Дело № 5-157/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 февраля 2011 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Крук А.В.,
при секретаре Белоцерковец О.А.,
с участием представителя ООО «Амур АВА» - Торосян А.А., представителя Управления Роспотребнадзора по Амурской области - Швец Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ст. 6.3 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Амур АВА», расположенного по адресу: ***,
УСТАНОВИЛ:
*** в Благовещенский городской суд Амурской области поступил административный материал в отношении юридического лица - ООО «Амур АВА» по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Законный представитель ООО «Амур АВА» Торосян А.А., пояснил, что данные нарушения действительно имеются. Однако продукцию он изготавливал всего два раза на пробу. До этого он закупал продукцию «Тан» и «Айран» на различных базах. В своём первоначальном объяснении от *** он указал, что производил и реализовывал продукцию «Тан» и «Айран» с *** года, так как неправильно понял заданный ему вопрос. В настоящее время ожидает получить разрешительные документы на производство указанной продукции.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Амурской области в судебном заседании на привлечении ООО «Амур АВА» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ настаивает. Пояснил, что изготовление кисломолочной продукции при выявленных нарушениях создаёт угрозу жизни и здоровья людей, возникновения инфекционных заболеваний, в связи с чем просит назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по производству кисломолочной и молочной продукции.
Выслушав присутствующие стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, использованием, переработкой, утилизацией потенциально опасных продуктов переработки молока и образующихся отходов этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статьи 1 указанного Закона «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. «Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила)» - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 11 этого же Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с ч. 2, 5 ст. 15 указанного Закона пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.10.1996 г. № 23 утверждены Cанитарные правила и нормы «Производство молока и молочных продуктов» СанПиН 2.3.4.551-96,которыеобязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
За нарушение указанных требований закона предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Из представленного протокола об административном правонарушении *** от *** следует, что юридическим лицом - ООО «Амур АВА» в помещении по адресу: ***, осуществляет производство кисломолочной продукции с маркировкой «ТАН» и «Айран», в нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов и санитарно-гигиенических требований, установленных законом, а именно:
- в помещении, где осуществляется изготовление молочной продукции, оборудована одна дверь, следовательно, загрузка сырья, закваски и отгрузка готовой продукции осуществляется через одну дверь, то есть не соблюдается поточность технологических процессов (п.5.2 СанПиН 2.3.4.551-96);
- отсутствуют отдельные помещения для приготовления заквасок и растворов пищевых компонентов (п.5.7, п.5.8. СанПиН 2.3.4.551-96);
- нижняя часть стен производственного помещения окрашена голубой краской, верхняя часть побелена панелей до потолка, т.е. имеющаяся отделка производственного помещения не соответствует требованиям санитарного законодательства (п.5.9 СанПиН 2.3.4.551-96);
- часть стен в производственном помещении имеют дефекты побелки в виде пятен черного, серого цвета влажных на вид, т.е. побелка и покраска стен по мере необходимости не производится (п. 5.11, 5.12 СанПиН 2.3.4.551-96);
- все внутрицеховые трубы (питьевые, водопроводные, канализационные) окрашены в один цвет (голубой) (п. 5.15. СанПиН 2.3.4.551-96);
- в производственном помещении все шланги, по которым вода подается к производственному оборудованию, лежат на полу, отсутствуют кронштейны для хранения шлангов, отсутствуют смывные краны, оборудована единственная раковина с краном, к которому через систему соединений прикреплены два шланга. Через один шланг (черного цвета) вода подается в ванну, в которой на момент проверки стоит в бидонах жидкость белого цвета, второй шланг (желтого цвета) от крана раковины идет к емкости, в которой находится жидкость белого цвета, крышка от емкости с тряпкой лежит на раковине умывальника. Наличие подсоединений шлангов к крану исключает использование данного крана и раковины для мытья рук персоналом, работающим в цехе. Около раковины отсутствует мыло, щетка, полотенце, в помещении выдувания бутылок раковина для мытья рук отсутствует, т.е. отсутствует возможность соблюдения персоналом правил личной гигиены (п.7.10 Сан-ПиН 2.3.4.551-96);
