Статья 20.4 часть 1



                                                                                                                                                                                                                  Дело № 5-793/11

               

           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Благовещенск                                                  24 июня 2011 года

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Чучумаев Н.Н.,

при секретаре Киценко Д.М.,

с участием ИП Зайцева М.Н., защитника Тесленко О.В.,

представителя ГПН по г. Благовещенску Михайлина Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Зайцева Максима Николаевича, проживающего по адресу: ***, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,

установил :

*** в Благовещенский городской суд Амурской области поступил административный материал в отношении ИП Зайцева М.Н. по факту допущенных им нарушений правил пожарной безопасности при эксплуатации помещения магазина «***», расположенного по адресу: ***.

В судебном заседании ИП Зайцев М.Н. и защитник Тесленко О.В. пояснили, что ИП Зайцев М.Н. арендует лишь часть помещения магазина «***» по *** (*** кв. м.), согласно договору аренды от ***, заключённого между ИП Зайцевы М.Н. и ЗАО ***. Вину в совершении вменяемого правонарушения не признали.

Государственный инспектор г. Благовещенска по пожарному надзору настаивал на привлечении ИП Зайцева М.Н. к административной ответственности.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 37 Федеральный закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями)руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Материалами дела подтверждается и не отрицается ИП Зайцевым М.Н., что *** в ЕГРИП внесена запись о регистрации Зайцева М.Н. в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно договору аренды от ***,заключённого между ИП Зайцевым М.Н. и ЗАО ***, арендатор ИП Зайцев М.Н. обязан содержать арендуемое помещение (складское помещение и торговый зал площадью *** кв.м. по ***) в соответствии с санитарными и противопожарными правилами, обеспечивать пожарную безопасность.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения *** от *** и. о. начальника ОНД по г. Благовещенску в ходе *** проведена плановая проверка соблюдения правил пожарной безопасности в помещении магазина «***», расположенного в ***, в ходе которой выявлены допущенные ИП Зайцевым М.Н. нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации указанного магазина, а именно:

- отсутствуют на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п.13 ППБ 01-03 в РФ);

- допускается хранение горючих материалов в помещениях, не имеющих оконных проёмов (либо устройств для дымоудаления) (п. 160 ППБ 01-03 в РФ; п. 1.72 СНиП 2.08.02-89*);

- аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, располагаются в помещении склада (п. 507 ППБ 01-03 в РФ);

- пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода, расположенные в помещении склада и магазина, не укомплектованы пожарными шкафами (п. 3 ППБ 01-03 в РФ; п. 4.1 НПБ 151-2000);

- не проведена поверка внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (п. 89 ППБ 01-03 в РФ);

- для помещения магазина не разработан план эвакуации людей при возникновении пожара, соответствующий ГОСТ Р 12.2.143-2002 (п. 16 ППБ 01-03 в РФ);

- в помещении склада горизонтальные экраны стеллажей для хранения товара выполнены из горючих материалов (п. 3 ППБ 01-03 в РФ; п. 6.5 СНиП 31-04-2001);

- предел огнестойкости элементов конструкций лестничного марша со второго этажа (помещение офиса) на первый этаж (торговый зал) не соответствует требуемым пределам (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.19, табл. 4 СНиП 1-01-97*);

- произведено изменение объёмно-планировочного решения, в результате которого ухудшилось условие безопасности эвакуации людей со второго этажа (п. 40 ППБ в РФ);

- в складском помещении допускается устройство антресоли и другие встроенных помещений из горючих и трудно горючих материалов (п. 40, п. 561 ППБ в РФ);

- двери эвакуационного выхода не обеспечивают людям, находящимся внутри помещения, свободного открывания изнутри без ключа (п. 52 ППБ в РФ);

- двери эвакуационного выхода открываются не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ в РФ);

- помещение магазина не отделено от помещения склада перегородкой 1-го типа (п. 2 ппБ в РФ; п. 7.4 СНиП 21-01-97*).

Указанные нарушения требований пожарной безопасности могут привести к возникновению и быстрому распространению пожара, причинению вреда здоровью и жизни людей, крупному материальному ущербу.

По данному факту *** в отношении ИП Зайцева М.Н. составлен протокол *** об административном правонарушении по признакам ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Процессуальные права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, ИП Зайцеву М.Н. разъяснены, копия протокола вручена.

Согласно протоколу *** от *** принято решение о применении меры обеспечения производства по настоящему административном делу в виде временного запрета деятельности помещения магазина «***» ИП Зайцева М.Н., расположенного по адресу: ***.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), и другими нормативными правовыми актами.

Данным Законом, в целях единообразного понимания и толкования правил пожарной безопасности установлен ряд основных понятий, в том числе нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 указанного Закона руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (п. 16 Правил).

Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно (п. 36 Правил).

Ответственность за нарушения указанных требований Закона предусмотрена ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции на момент совершения правонарушения ***), согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Вина ИП Зайцева М.Н. в совершении вменяемого ему правонарушения нашла своё полное подтверждение в исследованных в судебном заседании доказательствах:

- протоколе об административном правонарушении *** от ***;

- акте проверки *** от ***

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ суд исключил из числа письменных доказательств протокол о временном запрете деятельности *** от *** г., поскольку данный протокол составлен после вступления в законную силу Федерального закона от 03.06.2011 года № 120 ФЗ.

Факт наличия на момент проверки выявленных нарушений подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о том, что вина ИП Зайцева М.Н. в совершении вменяемого административного правонарушения, установлена.

Согласно ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

В силу Федерального закона от 03.06.2011 года №120 ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей

В соответствии со ст. 3.5.КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для должностных лиц в размере, не превышающем пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Суд считает, что в данном случае предупреждение совершения новых правонарушений со стороны должностного лица ИП Зайцева М.Н обеспечит назначение административного наказания в виде административного штрафа.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение ИП Зайцеву М.Н., а также отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ИП Зайцева М.Н.

Учитывая изложенные обстоятельства, полагаю возможным назначить ИП Зайцеву М.Н. административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ч. 1 ст. 20.4, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ :

Признать индивидуального предпринимателя Зайцева Максима Николаевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 6000 (шести тысяч) рублей.

Штраф в течение 30 суток оплатить по следующим реквизитам:

***

В соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                               Н.Н. Чучумаев