Статья 20.4 часть 1



                                     Дело № 5-399/11

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ30 марта 2011 года                 г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Крук А.В.,

при секретаре Белоцерковец О.А.,

с участием представителя отдела ГПН по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области - Ващилова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Управление жильем», расположенного по адресу: ***,

УСТАНОВИЛ:

*** в Благовещенский городской суд поступили материалы по факту совершения юридическим лицом - ООО «Управление жильем» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть по факту нарушения требований Правил пожарной безопасности.

Надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела представитель ООО «Управление жильем» в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. При таких обстоятельствах суд постановил рассмотреть дело при данной явке.

В материалах дела имеются письменные объяснения представителя ООО «Управление жильем», из которых следует, что с протоколом не согласен, так как услуга по выполнению работ по обеспечению мер пожарной безопасности не предусмотрена договором, плата за данный вид услуги не вносится, и собственниками не оплачивается. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на ответственных квартиросъёмщиков или арендаторов.

Приложен договор *** на предоставление субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищные услуги, заключённый между ООО«Управление жильем» и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации ***.

Согласно указанному договору, предметом договора является предоставление в пределах лимитов бюджетных ассигнований субсидии на компенсацию выпадающих доходов Предприятию, предоставляющему населению услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (общежитие). Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении, ООО«Управление жильем» вменяется нарушение Правил пожарной безопасности, предметом представленного договора являются правоотношения не связанные с вменяемым правонарушением, в связи с чем при рассмотрении указанного административного дела доказательственного значения представленный договор не имеет.

Представитель отдела ГПН по *** пояснил, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей. Настаивает на привлечении ООО «Управление жильем» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Пояснила, что именно управляющая компания должна выполнять работы по обеспечению мер пожарной безопасности.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 года (РГ. 2003. 4 июля), и другими нормативными правовыми актами.

Законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях единообразного понимания и толкования правил пожарной безопасности установлен ряд основных понятий, в том числе нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определено, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора *** по пожарному надзору *** от *** государственными инспекторами отдела надзорной деятельности по *** проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в помещениях общежития, расположенного по адресу: ***. В ходе проверки выявлены допущенные ООО «Управление жильем» нарушения Правил пожарной безопасности, а именно:

- руководитель организации, а так же лица ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение мерам пожарной безопасности по программам пожарно-технического минимума, в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующие пожарную безопасность, (гл. 3 п. 31-36 НПБ «обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

- в дополнение к схематичному плану эвакуации людей при пожаре, отсутствует инструкция определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится тренировки всех задействованных для эвакуации работников (п. 16 ППБ 01-03);

- в организации не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (п.15 приложения *** ППБ 01-03);

- помещения общежития не оборудованы автоматической системой обнаружения пожара (автоматической пожарной сигнализацией) с выводом сигнала о пожаре в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, либо на пульт централизованного наблюдения (п. 4 таблицы 1 НПБ 110-03 (Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»);

- здание общежития не оборудовано системой автоматической установки пожарной сигнализации (п. 6.1 таблицы 2 НПБ 110-03 ("..Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»);

- в общежитии отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа (речевая) (таб. 2 п. 5.1; НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

- стропила и обрешетка деревянных конструкций кровли здания не имеет огнезащитной обработки сгораемых элементов конструкций (п. 36 ППБ 01-03);

- на этажах отсутствуют поэтажные планы (схемы) эвакуации людей при пожаре, которые должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ О 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» (п. 16 ППБ 01-03);

- в номерах общежития, не вывешены планы эвакуации на случай возникновения пожара, (п. 125 ППБ 01-03);

- в общежитии допускается проживание людей без ознакомления (под роспись) с правилами пожарной безопасности (п. 126 ППБ 01-03);

- помещения общежития не обеспечены в достаточном количестве знаками пожарной безопасности (п. 3 ППБ 01-03); НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры общие технические требования»).

- в помещениях общежития отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п. 13 ППБ 01-03);

- помещения общежития не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п. 108 прилож. 3, таб. 1 ППБ 01-03);

- внутренний противопожарный водопровод в общежитии находится в нерабочем состоянии (п. 89 ППБ 01-03);

- все пожарные краны внутреннего пожарного водопровода не укомплектованы рукавами, стволами. Пожарные шкафы захламлены мусором (п. 91 ППБ 01-03);

- двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажных коридоров, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, исключающими распространение опасных факторов пожара в случае его возникновения (п.п. 3, 53 ППБ 01-03);

- в помещениях общежития эксплуатация электрических сетей с нарушением требований номативных документов по электроэнергетике (п. 57 ППБ 01-03);

- в помещениях общежития эксплуатация светильников осуществляется со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (п. 60 ППБ 01-03);

- не проводятся замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силового и осветительного оборудования (п. 3, п. 57 ППБ 01-03);

- в общежитии допускается курение в не отведенных для этого местах (п. 25 ППБ 01-03).

Своими действиями ООО «Управление жильем» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о том, что вина ООО «Управление жильем» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, установлена.

Доводы представителей ООО «Управление жильем» о том, чтоуслуга по выполнению работ по обеспечению мер пожарной безопасности не предусмотрена договором, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на ответственных квартиросъёмщиков или арендаторов, суд находит необоснованными, так как согласно договору управления многоквартирным домом по адресу: ***, исполнитель (ООО «Управление жильем») - организация, уполномоченная собственниками помещений в многоквартирном доме на договорной основе для выполнения функций по надлежащему содержанию, обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (пункт 1.2 договора); в перечень услуг и работ по содержанию, обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме входит осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также в целях предупреждения угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 2.2.1 договора); исполнитель обязуется соблюдать периодичность и договоренности о выполнении услуг и работ по надлежащему содержанию, обслуживанию, и выполнению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома (пункт 3.1.2 договора).

В соответствии с ст. 34, 37 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Таким образом, на ООО «Управление жильем» лежит обязанность по выполнению работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе и в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Нарушении порядка оформления результатов проверки в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ судом не установлено.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

По мнению суда, применение наказания в виде административного приостановления эксплуатации общежития, расположенного по адресу: ***, во время отопительного периода повлечёт за собой необратимые последствия для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

В данном случае менее строгий вид административного наказания - в виде административного штрафа - обеспечитпредупреждение совершения новых правонарушений со стороны правонарушителя.

При назначении административного наказания юридическому лицу - ООО «Управление жильем» - учитываются конкретные обстоятельства и характер совершенного им административного правонарушения.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность правонарушителя, не установлено.

При таких обстоятельствах, полагаю возможным назначить административное наказание ООО «Управление жильем» в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 20.4, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Управление жильем» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафав размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Штраф в течение 30 суток оплатить по следующим реквизитам:

***

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                                           А.В. Крук