Статья 20.4 часть 1



Дело № 5-200/11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ09 февраля 2011 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Крук А.В.,

при секретаре Белоцерковец О.А.,

с участием представителя ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» (далее - ОАО «Дальсвязь») - Кондратовой Ю.В.,

представителя отдела ГПН по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица - ОАО «Дальсвязь», расположенного по адресу: ***,

УСТАНОВИЛ:

*** в Благовещенский городской суд поступили материалы по факту совершения юридическим лицом - ОАО «Дальсвязь» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть по факту нарушения требований Правил пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель ОАО «Дальсвязь» - Кондратова Ю.В. пояснила (представила письменные возражения), что органом государственного надзора не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения общества либо его законного представителя о проведении внеплановой проверки и составлении протокола об административном правонарушении; о проведении внеплановой проверки уведомлён Амурский филиал ОАО «Дальсвязь», а не юридическое лицо - ОАО «Дальсвязь»; генеральный директор ОАО «Дальсвязь», а также законный представитель по специальной доверенности при проведении проверки и при составлении протоколов от *** ***, участия не принимали; должностным лицом нарушен порядок оформления результатов проверки - проверка проведена ***, а акт составлен только ***. Временный запрет деятельности общежитий ОАО «Дальсвязь» не может быть применен в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, поскольку общежития являются объектами недвижимого имущества, назначение которых - жилые здания, соответственно какой-либо деятельности объекты недвижимого имущества осуществлять не могут. Считает, что в связи с допущенными при проведении внеплановой проверки в отношении ОАО «Дальсвязь» нарушениями, отсутствуют основания для привлечения ОАО «Дальсвязь» к административной ответственности.

Также пояснила, что ОАО «Дальсвязь» принимаются меры для устранения нарушений правил пожарной безопасности в «Общежитиях связи»: заключён договор от *** с *** *** на корректировку проектно-сметной документации на систему автоматической пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуации людей в «Общежитиях связи»; демонтирована глухая решетка, расположенная на южном окне коридора 4-го этажа общежития по адресу: ***, что подтверждается приобщаемыми фотографиями; приобретены шкафы пожарные (21 шт.), огнетушители (220 шт.), стволы пожарные (360 шт.), рукава (85 шт.), щиты пожарные (17 шт.), ящики для песка (17 шт.), знаки по технике безопасности (600 шт.), полотнища пожарные (15 шт.), что подтверждается товарной накладной и счетом-фактурой от *** ***; разработан и утвержден *** План мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения внеплановой проверки ОНД по г. Благовещенску УНД ГУ МЧС России по Амурской области. Указанные действия просит признать в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Всего в общежитиях проживает *** человек, у которых иного жилья не имеется, также иного жилья не имеется и у ОАО «Дальсвязь»; мера наказания в виде приостановления деятельности общежитий несоразмерна допущенным нарушениям; органом госнадзора не доказано наличие непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в общежитии.

Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ.

Представитель отдела ГПН по г. Благовещенску пояснил, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей. Настаивает на привлечении ОАО «Дальсвязь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), и другими нормативными правовыми актами.

Законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях единообразного понимания и толкования правил пожарной безопасности установлен ряд основных понятий, в том числе нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определено, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Благовещенска по пожарному надзору *** от *** старшим инспектором отдела надзорной деятельности по г. Благовещенску проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в помещениях общежитий, расположенных по адресам: ***; ***. В ходе проверки выявлены допущенные ОАО «Дальсвязь» нарушения Правил пожарной безопасности, а именно:

- автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения управления эвакуации людей при пожарах находятся в неисправном (нерабочем) состоянии (п. 98 ППБ 01-03);

- на южном окне коридора 4-го этажа общежития по адресу: *** установлена глухая решётка (п. 40 ППБ 01-03);

- в общежитии по *** двери, ведущие из коридоров 2-го, 3-го, 4-го этажей на юго-западную лестничную клетку, а также в общежитии по ***, двери, ведущие из коридоров 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го этажей на северо-западную лестничную клетку, закрыты на замок (п. 52 ППБ 01-03);

- наружная пожарная лестница, расположенная на здании общежития по адресу: ***, эксплуатируемым испытаниям не подвергалась (п. 41 ППБ 01-03);

- в проходе между общежитиями на пути эвакуации устроен порог (под деревянным коробом проходят металлические трубы) (п. 53 ППБ 01-03);

- офисные помещения, расположенные на 1-ом этаже здания по адресу: ***, и помещения общежития имеют различные классы функциональной пожарной безопасности, которые должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной безопасности или противопожарными преградами (п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97*);

- пожарные шкафы в общежитии по адресу: ***, не соответствуют НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.4 НПБ 151-2000);

- двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров в общежитиях выполнены без приспособления для самозакрывания и без уплотнений в притворах (п. 3 ППБ 01-03, п. 4.2.7 СП 1.13130.2009);

- в номерах общежитий отсутствуют планы эвакуации на случай пожара (п. 125 ППБ 01-03);

- здание общежития по адресу: ***, не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами (п. 129 ППБ 01-03);

- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований пожарной безопасности, напольное покрытие (линолеум, поливинилхлоридные плитки) в общих коридорах общежитий эксплуатируются с повреждённым покрытием (п. 51 ППБ 01-03).

Согласно Уставу ОАО «Дальсвязь» (утв. ***) Общество вправе создавать в установленном порядке филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за е пределами (п. 5.1).

Согласно п. 5.2 Устава ОАО «Дальсвязь» имеет, в том числе Амурский филиал, расположенный по адресу: ***.

Своими действиями ОАО «Дальсвязь» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о том, что вина ОАО «Дальсвязь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, установлена.

Доводы представителя ОАО «Дальсвязь» о составлении протокола об административном правонарушении с нарушением сроков, установленных ст. 28.5 КоАП РФ, необоснованны, поскольку в силу ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В данном случае правонарушение выявлено ***, протокол составлен ***, то есть в течение предусмотренного федеральным законом срока.

Также суд не может согласиться с доводами о том, что представитель ОАО «Дальсвязь» не был уведомлён надлежащим образом, так как, согласно акту проверки от *** при проведении проверки и при составлении протоколов присутствовал Свидетель1, который действовал на основании надлежащим образом оформленной доверенности № *** от ***

Нарушении порядка оформления результатов проверки в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ судом не устанволено.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

По мнению суда, применение наказания в виде административного приостановления эксплуатации общежитий, расположенных по адресу: ***, во время отопительного периода повлечёт за собой необратимые последствия для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

В данном случае менее строгий вид административного наказания - в виде административного штрафа - обеспечитпредупреждение совершения новых правонарушений со стороны правонарушителя.

При назначении административного наказания юридическому лицу - ОАО «Дальсвязь» - учитываются конкретные обстоятельства и характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность правонарушителя, не установлено.

При таких обстоятельствах, полагаю возможным назначить административное наказание ОАО «Дальсвязь» в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 20.4, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафав размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Штраф в течение 30 суток оплатить по следующим реквизитам:

***

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.В. Крук