Статья 20.4 часть 1



                                                                                                                                                                Дело № 5-650/11

               

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Благовещенск                                                                 23 мая 2011 года

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Чучумаев Н.Н.,

при секретаре Киценко Д.М.,

с участием представителя Администрации г. Благовещенска - Дюминой Т.В.,

представителя ГПН по г. Благовещенску - Волкова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Администрации г. Благовещенска, расположенной по адресу: ***,

установил :

*** в Благовещенский городской суд поступил административный материал в отношении Администрации г. Благовещенска по факту допущенных нарушений правил пожарной безопасности при эксплуатации общежития, расположенного по адресу: ***.

В судебном заседании представитель Администрации г. Благовещенска пояснила, что в *** годаиз федеральной собственности в собственность муниципального образования города Благовещенска были приняты секции №№ *** в общежитии по адресу: ***, общей площадью *** кв.м. Основаниями для передачи в муниципальную собственность явились судебные акты от ***(постановление Шестого арбитражного апелляционного суда по делу ***) и от *** (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (арбитражного суда кассационной инстанции) по делу № ***) и акт приема-передачи имущества, составляющего казну Российской федерации, передаваемого в собственность муниципального образования города Благовещенска от ***. Свидетельство о государственной регистрации права муниципальной
собственности на принятое имущество выдано ***. Обозначенные в Протоколе *** от *** и Акте проверки *** нарушения правил пожарной безопасности имели место до передачи секций общежития по ***, в муниципальную собственность. Кроме того, помимо собственности муниципального образования города Благовещенска в здании общежития имеется собственность физического лица, собственность Российской Федерации, юридических лиц. Учитывая изложенного, полагает неправомерным определение администрации города Благовещенска единственным субъектом административного правонарушения, а также указываем на отсутствие вины администрации города Благовещенска в рамках положений статей 2.1 и 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Государственный инспектор г. Благовещенска по пожарному надзору настаивал на привлечении Администрации г. Благовещенска к административной ответственности.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что общежитие, расположенное по *** кадастровый номер *** принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию город Благовещенск.

Из материалов дела следует, что в период с *** по *** на основании распоряжения заместителя начальника ОНД по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области *** от *** проведена внеплановая выездная проверка соблюдения правил пожарной безопасности в помещении муниципального общежития, расположенного по адресу: ***.

В ходе проверки выявлены допущенные Администрацией г. Благовещенска нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации указанного общежития, а именно:

- система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения находятся в не рабочем состоянии, не обслуживается (п. 98 ППБ 01-03);

- на окнах здания установлены глухие металлические решётки (п. 40 ППБ 01-03);

- в здании общежития заблокирован (заложен кирпичем) второй эвакуационный выход, пристроен гараж (п. 53 ППБ 01-03);

- стропильная система кровли здания не имеет огнезащитной обработки сгораемых элементов конструкции (п. 36 ППБ 01-03, п. 3.13 СНиП П-26-76);

- в здании общежития отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители) (п. 108 ППБ 01-03);

- по чердаку здания проложена линия электрической сети по горючему основанию (п. 59 ППБ 01-03);

- в коридоре здания отсутствует план эвакуации людей в случае пожара (п. 16 ППБ 01-03);

- в комнатах общежития происходит приготовление пищи, не выделено помещение для этих целей, электропроводка не рассчитана на повышенную силовую нагрузку (п. 57, 128 ППБ 01-03);

- в коридоре здания выставлены домашние вещи, старая б/у мебель (п. 53 ППБ 01-03);

- в коридоре здания электропроводка эксплуатируется без изоляции токоведущих соединений (п. 60 ППБ 01-03);

- здание общежития не укомплектовано знаками пожарной безопасности (п. 3 ППБ 01-03; НПБ 160-97);

- здание общежития не обеспечено городской телефонной связью (п. 130 ППБ 01-03);

- на здании отсутствует указатель местонахождения наружного противопожарного водоисточника (П. 90 ППБ 01-03);

- не проводятся замеры сопротивления изоляции токоведущих сетей силового и осветительного оборудования (п. 3, 57 ППБ 01-03).

Указанные нарушения требований пожарной безопасности могут привести к возникновению и быстрому распространению пожара, причинению вреда здоровью и жизни людей, крупному материальному ущербу.

По данному факту *** в отношении Администрации г. Благовещенска составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Из письменного объяснения представителя Администрации г. Благовещенска следует, что с данным протоколом она не согласна.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе: осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), и другими нормативными правовыми актами.

Данным Законом, в целях единообразного понимания и толкования правил пожарной безопасности установлен ряд основных понятий, в том числе нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 указанного Закона руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (п. 16 Правил).

Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно (п. 36 Правил).

В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, в том числе устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке (п. 40 Правил).

Не допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий (п. 59 Правил).

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90 Правил).

Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации (п. 98 Правил).

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением (п. 108 Правил).

В помещениях зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания, за исключением жилых домов) запрещается пользоваться электронагревательными приборами (в том числе кипятильниками, электрочайниками, электроутюгами, электроплитками), не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара (п. 128 Правил).

Ответственность за нарушения указанных требований Закона предусмотрена ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Вина Администрации г. Благовещенска в совершении вменяемого ей правонарушения нашла своё полное подтверждение в исследованных в судебном заседании доказательствах:

- протоколе об административном правонарушении *** от *** г.;

- акте проверки *** от ***;

- распоряжении *** от ***;

Факт наличия на момент проверки выявленных нарушений подтверждается материалами дела и представителем Администрации г. Благовещенска не отрицается.

Указания представителя на отсутствие вины администрации города Благовещенска судом не принимаются, так как с момента регистрации *** объекта недвижимости у администрации города Благовещенска было достаточно времени для устранения нарушений пожарной безопасности.

Доводы представителя о наличии в здании общежития других субъектов прав на общее имущества не освобождает последнего от их соблюдения.

Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о том, что вина Администрации г. Благовещенска в совершении вменяемого административного правонарушения, установлена.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В силу ч. 1, 2 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечъ необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Суд считает, что в данном случае предупреждение совершения новых правонарушений со стороны правонарушителя обеспечит назначение административного наказания в виде административного штрафа.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность Администрации г. Благовещенска, не установлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, полагаю возможным назначить Администрации г. Благовещенска административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В силу ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ч. 1 ст. 20.4, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ :

Признать Администрацию города Благовещенска виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 ( десять тысяч) рублей.

Штраф в течение 30 суток оплатить по следующим реквизитам:

***

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                               Н.Н. Чучумаев