приостановление и пркращение деятельности общественных организаций



Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Бийск 21 июня 2010 года

Бийский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Уманца А.С.,

при секретаре Е.С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к общественной первичной организации профсоюза работников *** *** «***» Бийского района о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, с исключением данных из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в Бийский районный суд Алтайского края с иском к общественной первичной организации профсоюза работников ***» Бийского района о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица в порядке статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с исключением данных из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований истец указал, что *** им в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» проведена уведомительная регистрация общественной первичной организации профсоюза работников ***» Бийского района (далее по тексту решения - профсоюз), с присвоением регистрационного номера ***

Согласно нормам вышеуказанных федеральных законов профессиональные союзы являются одним из видов общественных объединений. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение по производственному, профессиональному интересу, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях» и принятым в соответствии с ним федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Следовательно, все положения федерального закона «Об общественных объединениях» применяются в отношении профессиональных союзов в части, не урегулированной федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 федерального закона от 19.05.1995 № 82-«Об общественных объединениях», общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Установленные указанным федеральным законом обязанности профсоюзом не исполняются с момента государственной регистрации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «А-Д», «Л» пункта 1 статьи 5 настоящего федерального закона.

Управление министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю через средства массовой информации напоминало о порядке и сроках предоставления необходимых сведений для включения в единый государственный реестр юридических лиц.

*** истцом в адрес ответчика было направлено письменное предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства, которым предписывалось к указанному сроку представить в Управление информацию о продолжении деятельности профсоюза с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также сведения, предусмотренные подпунктами «А-Д», «Л» пункта 1 статьи 5 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Указанное предупреждение ответчиком не получено и возвращено почтовым отделением истцу с отметкой «Нет организации». Вместе с тем нарушения федерального законодательства ответчиком не устранены, запрашиваемая информация до настоящего времени не представлена.

Истец просит признать общественную первичную организацию профсоюза работников ***» Бийского района прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением ее данных из единого государственного реестра юридических лиц.

Управление министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика - общественной первичной организации профсоюза работников ***» Бийского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по месту регистрации юридического лица, доказательств уважительности причин неявки, возражений на иск в суд не представил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки, возражений на иск в суд не представил, направил в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, с учетом положений статей 119, 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

В силу статьи 1 названного Федерального закона предметом его регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).

Согласно статье 2 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Часть 4 статьи 3 указанного Федерального закона определяет, что создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона «Об общественных объединениях» особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами. Деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируется настоящим Федеральным законом.

Таким образом, положения федерального закона «Об общественных объединениях» применяются в отношении профессиональных союзов в части, не урегулированной федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Согласно статье 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Судом установлено, что *** года управлением министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю проведена уведомительная регистрация общественной первичной организации профсоюза работников ***» Бийского района, выдано свидетельство о регистрации *** от ***.

В соответствии с требованиями абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, в силу части 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «А-Д», «Л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Неисполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим законом в отношении исключения недействующих лиц.

Согласно подпунктам «А-Д», «Л» пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона такими сведения являются: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если, в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно-правовая форма; в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица, управляющего или управляющей организации, наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В материалах гражданского дела представлена копия информационного письма межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края от *** за *** о юридических лицах, зарегистрированных до ***, в пункте 20 которого указано, что общественная первичная организация профсоюза работников ***» Бийского района сведения о юридическом лице во исполнение части 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не представляла.

Обязанности, предусмотренные вышеуказанным федеральным законодательством, профсоюзом не исполняются с момента регистрации, в связи с чем, управлением министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в адрес ответчика было направлено письменное предупреждение о недопустимости нарушения Федерального закона «Об общественных объединениях» и Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанное предупреждение ответчиком не получено и возвращено почтовым отделением истцу с отметкой «Нет организации». Вместе с тем нарушения федерального законодательства ответчиком не устранены, запрашиваемая информация до настоящего времени не представлена.

Информация о налоговом учете ответчика в межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю отсутствует.

На основании частей 3 и 4 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем 4 части 1 настоящей статьи (ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц) является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда при неоднократных, грубых нарушениях закона или иных правовых актов, что и было допущено ответчиком.

В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 23 постановления от 01 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 61). Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

Длительное неисполнение ответчиком требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» дает суду основание признать бездействие общественной первичной организации профсоюза работников ***» Бийского района грубым нарушением указанного федерального закона.

Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со статьей 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Дополнительные доказательства истцом в судебное заседание не представлены, суд принимает решение на основе имеющихся в деле доказательств.

С учетом изложенного суд находит требования истца о признании общественной первичной организации профсоюза работников ***» Бийского района прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, с исключением данных из единого государственного реестра юридических лиц, обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, на основании статьи 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере *** рублей 00 копеек в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь частями 3 и 4 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», частью 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пунктом 2 части 2 статьи 61 ГК РФ, статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск управления министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к общественной первичной организации профсоюза работников ***» Бийского района о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, с исключением данных из единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Признать общественную первичную организацию профсоюза работников ***» Бийского района прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с общественной первичной организации профсоюза работников ***» Бийского района в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы через Бийский районный суд.

Судья А.С. Уманец

Верно.

Судья А.С. Уманец

Справка: по состоянию на 21.06.2010 решение суда в законную силу не вступило.

Судья А.С. Уманец