- в производственномпомещении между емкостями, в которых находится жидкость белого цвета, отсутствуют молокопроводы; процессы связанные с изготовлением кисломолочных продуктов в производственном помещении осуществляются вручную (разведение, переливание из танка (емкости) для термической обработки в бидоны, перенос бидонов в ванну для охлаждения молока до температуры заквашивания, внесение закваски, розлив в потребительскую тару, маркировка, надевание колпачка на бутылку), что подтверждается наличием ведер, половников, воронок для розлива в бутылки на участке розлива; отсутствуют условия для мытья рук персонала в производственном помещении, емкости с молочными продуктами по ходу технологического процесса не закрываются плотно крышками; хранение молочной продукции, прошедшей термическую обработку, осуществляется в открытых емкостях (бидонах и пластмассовых баках), установленных в ванне и рядом с ней непосредственно на полу, без крышек. Без плотно закрытых крышек осуществляется смешивание компонентов кисломолочного продукта в специальном резервуаре, также без крышки осуществляется хранение молока, прошедшего термическую обработку в резервуаре для термической обработки, крышка этого резервуара лежит на раковине умывальника. В производственном помещении используется не имеющее ровной гигиенической поверхности, ржавое технологическое оборудование: танк для воды с дефектами поверхности, имеющий ржавые грубы и краны. Насадка, лопасти встроенной мешалки и крепление ее к электромотору имеет дефекты поверхности, покрыты ржавчиной. В производственном помещении осуществляется хранение верхней и домашней одежды персонала - куртки висят на вешалке около двери, спортивные кофты, перчатки хранятся в коробке с преформами, на бидонах с молоком в производственном цехе лежат разные тряпки, личные вещи персонала. Хранение готовой продукции в производственных помещениях осуществляется без применения холодильного оборудования (при этом температурный режим храпения «Айрана» и «Тана» согласно маркировке составляет от +2 до +6 С), т.е. процессы переработки и хранения молока и молочных продуктов не проводятся в условиях тщательной чистоты и охраны их от загрязнения и порчи, а также от попадания в них посторонних предметов и веществ (п.12.1 СанПиН 2.3.4.551-96);
- в производственном помещении отсутствуют педальные бачки с крышками для мусора (п.5.16 СанПиН 2.3.4.551-96);
- в производственном помещении (около раковины) осуществляется хранение уборочного инвентаря (швабры, метлы, веника), специальной кладовой или шкафа нет (п. 5.17 СанПиН 2.3.4.551-96);
- у рабочих мест, вблизи технологического оборудования отсутствуют памятки по соблюдению санитарно-гигиенического и технологического режимов, графики и режимы мойки оборудования (п. 5.18 СанПиН 2.3.4.551-96);
- в производственном помещении отсутствует дезинфицирующий коврик у входа (п.5.25 СанПиН 2.3.4.551-96);
- в производственном помещении наличие моечного помещения не установлено (п.11.10 СанПиН 2.3.4.551-96);
- в производственном помещении отсутствует передвижная трехсекционная ванна для ручной мойки разборных деталей оборудования (п. 11.11 СанПиН 2.3.4.551-96);
- в производственном помещении отсутствуют маркировка производственного инвентаря (п.12.10 СанПиН 2.3.4.551-96);
- хранение тары и упаковочных материалов (преформы, укупорочные крышки для бутылок) осуществляется в производственном помещении на участке выдувания бутылок (п.12.31 СанПиН 2.3.4.551-96);
- в период выпуска продукции в производственном цехе находятся ремонтные инструменты (п.12.30 СанПиН 2.3.4.551-96);
- хранение сырья (соль, ароматизаторы) и готовой продукции осуществляется в производственном помещении, а не в камере или складе для их хранения (п. 12.34 СанПиН 2.3.4.551-96);
- внутрицеховая тара (ведра, баки, ковши, воронки) не имеют маркировки (п. 12.34 СанПиН 2.3.4.551-96);
- в производственном цехе работает 3 человека в грязной личной одежде, на работниках отсутствует санитарная одежда, полностью закрывающая личную одежду, волоса не подобраны под головной убор - отсутствуют колпаки или косынки (п. 17.13 СанПиН 2.3.4.551-96);
- работник цеха щелкает в цехе принесенные в пакете семечки, сплевывая их на пол, упаковщица бутылок работает в сережках (ювелирные украшения) (п. 17.17 СанПиН 2.3.4.551-96).
Указанные нарушения отражены в протоколе осмотра места происшествия от *** и приложенной к нему видеозаписи.
Кроме этого, согласно протоколу осмотра места происшествия, в ходе осмотра специалистом Роспотребнадзора были отобраны пробы молочной продукции по ходу технологического процесса (2 пробы молока пастеризованного и проба кефира с солью), а также готовой молочной продукции, расфасованной в литровые полиэтиленовые бутылки.
В судебном заседании просмотрена видеозапись, которая соответствует протоколу осмотра места происшествия.
