ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Благовещенск 11 июля 2011 года Судья Благовещенского городского суда Амурской области Чучумаев Н.Н., при секретаре Киценко Д.М., с участием законного представителя ФГУ «Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства России» (далее - ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России») - Сидоренко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 2, 3 ст. 19.20 КоАП РФ, составленный в отношении юридического лица ФГУ «Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства России», расположенного по адресу: ***, установил: *** в Благовещенский городской суд Амурской области из Управления Росздравнадзора по Амурской области поступил протокол *** от *** и другие материалы дела в отношении ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России», привлекаемого к административной ответственности по признакам ч. 2, 3 ст. 1 9.20 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что во исполнение приказа руководителя Управления Росздравнадзора по Амурской области *** от *** в период с *** по *** проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» по месту нахождения его филиала, оказывающего амбулаторно-поликлиническую помощь по адресу: ***. В ходе проведения проверки обнаружены допущенные Учреждением нарушения обязательных лицензионных требований и условий (в том числе грубые), а именно: - в поликлинике отсутствует помещение для выполнения диагностических и лечебных мероприятий (манипуляционная (перевязочная), малая операционная) для медицинской помощи больным хирургическими заболеваниями, предусмотренное п.6 приложения № 1 Положения об организации деятельности амбулаторного хирургического кабинета (отделения) медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.12.2010 № 1182н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным хирургическими заболеваниями»; - в поликлинике отсутствует помещение для выполнения диагностических и лечебных мероприятий (манипуляционная (перевязочная), малая операционная) для оказания медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями», предусмотренное п.6 Положения об организации деятельности урологического кабинета, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.12.2009 № 966н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями»; - оснащение кабинета врача офтальмолога поликлиники не соответствует Стандарту оснащения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.02.2010 №115н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению Федерации при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» отсутствуют: щелевая лампа с принадлежностями, автоматический проектор знаков с принадлежностями, набор диагностических офтальмологических линз для непрямой офтальмоскопии, диагностическая офтальмоскопическая универсальная трехзеркальная линза для офтальмоскопии, офтальмологический фонарик; - оснащение урологического кабинета поликлиники не соответствует Стандарту оснащения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.12.2009г. № 966н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями» отсутствуют: аппарат для мойки и дезинфекции жестких и гибких эндоскопов, аппарат электрохирургический высокочастотный, прибор для измерения артериального давления, урофлоуметр с принтером, цистоскоп катетеризационный с набором мочеточниковых катетеров, цистоуретроскоп гибкий, источник света для эндоскопической аппаратуры, электростимулятор (стимулятор) урологический, автоматическое устройство для биопсии «Биопсийный пистолет», набор уретральных бужей (мягких), набор уретральных бужей (жестких), общехирургический инструментарий для выполнения неполостных операций и зеркала для влагалищного осмотра, одноразовые стерильные наборы для троакарной эпицистостомии; - оснащение кабинета врача эндокринолога поликлиники не соответствует Стандарту оснащения утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2010 №116н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с эндокринными заболеваниями» отсутствуют: ростомер, сантиметровая лента, неврологический набор для диагностики диабетической нейропатии, визуальные тест-полоски для определения микроальбуминурии в моче и кетоновых тел в моче; - у медицинской сестры по массажу С. отсутствует диплом о среднем профессиональном образовании, в нарушение ст.54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"; - имеются специалисты, не прошедшие повышение квалификации: К.- медицинская сестра дерматовенерологического кабинета, последнее повышение квалификации более 5 лет (***); И.- медицинская сестра отоларингологического кабинета, последнее повышение квалификации более 5 лет (***); -нарушен порядок работы врачебной комиссии (п. 15 Порядка работы врачебной комиссии, утвержденного приказом приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.09.2008 № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации»), а именно: по итогам работы за квартал и текущий год отсутствует письменный отчет председателя врачебной комиссии о работе врачебной комиссии; - не проведена оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий при развитии инфекционного осложнения после хирургического вмешательства, в нарушение требования п.8 Порядка организации деятельности врачебной комиссии, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.09.2008 № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Так, *** была проведена амбулаторная хирургическая операция - удаление бородавчатых папиллом пальцев кистей, носа, области левой орбиты (амбулаторная карта больного № ***), по *** пациент находился на амбулаторном лечении, приходил ежедневно на обработку и перевязку раневых поверхностей кистей обеих конечностей, *** выписан к труду. При повторном обращении к врачу-хирургу *** выставлен диагноз «Абсцесс правой кисти»); - по результатам внутриведомственного контроля в поликлинике заведующей поликлиникой не проводится ежеквартальный внутриведомственный контроль качества, отсутствуют информационные материалы, в нарушение Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №291, Фонда социального страхования Российской Федерации №167 от 06.10.1998г «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности»; - лицензиатом не соблюдаются правила предоставления платных медицинских услуг, а именно: - в нарушение п. 10 постановления Правительства России от 13.01.1996 № 27 - недостоверная информация по услуге «консультация офтальмолога» - по квитанции *** от *** оплачено Свидетель3 250 рублей, что не соответствует цене прейскуранта - 150 рублей, в медицинской документации услуга не отражена; - в нарушение п. 11 постановления Правительства России от 13.01.1996 № 27 - договоры на предоставление платных медицинских услуг с физическими лицами, которыми регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон не оформляются. Не оформлены договоры с физическими лицами на предоставление платных услуг (Свидетель1 - по квитанции *** от *** оплачено 800 рублей за медицинский осмотр для поступления на работу, Свидетель2 по квитанции от *** *** оплачено 1100 рублей за медосмотр плавсостава). По данному факту *** главным специалистом - экспертом Управления Росздравнадзора по Амурской области Ю. в отношении ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» составлен протокол *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2, 3 ст. 19.20 КоАП РФ. В судебном заседании законный представитель ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» Сидоренко И.В., вину юридического лица признал частично. Разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.4 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено. Выслушав представителя Сидоренко И.