решение от 30.07.2011 г. о признании бездействия администрации МР Бижбулякский район Рб незаконным



Дело № 2-192/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года с.Бижбуляк

Бижбулякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галеева М.М., при секретаре Ахмадуллиной Г.С., с участием помощника прокурора Козаева Л.С., представителя ответчика Петрова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бижбулякского района РБ к администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан о признании бездействия администрации МР Бижбулякский район РБ незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с иском в суд, просит признать бездействие администрации МР Бижбулякский район РБ незаконным в части непринятия мер по созданию самостоятельного органа обладающего статусом органа опеки и попечительства, и обязать администрацию района принять меры по созданию самостоятельного органа обладающего статусом органа опеки и попечительства, указывая, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства об опеке и попечительстве на территории муниципального района Бижбулякский район РБ, по результатам которой установлено, что на территории муниципального образования не создан орган опеки и попечительства, его функции выполняет МБУ «Отдел образования администрации МР Бижбулякский район РБ».

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме и суду показал, что в настоящее время орган опеки и попечительства в структуре администрации района не создан, статус органа опеки и попечительства администрации МР Бижбулякский район не определен, нет акта, регламентирующего деятельность органа опеки и попечительства, где указано о наличии у него статуса органа опеки и попечительства.

Представитель ответчика Петров В.П. исковые требования не признал. Представил суду постановление от 23.06.2011 г. «Об органе по опеке и попечительству». Суду показал, что в штате отдела образования есть специалист на которого возложены полномочия, отдельного отдела нет.

Выслушав стороны, исследовав материалы, дела суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" предусмотрена передача с 1 января 2008 г. полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

Согласно ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з (ред. от 01.04.2010) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" (принят Государственным Собранием - Курултаем - РБ 22.12.2005) органы местного самоуправления муниципальных районов в РБ, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Согласно ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу вышеуказанного закона структура органов местного самоуправления определяется населением на местном референдуме или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

В соответствии с п.8 ст.20 Устава МР Бижбулякский район РБ структура администрации МР Бижбулякский район РБ утверждается Советом по представлению главы администрации(л.д.53).

Из представленных прокурором в обоснование своих доводов документов: решения о внесении изменений и дополнений в Устав МР Бижбулякский район РБ от 20.01.2010 года, решения о внесении изменений и дополнений в Устав МР Бижбулякский район РБ от30.03.2011 г., положения МБУ «Отдел образования администрации МР Бижбулякский район РБ о деятельности по опеки и попечительству МБУ «Отдел образования администрации МР Бижбулякский район РБ» от 07.09.2009 года, решения о внесении изменения в решение Совета МР Бижбулякский район РБ от 11.12.2008 года № 34/04-02 «О структуре администрации МР Бижбулякский район РБ» от 23.03.2011 года, Положения МБУ «Отдел образования администрации МР Бижбулякский район РБ» от 24.03.2009 года, решение о внесении изменений и дополнений в Устав МР Бижбулякский район РБ от 06.12.2008 года (л.д.6-69), видно, что в структуре администрации МР Бижбулякский район РБ отдельного органа по опеке и попечительству нет (л.д.20), в структуре отдела образования администрации МР Бижбулякский район РБ также не предусмотрено органа осуществляющего деятельность по опеки и попечительству (л.д.24).

Из Положения МБУ «Отдел образования администрации МР Бижбулякский район РБ» о деятельности по опеки и попечительству МБУ «Отдел образования администрации МР Бижбулякский район РБ» от 07.09.2009 года видно, что данное положение распространяется на специалиста по опеке и попечительству и направлено на обеспечение прав несовершеннолетних. Вместе с тем права совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности данным положением не охватываются.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что доводы прокурора нашли подтверждение в судебном заседании и заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.197,198,206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать бездействие администрации МР Бижбулякский район Республики Башкортостан выразившееся в непринятии мер по созданию самостоятельного органа обладающего статусом органа опеки и попечительства незаконным.

Обязать администрацию МР Бижбулякский район РБ принять меры по созданию самостоятельного органа обладающего статусом органа опеки и попечительства в срок до 01 сентября 2011 года

Решение в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Бижбулякский районный суд.

Председательствующий : М.М.Галеев

Решение вступило в законную силу: нет