Согласно Экспертному заключению ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в ***» *** от *** отобранные в ходе осмотра места происшествия пробы молочной продукции, не соответствуют по микробиологическим показателям требованиям Федерального закона № 88-ФЗ от 12.06.2008 г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Из письменного объяснения генерального директора ООО «Амур АВА» - Торосян А.А. от *** следует, что производство и реализацию кисломолочной продукции «Тан» и «Айран» ООО «Амур АВА» осуществляет с *** года, в помещении, расположенном по адресу: ***.Оборудование по производству кисломолочной продукции приобрёл в конце *** года, продукцию реализует на территории ***. О том, что на производство указанной продукции необходимо иметь специальное санитарно-эпидеомиологическое разрешение, знает, неоднократно обращался в Управление Роспотребнадзора по Амурской области для получения данного разрешения, однако, получил отказ в связи с несоответствием занимаемого Обществом помещения санитарно-эпидеомиологическим требованиям и норам. Поскольку потратил значительные денежные средства для приобретения оборудования, принял решение о реализации изготавливаемой продукции, надеясь в ближайшее время получить необходимое заключение. Также пояснил, что сертификаты на кисломолочную продукцию «Тан» и «Айран», предъявляемые им в торговую сеть при реализации продукции, были изготовлены им (Торосян А.А.) непосредственно.
Из письменного объяснения Свидетель1 следует, что с *** года он работает в цехе по розливу и изготовлению кисломолочных продуктов «Тан» и «Айран» у ФИО1. ФИО1 привозит в цех сухое молоко и фурнитуру, этикетки.
*** ООО «Амур АВА» зарегистрировано в налоговом органе в качестве юридического лица.
*** в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в устав ООО «Амур АВА», генеральным директором Общества назначен Торосян А.А., что подтверждается приказом *** от ***
Из Устава ООО «Амур АВА» (утв. решением *** от ***) следует, что основной целью деятельности Общества является осуществление торгово-хозяйственной и иной деятельности, направленной на получение прибыли и её распределение между участниками Общества (п. 3.1). Предметом деятельности ООО «Амур АВА» является помимо прочего, производство молочных продуктов, напитков, пищевых продуктов, переработка молока и производствосыра(п. 4.1 Устава).
Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что факт совершения юридическим лицом - ООО «Амур АВА» нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлен и подтверждается материалами дела. Несоблюдение гигиенических требований явилось причиной выпуска продукции, не соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества, что создаёт реальную угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Вина ООО «Амур АВА» в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, установлена и подтверждается материалами дела. Действия ООО «Амур АВА» верно квалифицированы должностным лицом по ст. 6.3 КоАП РФ.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, изобличающие юридическое лицо - ООО «Амур АВА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, суд находит их имеющими значение, так как они получены с соблюдением требований закона, не противоречат друг другу и фактическим обстоятельствам дела.
К показаниям Торосян А.А. о том, что продукцию «Тан» и «Айран» он для реализации не изготавливал, суд относится критически, так как они противоречат исследованным материалам дела, в том числе протоколу осмотра места происшествия и приложенной к нему видеозаписи, из которых следует, что имеются пустые бутылки, этикетки с наименованием изготовителя ООО «***», что по мнению суда является доказательством именно изготовления кисломолочной продукции. Данное обстоятельство соответствует первоначальным показаниям Торосян А.А. от ***, а также показаниям свидетеля Свидетель1
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 1, 2 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами (в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ).
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (в ред. Федерального закона от *** N 171-ФЗ).
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ООО «Амур АВА», судом не установлено.
Учитывая изложенное, с учётом имеющейся угрозы жизни и здоровью людей, а также угрозы возникновения и распространения заболеваний, суд считает, что мера наказания, не связанная с административным приостановлением деятельности не обеспечит безопасность жизни и здоровья людей, также угрозы возникновения и распространения заболеваний, в связи с чем необходимо назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Амур АВА», расположенного по адресу: ***, связанной с производством молочных продуктов, напитков, пищевых продуктов, переработкой молока и производством сыра, сроком на 90 суток.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 6.3, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - ООО «Амур АВА» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Амур АВА», расположенного по адресу: ***, связанной с производством молочных продуктов, напитков, производством пищевых продуктов, переработкой молока и производством сыра сроком на 90 суток.
Срок приостановления деятельности ООО «Амур АВА», расположенного по адресу: ***, связанной с производством молочных продуктов, напитков, пищевых продуктов, переработкой молока и производством сыраисчислять с 11 часов 05 минут *** по *** включительно.
Обязать генерального директора ООО «Амур АВА» устранить нарушения, указанные в описательной части постановления.
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Крук