В., изучив материалы дела в полном объёме, прихожу к следующим выводам. В соответствии с ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В силу примечания к данной статье Кодекса, введённого Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. В статье 2 указанного Закона дано определение следующим понятиям: «лицензия» - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе; «лицензируемый вид деятельности» - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом; «лицензионные требования и условия» - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Согласно п. 96 ч. 1 ст. 17 этого же Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность. Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании медицинской деятельности, утверждённым постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30. В силу п. 6 указанного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 настоящего Положения. Согласно пп. «а, г, д, з, и» п. 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям; наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет; обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам); соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке. Согласно п. 6 приложения 1 Положения об организации деятельности амбулаторного хирургического кабинета (отделения) медицинской организации (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.12.2010 г. №1182н) в структуре кабинета (отделения) рекомендуется предусматривать: помещение для приема больных; помещения для выполнения диагностических и лечебных мероприятий - манипуляционную (перевязочную), малую операционную. Статьёй 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. от 28.09.2010 N 243-ФЗ) установлено, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ). Согласно п. 15, пп. 8 п. 12 Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации (утв. приказом Минздрава РФ от 24.09.2008 г. № 513н) председатель врачебной комиссии по итогам работы за квартал и текущий год представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии. В зависимости от поставленных задач, мощности и специфики деятельности медицинской организации, особенностей состава обслуживаемого контингента населения врачебная комиссия (подкомиссия) осуществляет, в том числе оценку качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий. В соответствии с п. 4.1 Инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности (утв. приказом Минздрава РФ № 291, Фонда социального страхования РФ № 167 от 06.10.1998 г.) плановый контроль осуществляется клинико-экспертными комиссиями и (или) заместителями руководителей по клинико-экспертной работе лечебно-профилактических учреждений не реже одного раза в квартал, выборочно по работе отдельных врачей - специалистов либо по профилям оказания медицинской помощи. Из материалов дела также усматривается, что *** в ЕГРЮЛ внесена запись о создании государственных изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России». *** Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия *** ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» на осуществление медицинской деятельности. Срок действия лицензии - до ***. Разрешённые виды работ и услуг по адресу места осуществления деятельности: ***, при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: - акушерскому делу, - медицинскому массажу, - сестринскому делу, - стоматологии, - физиотерапии. при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: - неврологии, - оториноларингологии, - офтальмологии, - стоматологии, - терапии, - урологии, - физиотерапии, - хирургии, - экспертизе временной нетрудоспособности, - эндокринологии. б) при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов по: - акушерству и гинекологии, - экспертизе временной нетрудоспособности; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: - акушерству и гинекологии, - инфекционным болезням, - медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), - профпатологии, - психиатрии, - психиатрии-наркологии, - экспертизе на право владения оружием. Согласно Положению о Благовещенской больнице ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» (утв. приказом руководителя ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» от *** ***) Благовещенская больница является филиалом ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России», финансируем из федерального бюджета, а также иных, не запрещённых законом источников; находится в ведении Федерального медико-биологического агентства России, которое является учредителем ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России». Место нахождения Благовещенской больницы ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» - ***. Благовещенская больница не является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, входящие в сводный баланс и смету ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» (п. 2.2 Положения). Целями деятельности Благовещенской больницы ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» является медико-санитарное обеспечение в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан ранее прикреплённого контингента (работников предприятий, учреждений и организаций водного транспорта; плавсостава, членов их семей; пенсионеров предприятий учреждений и организаций водного транспорта; федеральных государственных служащих; территориального населения; работников предприятий, учреждений и организаций, заключивших договоры; держателей страховых полисов), а также контингента, определяемого ФМБА России (п. 3.1.1 Положения). Факт наличия на момент проведения проверки указанных нарушений, допущенных ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» при осуществлении медицинской деятельности по месту нахождения его филиала, оказывающего амбулаторно-поликлиническую помощь, подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании: актом проверки *** от *** - ***, протоколом об административном правонарушении *** от ***, другими собранными по делу доказательствами. При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что вина ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» в совершении вменяемого административного правонарушения, установлена, действия юридического лица ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» верно квалифицированы должностным лицом по ч. 2, 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Учитывая изложенное, принимая во внимание специфику деятельности Благовещенской больницы, считаю, что в данном случае менее строгий вид административного наказания - в виде административного штрафа - обеспечитпредупреждение совершения новых правонарушений со стороны правонарушителя. При назначении административного наказания юридическому лицу ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России», в силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. При таких обстоятельствах, полагаю необходимым назначить ФГУ «ДВОМЦ ФМБА России» административное наказание, с учётом ст. 4.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размереста пятидесяти тысяч рублей. Руководствуясь ст. 29.10, ч. 2, 3 ст. 19.20 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ : Признать юридическое лицо ФГУ «Дальневосточный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства России» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2, 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей. Штраф в течение 30 суток уплатить по следующим реквизитам: *** В соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Н.Н. Чучумаев