2-304\2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 ноября 2011 года с.Бижбуляк Бижбулякский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Ярмиева Т.Н., при секретаре Халиковой Г.Н., с участием зампрокурора Бижбулякского района РБ Шайбакова А.М., представителей ответчика - администрации МР Бижбулякский район РБ по доверенности Валеевой Э.В., Петрова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бижбулякского района РБ ( в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах В. к администрации МР Бижбулякский район РБ и Правительству РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бижбулякского района РБ ( в порядке ст. 45 ГПК РФ ) обратился с указанным выше иском, указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот установлено, что В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отделе опеки и попечительства администрации МР <адрес> состояла на учете как опекаемая, имеющая статус сироты. Её мать-одиночка В.1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она окончила ГОУ СПО «Белебеевский педагогический колледж», получив средне-специальное образование. Постановлением и.о. главы администрации МР <адрес> РБ №-г от ДД.ММ.ГГГГ В. принята на учет для внеочередного предоставления жилого помещения из числа детей- сирот. Далее прокурор со ссылкой на нормы ФЗ-159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Республиканского аналога данного закона от 27.10.1998 года № 188-з, Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РБ № 200 от 20.07.2007 года, Определения Конституционного суда РФ, считает установленным, что в нарушение вышеперечисленных норм законодательства В. после окончания пребывания в образовательном учреждении жилое помещение по договору социального найма не предоставлено до настоящего времени, чем нарушены её жилищные права, имеющей в т.ч. право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Прокурор просит обязать администрацию МР Бижбулякский район РБ и Правительство РБ предоставить В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории МР <адрес> РБ по норме предоставления жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. На судебном заседании зам прокурора Бижбулякского района РБ Шайбаков А.М. иск поддержал и просит удовлетворить его, суду привел те же доводы, что и в иске. От представителя ответчика-Правительства РБ, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела, поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без их участия, своего мнения по иску ими не выражено. От представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований- Министерства образования РБ, также надлежаще извещенного, поступило письменное заявление о рассмотрении дела без их участия, из приложенного к заявлению Отзыва видно, что иск они не признают. С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся представителей, считая их неявку уважительной. Представители ответчика- Администрации МР Бижбулякский район РБ, Валеева Э.Ф. и Петров В.П. иск не признали, при этом представитель Петров В.П. суду показал, что Администрация района сделала все от них зависящее для исполнения законодательства о предоставлении вне очереди жилья детям-сиротам, что подтверждается представленными им документами. А именно, постановлением главы <адрес> В. принята на учет для внеочередного получения жилья; в Министерство образования РБ, которое формирует сводный список ( банк данных) детей-сирот, не имеющих жилья, направлены все необходимые документы: информация, заявки, списки, содержащие данные по этой категории лиц, в т.ч. о В., на которую уже выделены денежные средства для приобретения жилья. Ответчиком также на 8.11. 2011 года был объявлен аукцион по приобретению жилья, который не состоялся ввиду отсутствия заявок. Выделенные для приобретения В. жилья деньги к ним не поступили, чтобы их получить, необходимо представить документы, подтверждающие куплю-продажу жилья, на которую продавцы- собственники жилых помещений соглашаются неохотно в связи со сложной процедурой оформления. <адрес> полномочиями по обеспечению жилой площадью детей -сирот не обладает. Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РБ) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв.м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемые органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Согласно ст.1 ФЗ от 17.12.2009 года № 315 -ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель. Абзацем 3 ч.1 ст.8 указанного выше закона № 315 -ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот на жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ». Судом установлено, что В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11, 12), мать которой умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), сведения об отце записаны лишь со слов матери (л.д.10), до достижения 18 летнего возраста осталась без попечения родителей, и в соответствии со ст.1 ФЗ 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот...», в настоящее время является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением <данные изъяты> <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ опекуном В. признана А. (л.д.15). Постановлением Администрации МР <адрес> РБ от 17.12. 2010 года В. принята на учет для внеочередного получения жилья из числа детей-сирот (л.д.9). То, что В. имеет статус ребенка-сироты сторонами не оспаривается. Закрепленного жилого помещения, а также жилья в собственности, в пользовании на условиях социального найма, В. не имеет (л.д.23,24). Положения указанного выше закона № 159-ФЗ распространяются на детей -сирот до достижения ими 23-х летнего возраста, которого В. на день рассмотрения иска не достигла (л.д.11-12). Судом также исследованы представленные ответчиком -Администрацией МР <адрес> РБ документы, подтверждающие включение В. в списки, заявки, информацию в число детей- сирот, нуждающихся в обеспечении жильем (л.д.39-47). Из расчета средств, предусмотренных из бюджета для обеспечения жильем детей -сирот в 2011 году, видно, что В.( по<адрес>) выделяются денежные средства в размере 594 000 рублей (л.д.34-38). Представители ответчика Валеева Э.Ф. и Петров В.П. суду подтвердили, что указанные выше деньги на имя В. выделены Правительством РБ, но администрацией еще не получены, приобретение жилья не произведено ввиду несостоявшегося аукциона. Суд считает несостоятельными доводы представителей ответчика- администрации МР Бижбулякский район РБ в той части, что обязанность предоставления жилья В. на них не лежит, поскольку администрация - как орган местного самоуправления, не обладает полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот, оставшихся без родителей, в соответствии с Законом РБ №-з от 28.12. 2005 года, по тем основаниям, что механизм реализации по приобретению жилья осуществляется администрацией района, которая обязана подать заявки, списки, информацию о детях сиротах, провести аукцион, найти подходящее жилье, совершить сделку купли-продажи (муниципальный контракт) и представить все необходимые документы в Правительство РБ для адресного перечисления денег, предназначенных и выделенных для приобретения жилья для В.. На день рассмотрения иска администрацией района жилье для В. не найдено, договор купли -продажи его ( муниципальный контракт) не составлен. Таким образом, по мнению суда, Администрация МР Бижбулякский район является надлежащим ответчиком, так как часть организационных ( и указанных выше) функций по решению вопроса приобретения жилья возложена на них. Поскольку В. до настоящего времени в нарушение требований закона не обеспечена жильем, суд считает иск подлежащим удовлетворению в полном объеме. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию МР Бижбулякский район РБ и Правительство РБ предоставить В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в д. <адрес> жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории МР <адрес> РБ по норме предоставления жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. Решение в 10-дневный срок со дня окончательного изготовления может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Бижбулякский райсуд. Судья : Ярмиев Т.Н. Вступило в законную силу: нет