Дело № 5-251/11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ22 февраля 2011 года г. БлаговещенскСудья Благовещенского городского суда Амурской области Крук А.В.,
при секретаре Белоцерковец О.А.,
с участием представителя юридического лица - ООО «Дальстройснаб» -Кириллова С.В.
государственного инспектора отдела ГПН по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области Ващилова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Дальстройснаб»,
УСТАНОВИЛ:
*** в Благовещенский городской суд поступили материалы по факту совершения юридическим лицом - ООО «Дальстройснаб» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть по факту нарушения требований Правил пожарной безопасности.
Представитель ООО «Дальстройснаб» суду пояснил, что с нарушениями согласен частично. Базу они арендуют с ***. Состоит из административного корпуса (3 этажа), из которого эксплуатируется только 1 этаж; гараж в котором ставится один автомобиль; производственное помещение, в котором изготавливается мебель; металлический ангар, который не эксплуатируется. Также имеется несколько зданий, которые не эксплуатируются. Кроме этого в административном здании планируется монтаж пожарной сигнализации, которая уже закуплена; руководитель и ответственное лицо прошли обучение по пожарно-техническому минимуму (представлены соответствующие документы); распорядительными документами установлен соответствующей пожарной опасности режим; разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; в помещениях определена категория взрывопожароопасной и пожарной опасности; заказаны таблички с указанием номеров телефонов вызова пожарной охраны; приобретены огнетушители и заведены соответствующие журналы; устанавливаются и комплектуются пожарные шкафы; проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования; светильники оборудованы колпаками расееивателями; территория базы обеспечена указателями направления водоисточника и расстояния до него; водопровод отсутствует, но имеется пожарный водоём (бочка); усилен контроль за недопущением курения на территории предприятия. Предоставлены соответствующие документы. Все нарушения буду устранены в течение 10 дней. Также пояснил, что по адресу: ***, помимо их организации зарегистрированы ещё 3 организации. База приобретена *** на основании договора безвозмездного пользования. Кроме этого инспектором был нарушен п. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц», так как инспектор должен был выдать предписание, и только после его неисполнения, обращаться в суд.
Инспектор отдела ГПН по г. Благовещенску на привлечении ООО «Дальстройснаб» к административной ответственности настаивает, пояснил, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей. При проверке ему не были представлены документы, свидетельствующие об отсутствии ряда указанных им нарушений. Вместе с тем, факт устранения ряда нарушений не может свидетельствовать об отсутствии опасности для жизни и здоровья людей, угрозе иному имуществу (зданиям и сооружениям).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), и другими нормативными правовыми актами.
Законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях единообразного понимания и толкования правил пожарной безопасности установлен ряд основных понятий, в том числе нарушение Правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определено, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора *** по пожарному надзору *** от *** в период с *** по *** проведена плановая выездная проверка ООО «Дальстройснаб» с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
В результате проверки установлено, что на территории, в зданиях и помещениях ООО «Дальстройснаб», расположенных по адресу: ***, допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- здания и сооружения организации не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (НПБ «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03);(НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях);
-руководитель организации, а так же ответственные лица за пожарную безопасность не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентируемых пожарную безопасность (гл. 3 п. 31-36 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);
- в организации распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: инструкцией не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае возникновения пожара и по окончании рабочего дня; а так же порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму; не регламентирован порядок осмотра и закрытия помещений по окончании рабочего дня: действия работников при обнаружении пожара; место для курения не оборудовано и не определено приказом (п. 15 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- в организации не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для взрывопожароопасного и пожароопасного участка (п.6 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- во всех производственных и складских помещениях не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности (п. 33 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- во всех помещениях базы отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п. 13 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- на корпусах имеющихся огнетушителей отсутствует порядковый номер, соответствующий порядковому номеру журнала учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения, отсутствуют паспорта по установленной форме (п. 16 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- своевременно не проводится проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (не предоставлены акты проверок) (п. 89 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- пожарные шкафы не соответствуют НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» (п. 3 «Правила пожарной безопасности РФ» (ППБ 01-03)); п. 4.4 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний». НПБ 151-2000);
- все имеющиеся пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами (п. 91 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- пожарные щиты не доукомплектованы в зависимости от категории помещений (сооружений) по взрывопожарной и пожарной опасности (приложение 3, таб.3, п. 22 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования (п.3. п. 57«Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- в тепловом узле, слесарном помещении допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками рассеивателями, предусмотренные конструкцией светильника (п. 60 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- территория базы не обеспечена указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника (п. 90 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- своевременно не проводится проверка работоспособности наружного противопожарного водопровода (пожарного гидранта) (п. 89 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03);
- допускается курение на территории предприятия (п. 25 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03).
Указанные нарушения требований пожарной безопасности могут привести к возникновению и быстрому распоряжению пожара, причинению вреда здоровью и жизни людей, крупному материальному ущербу.
Вина юридического лица ООО «Дальстройснаб» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: актом проверки *** от ***, протоколом об административном правонарушении *** от ***, протоколом о временном запрете деятельности *** от ***
Своими действиями ООО «Дальстройснаб» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении или невыполнении правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 1, 2 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ООО «Дальстройснаб», судом не установлено.
То обстоятельство, что по результатам проверки ряд нарушений Правил пожарной безопасности устранён (прохождение обучения по пожарно-техническому минимуму; установка соответствующего пожарной опасности противопожарного режима; разработка инструкции о мерах пожарной безопасности для взрывопожароопасного и пожароопасного участка; определениекатегории взрывопожарной и пожарной опасности; заказ табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; приобретение огнетушителей; установка и докомплект пожарных шкафов;проведение замеров сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования;установка колпаков рассеивателей на светильники; установка указателей на территории базы), не является основанием для освобождения от административной ответственности и не свидетельствует об отсутствии угрозы жизни и здоровья людей, а также угрозы причинения материального ущерба.
Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при наличии нарушений Правил пожарной безопасности, влекущих угрозу жизни и здоровья людей, инспектором госпожнадзора указанное требование было выполнено, деятельность ООО «Дальстройснаб» по эксплуатации помещений, была временно приостановлена.
Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в действиях инспектора госпожнадзора не установлено.
Учитывая изложенное, с учётом имеющейся угрозы жизни и здоровью людей, угрозы причинения материального ущерба зданий и помещений, мера наказания, не связанная с административным приостановлением деятельности не обеспечит безопасность жизни и здоровья людей, угрозы причинения материального ущерба здания и помещений, в связи с чем необходимо назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Дальстройснаб» по эксплуатации зданий и помещений, расположенных по адресу: ***: административного трёхэтажного корпуса; гаража; производственного помещения, сроком на 90 суток.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 20.4, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - ООО «Дальстройснаб» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации зданий и помещений, расположенных по адресу: ***: административного трёхэтажного корпуса; гаража; производственного помещения, сроком на 90 суток.
Срок приостановления деятельности ООО «Дальстройснаб» по эксплуатации зданий и помещений, расположенных по адресу: ***: административного трёхэтажного корпуса; гаража; производственного помещения, исчислять с 14 часов 30 *** года *** года включительно.
Обязать руководителя ООО «Дальстройснаб» устранить нарушения, указанные в описательной части постановления.
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Крук