Дело № 2-647/2010.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2010 года Бийский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Худякова А.В., при секретаре Харловой Н.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Бийского района Алтайского края Безруковой Е.В., представителя ответчика Попова А.Ю. по доверенности от **** года, представителей третьих лиц: Власова М.Ю. по доверенности от **** года, Степанова В.А. по доверенности *** от **** года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бийского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** сельсовета Бийского района Алтайского края о признании бездействий незаконными, о понуждении к совершению к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бийского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации *** сельсовета Бийского района Алтайского края об обязании в срок до 01января 2011 года организовать ликвидацию свалки - уборку бытовых отходов и мусора, расположенную в 500 м северо- западнее окраины *** при выезде со стороны ***, в 100 м. от лесозащитной полосы, в 50 м. от А-образного столба опоры линии электропередачи; в 100 м. от правой обочины грунтово-гравийной дороги Первомайское-Заря при повороте на санкционированную свалку *** в 60 м. от шлагбаума на въезде на свалку и сторожки, не доезжая 100 м. до санкционированного места размещения отходов, с левой стороны дороги, ведущей на свалку с возложением обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза мусора, бытовых и производственных отходов с территории *** сельсовета в точном соответствии с требованиями федерального санитарно- эпидемиологического и земельного законодательства, федерального законодательства об охране окружающей среды. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории «***» Бийского района. Установлены нарушения норм законодательства - ответчик не произвёл организацию по ликвидации свалке и уборке мусора и бытовых отходов, которая не соответствует требованиям, предъявляемым к полигонам ТБО.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Бийского района Алтайского края Безрукова Е.В. поддержала исковые требования, уточнив дату исполнения требований, просила суд обязать администрацию *** сельсовета в срок до 01 апреля 2011 года организовать ликвидацию свалки - уборку бытовых отходов и мусора, указывая на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации *** сельсовета - Попов А.Ю., действуя на основании доверенности от **** года, в судебном заседании не возражал против заявленных прокурором Бийского района исковых требований, указывая на законность заявленных требований.
Представитель третьего лица - Государственный инспектор Алтайского края по охране природы Степанов В.А. по доверенности *** от **** года в судебном заседании указал на обоснованность заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица - главный специалист- эксперт Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах Власов М.Ю., действуя на основании доверенности от **** года в судебном заседании указал на обоснованность заявленных исковых требований.
Выслушав представителей сторон, третьих лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на труд на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.54 ФЗ РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению отходов производства и потребления, соблюдать действующие экологические, санитарно- гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.
Согласно ч.1 ст.35 ФЗ РФ от 10.01.2002 года № 7- ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдалённых экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета благоприятной окружающей среды.
Статьей 12 ФЗ РФ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности.
В силу ст.12 ФЗ РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определение места строительства объектов, размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
В соответствии со ст.ст. 51, 52 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно- защитные зоны.
В соответствии с п.п.2.2.,3.1,3.2,3.7,5.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 года участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утверждённым планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно- защитной зоны от жилой застройки до грани полигона 500 м. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотнённых ТБО. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО.
В силу п.2.11 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ от 15.07.1994 объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами.
В соответствии с п.4.15 СанПин 3.2 1333-03 Охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: поддержанием чистоты территорий населённых мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств, сбором, хранением и обеззараживанием твёрдых бытовых отходов.
В соответствии со ст.14 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.п.4,6 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: ликвидации последствий загрязнения, в т.ч. биогенного загрязнения и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Определением Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 года № 32- ВПР08-10 закреплено, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет. Соответственно отсутствие денежных средств не может означать освобождение от решения вопросов местного значения- организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ РФ « Об охране окружающей среды» и ст.8 ФЗ РФ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ч.3 ст.34 ФЗ РФ « Об охране окружающей среды» прекращение в полном объёме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда.
В соответствии с п. 19 ст.3 Устава муниципального образования « *** сельский совет Бийского района Алтайского края», принятого решением *** сельсовета народных депутатов от **** года *** к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов.
