Дело № 5-751/11 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Благовещенск 05 июля 2011 года Судья Благовещенского городского суда Амурской области Чучумаев Н.Н., при секретаре Киценко Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении главного механика ООО «Васильев» Петухова Сергея Юнионовича, *** года рождения, уроженца ***, проживающего по месту регистрации по адресу: ***, установил : *** в Благовещенский городской суд Амурской области из Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поступил протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, составленные по признакам ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении главного механика ООО «Васильев» Петухова С.Ю. по факту того, что в период с *** по *** главный механик Общества Петухов С.Ю., являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, допустил осуществление ООО «Васильев» предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по межрегиональному маршруту «***» на автобусе *** гос. номер «***» с нарушениями (в том числе с грубыми нарушениями) лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией *** от *** В судебное заседание не явился Петухов С.Ю., о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил. Направленная в его адрес телеграмма возвращена в адрес суда с отметкой адресат принимать телеграмму отказался. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.2 ст.25.1 КоАП РФ пришел к выводу о возможности судебного разбирательства и рассмотрел административный материал в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица Петухова С.Ю. Изучив представленный административный материал, прихожу к следующим выводам. Из материалов дела следует, что в результате проведённого административного расследования установлено, что в период с *** по *** главный механик Общества Петухов С.Ю., являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, допустил осуществление ООО «Васильев» предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по межрегиональному маршруту «***» на автобусе *** гос. номер «***» с нарушениями (в том числе с грубыми нарушениями) лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией *** от ***, а именно: - перевозка пассажиров осуществлялась по несуществующему (не открытому в установленном порядке) и не внесённому в реестр межрегиональному маршруту (решение об открытии маршрута принято после проведения реконструкции и доведения отдельных участков дорог до нормативных требований); - при перевозке пассажиров использовался автобус, не имеющий одобрения типа транспортного средства, не отвечающий требованиям безопасности и не предназначенный для осуществления лицензируемой деятельности; - не обеспечено проведение и допущен *** к работе на линии автобус из *** без проведения предрейсового технического осмотра; - не обеспечено надлежащее техническое состояние автобуса, который был выпущен на маршрут при наличии неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства (в конструкцию автобуса внесены изменения без разрешении ГИБДД МВД РФ - установлены дополнительные внешние световые приборы); - допущены нарушения в оформлении путевого листа *** (дата, время и показания одометра при выезде автобуса с постоянной стоянки не заверены штампом или подписью уполномоченного лица; отметки о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в *** *** г. проставлены медработником *** без указания имени и отчества); - водители Свидетель3 и Свидетель1 не обеспечены графиком движения на маршруте в период с *** по *** с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, места хранения и техобслуживания автобуса в ***; - не обеспечено диспетчерское обслуживание водителей Свидетель3 и Свидетель1 на автовокзале *** с проставлением в путевом листе соответствующих отметок о прибытии *** в *** и отправлении *** в 18 часов по маршруту в ***; - не обеспечено прибытие *** автобуса в *** на автовокзал и отправление *** в 18 часов автобуса по маршруту из *** с автовокзала (место посадки пассажиров в *** на территории *** не согласовано с органами ГИБДД - на схеме маршрута отсутствует соответствующая отметка); - не обеспечена продажа билетов в *** для отправления в *** *** в кассах автовокзала (***, в кассе которого в соответствии с договором от *** реализуются билеты, не является автовокзалом и не отвечает требованиям, предъявляемым к автовокзалам Минтранса РФ от 01.11.2010 г. № 234); - допущены нарушения внешнего оформления автобуса (отсутствие указателя маршрута над лобовым стеклом или в верхней части лобового стекла, а также на правой стороне кузова и на заднем окне транспортного средства (указатель маршрута расположен в нижней части лобового стекла). По данному факту *** в отношении главного механика ООО «Васильев» Петухова С.Ю. составлен протокол *** об административном правонарушении по признакам ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. *** ООО «Васильев» выдана лицензия *** на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Срок действия лицензии - до ***. Из материалов дела также усматривается, что собственником автобуса *** г/н «***» является ООО «Васильев». Приказом директора ООО «Васильев» *** от *** главный механик Общества Петухов С.Ю. назначен ответственным за безопасность дорожного движения. Согласно письму ЗАО «***» исх. *** от *** между ООО *** и ООО «***» *** заключён договор комиссии на реализацию ООО «***» за обусловленное договором вознаграждение посадочных талонов, принадлежащих ООО ***, на проезд в автобусе по маршруту «***». Срок действия договора определён сторонами с *** по *** В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. В силу ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 15 указанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Согласно пунктов 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом МТ РФ от 08.01.1997 г. № 2) техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения. Согласно п. 5.2.3 и 5.5 этого же Положения владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности). При выполнении междугородных перевозок, время осуществления которых превышает нормативную продолжительность рабочей смены водителя, в рейс направляются два водителя. При осуществлении перевозок двумя водителями автобус должен быть оборудован спальным местом. В графике движения должно быть указано время отдыха на спальном месте, а также время и место ночлега водителей, место хранения и технического обслуживания автобусов в конечных пунктах маршрутов в случае рейсов большой протяженности. Приказом МТ РФ от 18.09.2008 г. № 152 утверждены Обязательные реквизиты и прядок заполнения путевых листов, применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Согласно п. 3,6, 7 указанного документа путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе. Сведения о транспортном средстве включают, в том числе показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо). Сведения о водителе включают, в том числе (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Согласно п. 13 и 16 этого же документа даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества. Согласно пункту 3 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ (утв. приказом Минтранса России от 14.08.2003 г. № 178) открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. После получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута (форма прилагается), после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут (пункт 9). Отправление (прибытие) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации производится, как правило, с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также с мест, специально отведенных для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующим образом оборудованных (пункт 12). Проезд пассажиров и провоз багажа осуществляются по билетам установленной формы (пункт 13). Один экземпляр паспорта маршрута представляется в Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (пункт 15). Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (пункт 16). Судом установлено, что открытие автобусного маршрута «***» с органами исполнительной власти субъекта ООО «Васильев» не согласовано, не получено согласование на открытие маршрута между субъектами (*** и ***), указанный маршрут не внесен в реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ. В соответствии с п. 2, 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров. Грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий, в силу п. 5 указанного Положения, является использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра. Согласно ст. 31 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность. В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ). С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной нормой Кодекса, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ могут быть, в том числе должностные лица. В данном случае таковым субъектом является главный механик ООО «Васильев» Петухов С.Ю. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Факт грубого нарушения лицензионных условий, выявленные в ходе проведения административного расследования по настоящему делу, подтверждаются представленными материалами. Таким образом, должностное лицо Петухов С.Ю. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Виновность должностного лица Петухова С.Ю. подтверждается следующими доказательствами: - определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***; - протоколом об административном правонарушении *** от ***; - актом проверки на линии транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа *** от ***; - письменными объяснениями пассажиров Свидетель2, Свидетель4 от ***; - посадочными талонами №№ *** от ***; - путевым листом *** от ***-***; - командировочными удостоверениями б/н на имя Свидетель1, Свидетель3, другими доказательствами, собранными по делу. Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что вина должностного лица Петухова С.Ю. в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена. При назначении административного наказания должностному лицу Петухову С.Ю. суд характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность правонарушителя. Учитывая изложенные обстоятельства, полагаю возможным назначить административное наказание должностному лицу Петухову С.Ю. в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 14.1, ст. 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Признать главного механика ООО «Васильев» Петухова Сергея Юнионовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Штраф в течение 30 суток оплатить по следующим реквизитам: *** В соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Н.Н.Чучумаев