решение по иску прокурора к администрации района,Правительству РБ о предоставлении жилью детям-сиротам



Дело № 2-301/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2011 года         с.Бижбуляк

Бижбулякский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи М.М.Галеева,

при секретаре Халиковой Г.Н.,

с участием заместителя прокурора Бижбулякского района РБ Шайбакова А.М., представителей ответчика-администрации МР Бижбулякский район РБ по доверенности Валеевой Э.Ф., Петрова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бижбулякского района РБ в интересах ФИО1 к администрации МР Бижбулякский район РБ и Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бижбулякского района РБ в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МР Бижбулякский район РБ и Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указывая, что прокуратурой Бижбулякского района РБ была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоял на учете в отделе опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ как опекаемый, имеющий статус сироты. ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец- ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления главы администрации муниципального района <адрес> -з от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет для внеочередного предоставления жилого помещения из числа детей-сирот.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 315-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончания службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Однако в нарушение требований законодательства ФИО1 после окончания образовательного учреждения жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым грубо нарушены жилищные права ФИО1 который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме и просит суд их удовлетворить.

Представители ответчика администрации МР Бижбулякский район РБ Петров В.П. и Валиева Э.Ф. исковые требования не признали.

Представители ответчика Правительства Республики Башкортостан и 3-го лица Министерства образования РБ в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Из представленных прокурором в обоснование своего иска доказательств видно, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой. ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец- ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16,17).

Постановлением администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 установлено попечительство(л.д.12).

В ДД.ММ.ГГГГ года он закончил обучение в ГОУ НПО профессиональный лицей <адрес> РБ (л.д.9).

Согласно абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Жилого помещения в собственности, согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> уведомления <данные изъяты> , от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, ФИО1 не имеет.

Из уведомлений Росреестра следует, что его родители ФИО3, ФИО11 жилого помещения закрепленного за ними на праве собственности не имели (л.д.20-21).

Согласно ч.4 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства.

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений законом возложено на органы исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно ч.6 ст.19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемые органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Таким образом, полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрация МР <адрес> законом не наделена.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв.м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Согласно п.6 вышеуказанного постановленияадминистрации муниципальныхрайонов Республики Башкортостан должны представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:

списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год;

документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам;

ежеквартально в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан и местного бюджета.

Из представленных представителями ответчика администрации МР <адрес> в обоснование своих возражений документов видно, что постановлением и.о. главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет в качестве лица из числа детей-сирот, нуждающегося в жилом помещении (л.д.29). ФИО1 включен в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации МР <адрес> РБ (л.д.30-39).

Таким образом, по настоящему иску надлежащим ответчиком является Правительство РБ, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению лишь в части обязания Правительства РБ обеспечить жильем ФИО1, ответчиком администрацией МР <адрес> РБ, права ФИО1 на день рассмотрения настоящего иска, не нарушены.

Поскольку ФИО1 до настоящего времени в нарушение требований закона не обеспечен жилым помещением, суд считает необходимым возложить на Правительство РБ обязанность по внеочередному предоставлению ему жилого помещения, поскольку это является государственным полномочием субъекта Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ

Иск прокурора Бижбулякского района РБ в интересах ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, по норме предоставления жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. на территории МР <адрес> РБ.

В иске прокурора <адрес> РБ в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> через Бижбулякский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий     М.М.Галеев