По представленным истцом доказательствам, судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Согласно акту проверки от 29 октября 2010, проведенной прокуратурой Бийского района, в нарушение требований п.п.2.2.,3.1,3.2,3.7,5.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 года п.4.15 СанПин 3.2 1333-03, в 500 м северо- западнее окраины *** при выезде со стороны ***, в 100 м. от лесозащитной полосы, в 50 м. от А-образного столба опоры линии электропередачи расположена на площади 10000 кв.м свалка бытовых отходов; в 100 м. от правой обочины грунтово-гравийной дороги «Первомайское-Заря» при повороте на санкционированную свалку *** в 60 м. от шлагбаума на въезде на свалку и сторожки, не доезжая 100 м. до санкционированного места размещения отходов, с левой стороны дороги, ведущей на свалку на почве сброшены бытовые отходы и мусор л.д.***).
Суду ответчиком не представлены доказательства, указывающие на соблюдение санитарно- эпидемиологических правил к содержанию мест захоронения, чем ставят под угрозу законные интересы жителей сельского поселения на охрану здоровья и санитарно- эпидемиологическое благополучие, нарушение природоохранного законодательства. Кроме того, судом установлено, что проект свалки на государственную экологическую экспертизу не представлялся.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией *** сельсовета Бийского района требования санитарно- эпидемиологического законодательства не соблюдаются.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению истинность представленных истцом доказательств.
Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Бийского района Алтайского края к администрации *** сельсовета Бийского района Алтайского края в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности, суд находит возможным обязать администрацию *** сельсовета до 01 апреля 2011 года устранить нарушения действующего законодательства по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора, возложив обязанность ликвидировать свалку, расположенную в 500 м северо- западнее окраины *** при выезде со стороны ***, в 100 м. от лесозащитной полосы, в 50 м. от А-образного столба опоры линии электропередачи; в 100 м. от правой обочины грунтово-гравийной дороги «Первомайское-Заря» при повороте на санкционированную свалку *** в 60 м. от шлагбаума на въезде на свалку и сторожки, не доезжая 100 м. до санкционированного места размещения отходов, с левой стороны дороги, ведущей на свалку с возложением обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза мусора, бытовых и производственных отходов с территории *** сельсовета.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина в размере *** руб. *** коп. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета, поскольку истец был освобожден от ее уплаты при подаче иска в силу закона.
На основании изложенного, и, руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Бийского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** сельсовета Бийского района Алтайского края удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному санитарно- эпидемиологическому и земельному законодательству, федеральному законодательству об обхране окружающей среды бездействие администрации *** сельсовета Бийского района Алтайского края и обязать администрацию *** сельсовета Бийского района Алтайского края устранить нарушения действующего законодательства по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора, возложив обязанность в срок до 01.04.2011 года ликвидировать свалку, расположенную в 500 м северо- западнее окраины *** при выезде со стороны ***, в 100 м. от лесозащитной полосы, в 50 м. от А-образного столба опоры линии электропередачи; в 100 м. от правой обочины грунтово-гравийной дороги «Первомайское-Заря» при повороте на санкционированную свалку *** в 60 м. от шлагбаума на въезде на свалку и сторожки, не доезжая 100 м. до санкционированного места размещения отходов, с левой стороны дороги, ведущей на свалку с возложением обязанностей по надлежащей организации сбора и вывоза мусора, бытовых и производственных отходов с территории *** сельсовета Бийского района.
Взыскать с администрации *** сельсовета Бийского района Алтайского края государственную пошлину в размере *** рублей 00 коп. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в десятидневный срок в Алтайский краевой суд с подачей жалобы, представления в Алтайский краевой суд через Бийский районный суд.
Судья А.В.Худяков.
С П Р А В К А
По состоянию на 09 декабря 2010 года решение суда в законную силу не вступило.
Судья А.В.Худяков.