2-357\2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 декабря 2011 года с.Бижбуляк Бижбулякский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Ярмиева Т.Н., при секретаре Халиковой Г.Н., с участием зам прокурора Бижбулякского района РБ Шайбакова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бижбулякского района РБ (в порядке ст. ст. 45 ГПК РФ) к ООО «Дема» МР Бижбулякский район РБ об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бижбулякского района РБ обратился с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к ООО «Дема» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства у ответчика. Проверкой установлено, что ООО «Дема» осуществляет сельскохозяйственную деятельность и в наличии хозяйства имеются автотранспорт, сельскохозяйственные машины, сельскохозяйственные животные. При осуществлении деятельности предприятия образуются отходы 1-4 классов опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); аккумуляторы свинцовые отработанные; масла моторные отработанные; покрышки отработанные; навоз от крупного рогатого скота свежий, навоз свежий. Однако на момент проверки в нарушение требований законодательства, ООО «Дема» лимит на размещение отходов производства и потребления не установлен, паспорт опасного отхода не составлен, а также не обеспечено прохождение ответственным лицом предприятия профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Прокурор просит устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей природной среды: установить лимит на размещение отходов производства и потребления; составить паспорт опасных отходов на отходы 1-4 класса опасности, образующиеся в процессе деятельности предприятия; обеспечить прохождение ответственным лицом предприятия профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. На судебном заседании прокурор иск поддержал. Ответчик надлежаще извещен о месте и времени с\з, однако на суд не явился, своего мнения по иску не выразил. Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные отходы; 2 класс - высокоопасные отходы; 3 класс - умеренно опасные отходы; 4 класс - малоопасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы. Согласно п.п. 2, 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); аккумуляторы свинцовые отработанные; масла моторные отработанные; покрышки отработанные; навоз от крупного рогатого скота свежий являются отходами 1-4 класса опасности. Установление лимитов на размещение отходов производства и потребления в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является одним из методов экономического регулирования в данной сфере. Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения и устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Паспорт опасных отходов является документом, который должен не только удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, но и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию. Порядок паспортизации опасных отходов в настоящее время устанавливается Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. По требованию статьи 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами 1-4 класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Таким образом, судом установлено, что деятельность ООО «Дема» осуществляется с нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, что может привести к загрязнению окружающей природной среды, иным негативным последствиям, и как следствие, повлечь нарушение прав граждан - неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Права граждан на благоприятную среду обитания и окружающую среду обеспечиваются, в том числе и неукоснительным соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, включая гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке отходов производства и потребления. По условиям статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства подтверждается Справкой по результатам проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.6). Невыполнение требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Бижбулякского района, на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Ответчик обязан устранить нарушения требований нормативных документов в области безопасного обращения с отходами производства и потребления. Согласно ст. ст. 204, 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей природной среды рассматриваются в судебном порядке. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ООО «Дема» МР Бижбулякский район РБ при осуществлении сельскохозяйственной деятельности устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей природной среды - установить лимит на размещение отходов производства и потребления; составить паспорт опасных отходов на отходы 1-4 класса опасности, образующиеся в процессе деятельности предприятия; обеспечить прохождение ответственным лицом предприятия профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу. Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Бижбулякский райсуд. Судья : Т.Н. Ярмиев Вступает в законную силу:С