Дело № 5-761/11 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу об административном правонарушении г. Благовещенск 05 июля 2011 года Судья Благовещенского городского суда Амурской области Чучумаев Н.Н., при секретаре Киценко Д.М., с участием Коломеец П.А., представителя УГАДН по Амурской области - Македон Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении инженера по безопасности движении МП г.Благовещенска «Автоколонна 1275» (далее - МП «АК-1275») Коломеец Петра Андреевича, *** года рождения, уроженца г ***, проживающего по адресу: ***, установил : *** в Благовещенский городской суд Амурской области из УГАДН по Амурской области поступил административный материал в отношении инженера по безопасности движении МП «АК-1275» Коломеец П.А., привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. В судебном заседании Коломеец П.А. пояснил, что с вменяемым правонарушением не согласен, так как водитель Свидетель1 не признан виновным в ДТП, имевшем место ***, по данному ДТП административный материал в отношении Свидетель1 не составлялся, постановления вступившего в законную силу в отношении Свидетель1 отсутствует. Кроме того, указал, что субъектом данного административного правонарушения он не является. Представитель УГАДН по Амурской области настаивал на привлечении должностного лица Коломеец П.А. к административной ответственности по признакам ч. 4 с. 14.1 КАП РФ. Разъяснены процессуальные права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Отводов не заявлено. Удовлетворено ходатайство Коломеец П.А. о приобщении к материалам дела письмо *** МП «АК-1275» начальнику ГУ УМВД России «Благовещенское от ***, ответ начальника ГУ УМВД России «Благовещенское» на данное письмо от ***, приказ *** МП «АК-1275» от ***. Заслушав участников процесса, изучив представленный административный материал, суд приходит к следующим выводам. Из содержания представленного административного материала следует, что в связи с получением информации о совершённом *** водителем МП «АК-1275» Свидетель1 дорожно-транспортном происшествии, государственным инспектором УГАДН по Амурской области Свидетель3 *** возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования. В ходе проведённого административного расследования установлено, что инженер по безопасности движении МП «АК-1275» Коломеец П.А., являясь ответственным должностным лицом предприятия, при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров по муниципальном маршрутам г. Благовещенска допустил нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией ***, а именно: - не обеспечил достаточный контроль за соблюдением водителями предприятия требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок: *** в 14 часов 35 минут в районе *** водитель МП «АК-1275» Свидетель1, управляя автобусом *** г/н «***» при перевозке пассажиров по регулярному маршруту ***, не выбрал безопасную скорость движения, при появлении помехи для движения (неустановленный автомобиль) применил экстренное торможение, допустил падение пассажиров, которые при этом получили травмы; - водитель МП «АК-1275» Свидетель1, совершивший ДТП ***, не был направлен на дополнительную стажировку в объёме 8 часов, допущен к дальнейшей работе ***; - стажировка водителя МП «АК-1275» Свидетель1 при допуске его к самостоятельной работе проведена ненадлежащим образом (отсутствует свидетельство водителя - наставника ФИО1, проводившего стажировку). По результатам проведенного административного расследования *** в отношении инженера по безопасности движении МП «АК-1275» Коломеец П.А. составлен протокол *** об административном правонарушении по признакам ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Из материалов дела также усматривается, что *** в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - МП города Благовещенска «Автоколонна 1275». *** МП «АК-1275» выдана лицензия *** на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Срок действия лицензии - до ***. Материалами дела подтверждается и не отрицается Коломеец П.А., что он состоит в трудовых отношениях с МП «АК-1275», работает в должности инженера по безопасности движении. Согласно примечаниям к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать, том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Согласно утверждённой *** должностной инструкции инженер по безопасности движении МП «АК-1275» обязан: принимать участие в служебном расследовании причин и обстоятельств возникновения ДТП; проводить внеплановые, специальные инструктажи водителей по ПДД; организовывать занятия с водителями по изучению ПДД и других нормативных документов по обеспечению безопасности дорожного движения, проводить проверки знаний этих документов (п. 3.4, 3.8, 3.11). В соответствии с п. 5.1 этой же должностной инструкции инженер по безопасности движении МП «АК-1275» несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В силу ст. 24. Кодекса Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Материалами дела также подтверждается, что собственником автобуса *** г/н «***» является МП «АК-1275». В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ лицензионные требования есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 этого же Закона лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В силу ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 20 указанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. В силу ст. 31 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность. Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 г. № 2 (в ред. от 18.07.2000 N 75) утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, требования которого обязательны, в том числе для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих. Согласно п. 2.2 указанного Положения к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок. Единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР, является Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей (РД-200-РСФСР-12-0071-86-12), утверждённое заместителем Министра автомобильного транспорта РСФСР 20.01.1986. Согласно п. 1.2 указанного Положения требования настоящего ЕД выполняются работниками отделов кадров, служб безопасности движения; главным инженером и диспетчером. Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР N СВ-13/76 от 07.04.80, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом N 82-ц от 13.09.83 Минавтотранса РСФСР (п. 2.1 Положения). Для проведения занятий привлекаются наиболее опытные инженерно-технические работники предприятий, инженеры по безопасности движения, водители-наставники и водители-инструкторы (п. 2.3 Положения). Ответственность за организацию и качество проведения занятий с водителями по повышению их профессионального мастерства возлагается на главных инженеров предприятий и объединений (п. 2.6 Положения). Пунктом 2.12 Положения установлено, что дополнительно к обучению по программе НИИАТ следует привлекать водителей, совершивших дорожно-транспортное происшествие. Стажирование водителей должно осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки (п. 3.4 Положения). Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию (п. 3.5 Положения). Ответственность за нарушение приведенных выше требований закона предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ). Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии). С субъективной стороны правонарушение может быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Из сообщения старшего инспектора дежурного УГИБДД Свидетель2, от *** следует, что *** в 14:35 на *** неустановленный водитель, неустановленного автомобиля при проезде нерегулируемого перекрестка создал помеху для движения рейсовому автобусу. В результате резкого торможения автобуса *** *** под управлением Свидетель1 ***.р. пассажиры Потерпевшая2 ***.р. получила: *** доставлена в 1-городскую больницу, отпущена домой, Потерпевшая1 ***.р. получила *** доставлена в АОКБ. Из приобщенного к материалам дела ответа начальника ГУ УМВД России «Благовещенское» от *** следует, что по данному ДТП проводится административное расследование, по результатам, которого будут приняты процессуальное решение. Решая вопрос о наличии в действиях должностного лица Коломеец П.А. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, суд учитывает, что доказательства вины водителя МП «АК-1275» Свидетель1 в совершении *** дорожно-транспортного происшествия, не представлены. Также не представлены доказательства того, что водитель-наставник Свидетель1 - ФИО1 не имеет свидетельства, необходимого для проведения стажировки. При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что вина должностного лица Коломеец П.А. в совершении вменяемого правонарушения отсутствует, что в свою очередь, в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ влечет вынесение постановления о прекращении производства по настоящему административному делу. Руководствуясь ст.ст. 29.10, 24.5 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ : производство по делу об административном правонарушении, возбуждённое в отношении инженера по безопасности движении МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» Коломеец Петра Андреевича по признакам ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, - прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Н.Н.Чучумаев