Дело № АА-199/11 РЕШЕНИЕ г. Благовещенск 28 марта 2011 года Судья Благовещенского городского суда Амурской области Чучумаев Н.Н., при секретаре Киценко Д.М., с участием представителя Управления Росреестра по Амурской области - Астайкиной Е.С., защитника Санаровой Е.И. - Шинкевич Г.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Управления Росреестра по Амурской области, действующей на основании доверенности *** от ***, на постановление по делу об административном правонарушении от ***, установил : Постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** прекращено производство по делу об административном правонарушении по признакам ст. 17.7 КоАП РФ, возбуждённое в отношении должностного лица *** Санаровой Е.И., в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. Не согласившись с данным постановлением, представитель Управления Росреестра по Амурской области подала жалобу в Благовещенский городской суд, поставив вопрос об отмене постановления от *** как необоснованного. Указала, что на основании определения Арбитражного суда Амурской области от *** по делу № *** в отношении ИП ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении и проводилось административное расследование, в рамках которого административным органом исследовался вопрос о правомерности расходования денежных средств *** конкурсным управляющим ФИО1 В этой связи Управлением в порядке ч. 1 ст. 26.9 КоАП РФ в *** была запрошена информация о предоставлении выписки о движении денежных средств по расчётному счёту *** в период с *** на дату запроса. Данная информация была затребована должностным лицом органа, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, в соответствии с предоставленными данному органами полномочиями. Считает, что режим банковской тайны не распространяется на доступ к ней государственных органов, их должностных лиц, действующих в пределах их компетенции, получающих информацию при выполнении ими надзорных, контрольных и иных функций. Кроме того, нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют приоритетное положение по отношению к положениям Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Непредставление запрашиваемых сведений не позволило Управлению надлежащим образом осуществить проверочные мероприятия в отношении конкурсного управляющего *** ФИО1 в части распоряжения расчётным счётом должника в *** в ходе конкурсного производства и установить наличие (отсутствие) в её действиях нарушений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В судебное заседание не явилась Санарова Е.И., о месте и времени судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, не ходатайствовала об отложении судебного разбирательства, обеспечила явку своего защитника. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Санаровой Е.И. В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Амурской области на доводах жалобы настаивала. Защитник Санаровой Е.И. - Шинкевич Г.П. полагает, что постановление законно и обоснованно. Просит отказать в удовлетворении жалобы. Разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов, ходатайств не заявлено. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ состоявшиеся по делу об административном правонарушении судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объёме, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления и направление дела на новое рассмотрение. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушений является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Из материалов дела усматривается, что Управлением Росреестра по Амурской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего *** ИП ФИО1 по факту нарушения норм законодательства о несостоятельности (банкротстве), назначено административное расследование. Поводом к возбуждению дела послужило поступившее в Управление определение Арбитражного суда Амурской области от *** по делу № ***. В соответствии с частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области несостоятельности (банкротства) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Из материалов дела также усматривается, что решением Арбитражного суда Амурской области от *** по делу № *** *** признан несостоятельным (банкротом) и в отношении пего введена процедура банкротства - конкурсное производство. В ходе проведения административного расследования должностным лицом Управления Росреестра по Амурской области для решения вопроса о правомерности расходования денежных средств *** конкурсным управляющим ФИО1 *** в *** была запрошена информация о предоставлении выписки о движении денежных средств по расчётному счёту *** в период с *** на дату запроса. Письмом от *** за подписью *** Санаровой Е.И. в представлении запрашиваемой информации отказано со ссылкой на п. 2 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1. *** в адрес кредитного учреждения направлен повторный запрос о предоставлении указанной информации. *** в Управление представлен повторный отказ в предоставлении запрашиваемых сведений, с аналогичной ссылкой. Согласно ч. 1, 2 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Согласно п. 1, 2 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти в области финансовых рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). В силу ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну. Согласно п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.23 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 (в ред. от 30.10.2010 N 878, от 28.01.2011 N 39) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению, в том числе государственного контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций (п. 5.1.9 Положения). В соответствии с п. 6.1 этого же Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. Согласно ч. 1, 2 ст. 26.9 КоАП РФ для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса. Нарушение указанных требований закона влечёт административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП РФ, согласно которой умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ). Объектом данного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Субъектом правонарушения являются, в том числе должностные лица - в данном случае *** Санарова Е.И. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ). Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). Учитывая, что режим банковской тайны не распространяется на доступ к ней государственных органов, их должностных лиц, действующих в пределах их компетенции, получающих информацию при выполнении ими надзорных, контрольных и иных функций, поскольку названное право на получение запрашиваемых сведений предоставлено им нормами КоАП РФ. Применение положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет приоритетное значение по сравнению с положениями статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Изучив представленный административный материал, прихожу к выводу о том, что запрашиваемая в *** в рамках проведения административного расследования в отношении арбитражного управляющего *** ИП ФИО1 информация должна была быть предоставлена должностным лицом - Санаровой Е.И. в установленный законом срок. Запрашиваемые сведения имели существенное значение для разрешения дела и принятия по результатам административного расследования соответствующего решения. Непредставление запрашиваемой информации в Управление не позволило надлежащим образом осуществить проверочные мероприятия в отношении конкурсного управляющего *** ФИО1 в части распоряжения расчетным счетом должника в *** в ходе конкурсного производства и установить наличие (отсутствие) в ее действиях нарушений Закона о банкротстве. Вывод мирового судьи об отсутствии в действиях Санаровой Е.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, не основан на законе. Учитывая изложенное, постановление мирового судьи от *** подлежит отмене. В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, учитывая требование ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление от *** следует отменить, материалы дела возвратить на новое рассмотрение. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ : постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку *** от *** о прекращении производства по делу об административном правонарушении по признакам ст. 17.7 КоАП РФ, возбуждённого в отношении должностного лица - управляющей филиалом *** Санаровой Е.И., - отменить, материалы дела возвратить на новое рассмотрение. Решение может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях председателю Амурского областного суда. Судья Н.Н. Чучумаев