательной форме принято ***.