ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ



Дело № 5-1665/10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ19 ноября 2010 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Крук А.В.,

при секретаре Якимовой А.А.,

с участием представителя юридического лица - ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры» Романцовой Т.А., Иваницкой Т.А.

государственного инспектора отдела ГПН по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области Кульгавый Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица - ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры»,

УСТАНОВИЛ:

12 ноября 2010 года в Благовещенский городской суд поступили материалы по факту совершения юридическим лицом - ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть по факту нарушения требований Правил пожарной безопасности.

Представитель ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры» суду пояснила, что на момент проверки нарушения Правил пожарной безопасности действительно имелись. Вместе с тем колледж является бюджетным учреждением. Ею как руководителем колледжа неоднократно направлялись соответствующие письма с просьбой выделить денежные средства на устранение нарушений Правил пожарной безопасности. В настоящее время решён вопрос о выделении колледжу 2-х миллионов рублей и к 25 декабря 2010 года выявленные нарушения Правил пожарной безопасности будут устранены. Представлены документы, свидетельствующие о принятии с её стороны мер по обеспечению финансирования колледжа (письма в адрес министра) для обеспечения мер пожарной безопасности. Также пояснила, что на 1-м этаже учебного корпуса колледжа проводятся ремонтные работы, в том числе по устранению нарушений Правил пожарной безопасности.

Инспектор отдела ГПН по г. Благовещенску на привлечении колледжа к ответственности настаивает, пояснил, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей. Просит назначить наказание в виде административного приостановления деятельности 1-го этажа учебного корпуса колледжа, в котором в настоящее время ведётся ремонт и 3-го подъезда общежития, в котором проживают граждане по договорам найма. Со стороны руководства колледжа приняты необходимые меры по соблюдению требований Правил пожарной безопасности (изданы приказы и т.д.), выявленные нарушения допущены в связи с недостаточным финансированием колледжа.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), и другими нормативными правовыми актами.

Законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях единообразного понимания и толкования правил пожарной безопасности установлен ряд основных понятий, в том числе нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определено, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Положениями ППБ 01-03 установлено, что нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год (пункт 36 ППБ 01-03).

В соответствии с п.п. 96, 98 ППБ 01-03 Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (пункт 96 ППБ 01-03).

Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации (пункт 98 ППБ 01-03).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов (Пункт 53 ППБ 01-03).

Пунктом 3.9 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 (ред. от 07.02.2008) «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» установлено, что СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией) должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания.

10 ноября 2010 года отделом ГПН по г. Благовещенску проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в помещениях учебного корпуса ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры», расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 157 и общежития ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры», расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Б - Хмельницкого, 82, в ходе которой выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности:

В помещении учебного корпуса ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры», расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 157 -

- системы АУПС и СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией) находится в неработоспособном состоянии (п. 96, 98 ППБ 01-03);

- провода соединительных линий СОУЭ проложены в коробах и каналах, выполненных из горючих материалов (п. 3.9 НПБ 104-03);

- не проведено испытания качества огнезащитной обработки деревянных конструкций сцены актового зала, штор и тканевых занавесок, используемых на сцене, ковровых покрытий, используемых в актовом зале (п. 36 ППБ 01-03).

В помещении общежития ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры», расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Б-Хмельницкого, 82 -

- системы АУПС и СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией) находится в неработоспособном состоянии (ППБ 01-03 п. 96, 98);

- в секциях допускается загромождение коридоров проходов горючими материалами и предметами (ППБ 01-03 п. 53).

Вина юридического лица ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами.

Своими действиями ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры», совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о том, что вина ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры» в совершении вменяемого административного правонарушения, установлена.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечъ необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

По мнению суда, применение наказания в виде административного приостановления эксплуатации как 3-го подъезда общежития, так и всего общежития ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры», расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Б-Хмельницкого, 82, а также как 1-го этажа учебного корпуса ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры», так и всего корпуса, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 157, во время отопительного периода повлечёт за собой необратимые последствия для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Кроме этого заявленное инспектором отдела ГПН в судебном заседание требование о применении наказания в виде административного приостановления эксплуатации 1-го этажа учебного корпуса ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры» в котором ведётся ремонт, по мнению суда является несостоятельным, так как в случае применения меры наказания в виде административного приостановления эксплуатации помещения 1-го этажа учебного корпуса, будут приостановлены также и работы по ремонту помещения и устранению нарушений Правил пожарной безопасности.

В данном случае менее строгий вид административного наказания - в виде административного штрафа - обеспечитпредупреждение совершения новых правонарушений со стороны правонарушителя.

При назначении административного наказания юридическому лицу - ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры» - учитываются конкретные обстоятельства и характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины в содеянном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность правонарушителя, не установлено.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры» проводится работа по устранению выявленных нарушений, полагаю возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 20.4, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - ГОУ СПО «Амурский областной колледж культуры» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафав размере 10 000 рублей.

Штраф в течение 30 суток оплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Амурской области (Главное управление МЧС России по Амурской области) ИНН 2801100184 КПП 280101001 ОКАТО 10401000000 номер счета получателя платежа 40101810000000010003 БИК 041012001 наименование банка ГРКЦ ГУ банка России по Амурской области г. Благовещенск административный штраф: (Федеральный бюджет) КБК 17711690010010000140, (Местный бюджет) КБК 17711690040040000140.

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.В. Крук