Дело ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бийск *** года
Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Уманца А.С.,
при секретаре Скиба Е.А.,
с участием помощника прокурора Бийского района Алтайского края Дробышевой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бийского района в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бийского района Алтайского края обратился в Бийский районный суд с иском к администрации Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности, указывая, что прокуратурой Бийского района, в рамках выполнения задания прокуратуры Алтайского края об усилении надзора за исполнением законодательства в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций, безопасности гидротехнических сооружений, проведена проверка гидротехнического сооружения, в виде струенаправляющей дамбы, находящейся на правом берегу реки Катунь, в 500 метрах юго-восточнее начала села Верх-Катунское Бийского района Алтайского края.
Согласно акту осмотра дамбы, проведенного *** года, установлено, что в связи с изменением русла реки «Катунь», смыто три отбойника, которые защищали дамбу. Существует угроза прорыва воды, что может привести к смыву улиц Колхозная, Мира, Гидропартия, Кирова, предприятий и учреждений - почты, дома быта, врачебной амбулатории, Дома культуры, церкви, кладбища села Верх-Катунское Бийского района Алтайского края.
В ходе ранее проведенной Южно - Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проверки данного гидротехнического сооружения составлен соответствующий акт от *** года.
Согласно вышеуказанному акту проверки было установлено: что струенаправляющая дамба не предохранена от размывов, защитные шпоры размыты течением реки Катунь на 90 %, течение реки на быстрине уничтожило защитные шпоры (ориентировочно 3 штуки) и подмывает откос дамбы.
По информации Бийского районного отделения Алтайского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» указанный объект на техническом учете не состоит.
Согласно информации полученной от Бийского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации действующих прав, ограничений (обременений) на гидротехническое сооружение, в виде струенаправляющей дамбы, находящейся на правом берегу реки Катунь, в 500 метрах юго-восточнее начала села Верх- Катунское Бийского района Алтайского края отсутствуют.
Кроме того, согласно информации ФГУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» данная организация, как собственником, так и заказчиком на строительство струенаправляющей дамбы не является, информацией о собственниках и владельцах указанного сооружения не располагает.
Согласно информации администрации Бийского района Алтайского края, документацией о собственнике гидротехнического сооружения, в виде струенаправляющей дамбы, находящейся на правом берегу реки Катунь, в 500 метрах юго-восточнее начала села Верх-Катунское Бийского района Алтайского края либо балансодержателе, администрация района также не располагает.
Кроме того, в информации из администрации Бийского района отражено, что струенаправляющая дамба построена в 1987 году, заказчиком строительства являлся ГПЗ «Катунь», подрядчиком - трест «Бийскводстрой».
В настоящее время данные организации не существуют, что подтверждается сведениями, предоставленными налоговыми органами.
Согласно информации, предоставленной администрацией Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края, после окончания строительства дамбы, она была передана по устному распоряжению главы района на баланс администрации Верх-Катунского сельского совета без проектно-сметной документации. В распоряжении администрации Верх-Катунского сельского совета имеется только карточка на балансовую принадлежность.
Вместе с тем вышеуказанный документ не может свидетельствовать о том, что дамба была надлежащим образом передана на баланс администрации Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края, так как отсутствует надлежащий акт приема- передачи, учетно-сметная документация, а также иные документы, свидетельствующие о передаче указанного объекта.
В связи с чем, можно сделать вывод о том, что струенаправляющая дамба, находящаяся на правом берегу реки Катунь, в 500 метрах юго-восточнее начала села Верх-Катунское Бийского района Алтайского края, является бесхозяйным имуществом.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 №117-ФЗ предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. К числу основных обязанностей относятся: обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; осуществление по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения региональные органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления и др.Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.В соответствии с пунктом 3 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 №237, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация также обязаны содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения.В силу того, что вышеуказанная струенаправляющая дамба находится в неисправном и бесхозном состоянии, следовательно, невозможно возложить на кого-либо обязанность осуществления контроля и обеспечения ее работоспособности, следовательно, существует реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации в виде прорыва воды, что может привести к смыву улиц Колхозная, Мира, Гидропартия, Кирова, предприятий и учреждений - почты, дома быта, врачебной амбулатории, Дома культуры, церкви, кладбища с.Верх-Катунское Бийского района Алтайского края.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные права закреплены в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что к основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, а также обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации гидротехнического сооружения, не принятие органом местного самоуправления мер по его постановке на учет как бесхозяйного имущества нарушает вышеназванные конституционные права неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 8 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В собственности поселений, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 50 вышеуказанного закона, может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно пунктам 7.1, 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании изложенного, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, в частности исключения диверсионных актов, ввиду отсутствия контроля за надлежащим техническим состоянием и отсутствием собственника данного гидротехнического сооружения и не допущения нарушения прав граждан, прокурор Бийского района просит обязать администрацию Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края поставить данное гидротехническое сооружение на учет в качестве бесхозяйного имущества.
Представитель ответчика - глава администрации Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края, в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
В суд представитель ответчика представил письменное заявление о признании иска ответчиком от ***.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Бийского района Алтайского края, Южно-Сибирского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки, возражений на иск в суд не представили.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В судебном заседании представитель ответчика полностью признал исковые требования, представив письменное заявление о признании иска ответчиком.
В соответствии со статьями 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Учитывая изложенное, обстоятельства дела, суд принимает признание иска ответчиком - администрацией Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края.
В силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Бийского района в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 225 ГК РФ, статьями 39, 167, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Бийского района Алтайского края в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения в виде струенаправляющей дамбы, находящейся на правом берегу реки Катунь, в 500 метрах юго-восточнее начала села Верх-Катунское Бийского района Алтайского края, то есть на территории этого муниципального образования.
Возложить на администрацию Верх-Катунского сельского совета Бийского района Алтайского края обязанность обратиться в Бийский отдел управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, в виде струенаправляющей дамбы, находящейся на правом берегу реки Катунь, в 500 метрах юго-восточнее начала села Верх-Катунское Бийского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы через Бийский районный суд.
Судья А.С. Уманец
Верно.
Судья А.С. Уманец
Справка: по состоянию на *** решение суда в законную силу не вступило.
Судья А.С. Уманец