Дело № 2-386/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Бийск 04 августа 2011 года Бийский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Уманца А.С., при секретаре Скиба Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бийского района Алтайского края, действовавшего в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** сельсовета *** о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований пожарной безопасности, установленных предписанием органа пожарного надзора, возложении обязанности выполнить требования, установленные предписанием органа пожарного надзора, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бийского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Бийский районный суд Алтайского края с иском к администрации *** сельсовета *** о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований пожарной безопасности, установленных предписанием органа пожарного надзора, возложении обязанности выполнить требования, установленные предписанием органа пожарного надзора, указывая, что прокуратурой района в июне 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, защиты лесов и населенных пунктов от пожаров на территории ***. Прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального образования «***» *** нарушаются положения указанного законодательства. Так, в нарушение частей 8, 9 и 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту решения - Федеральный закон №131-ФЗ), пункта 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не выполнен противопожарный разрыв от границ застройки *** и *** до лесного массива установленной ширины на всей протяженности участка границ населенных пунктов с лесными участками не менее 15 метров. Вопреки требованиям частей 8 и 9 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ, пункта 2 части 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации не выполнена звуковая система оповещения населения *** и *** о чрезвычайной ситуации. В нарушение частей 4, 8 и 9 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ, пункта 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 (далее по тексту решения - Правила пожарной безопасности) у источников противопожарного водоснабжения в *** и ***, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Вопреки требованиям пункта 94 Правил пожарной безопасности не обеспечен подъезд с площадкой из твердого покрытия для установки пожарного автомобиля и забора воды с реки в *** и ***. В нарушение частей.8, 9 и 24 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ, пунктов 1,3 части 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 31 Правил пожарной безопасности отсутствует обеспечение необходимым количеством первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры и т.п.) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований. В соответствии с предписанием органа пожарного надзора №7/1/7 от 24.03.2011 срок устранения всех перечисленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности был установлен до 10.05.2011, но данные нарушения на момент проверки в полном объеме не были устранены, в связи с чем, прокуратурой в адрес главы муниципального образования «***» направлено представление с требованием об устранении допущенных нарушений. Однако большая часть нарушений в настоящее время не устранена. В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора Бийского района Алтайского края Дробышева О.Е., уточнила заявленные исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в иске, и просила суд: 1) признать незаконным бездействие администрации *** сельсовета ***, выразившееся в непринятии мер к выполнению предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №7/1/7 от 24.03.2011, вынесенного по итогам проверки соблюдения мер пожарной безопасности в *** и ***, расположенных в границах муниципального образования сельского поселения «*** ***», начальником отделения по *** и *** районам ТО НД №2 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по *** в адрес главы администрации *** сельсовета ***; 2) обязать администрацию *** сельсовета *** в срок до *** выполнить следующие мероприятия: - оборудовать в *** и *** систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации; - установить у источников противопожарного водоснабжения (у гидрантов и водоемов (водоисточников) в *** и ***, а также по направлению движения к ним, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); - устроить подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 * 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года с реки в *** и ***; - создать запас необходимого количества первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры и т.п.). Кроме того, представитель процессуального истца представила заявление прокурора района об отказе от заявленных исковых требований в части возложения на администрацию *** сельского совета *** обязанности выполнить противопожарный разрыв от границ застройки *** до лесного массива, установленной ширины на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками, не менее 15 метров. На основании определения суда производство по делу по иску прокурора ***, действовавшего в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** сельсовета *** о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований пожарной безопасности, установленных предписанием органа пожарного надзора, возложении обязанности выполнить требования, установленные предписанием органа пожарного надзора, в части возложения на администрацию *** сельского совета *** обязанности выполнить противопожарный разрыв от границ застройки *** до лесного массива, установленной ширины на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками, не менее 15 метров, прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части. Последствия отказа истца от иска, предусмотренные статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом истцу разъяснены и понятны. Представитель ответчика - администрации *** сельсовета ***, в судебное заседание, назначенное на 04.08.2011, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями согласен в полном объеме и возражений против них не имеет. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - отделения по *** и *** районам ТО НД №2 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по ***, в судебное заседание, также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки, возражений на иск, ходатайства об отложении разбирательства дела, в суд не представил. Суд с учетом мнения представителя процессуального истца - помощника прокурора Бийского района Алтайского края Дробышевой О.Е., в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав пояснения представителя процессуального истца - помощника прокурора Бийского района Алтайского края Дробышевой О.Е., изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам. В соответствии с пунктами 8, 9 и 24 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. В соответствии с требованиями части 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Из представленного в материалах дела предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №7/1/7 от 24.03.2011, вынесенного по итогам проверки соблюдения мер пожарной безопасности в *** и ***, расположенных в границах муниципального образования сельского поселения «*** ***», начальником отделения по *** и *** районам ТО НД №2 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по *** главе администрации *** сельсовета ***, следует, что по итогам проверки выявлены следующие нарушения: - не выполнен противопожарный разрыв от границ застройки *** до лесного массива установленной ширины не менее 15 метров на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками; - не выполнены минерализованные полосы установленной ширины на всей протяженности участков границ *** с лесным массивом; - не организована своевременная очистка территории населенных пунктов и минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.; - не выполнена звуковая система оповещения населения *** о чрезвычайной ситуации; - у источников противопожарного водоснабжения в *** и ***, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); - не обеспечен подъезд с площадкой из твердого покрытия для установки пожарного автомобиля и забора воды с реки в *** и ***; - не обеспечено необходимое количество первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры и т.п.) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований. Срок устранения указанных нарушений был установлен до 10.05.2011. Согласно имеющегося в материалах сообщения администрации *** сельсовета *** №52 от 04.07.2011, представленного в прокуратуру района, по состоянию на 04.07.2011, для выполнения установленного нормативами противопожарного разрыва от границ застройки *** до лесного массива, произведен отвод и таксация лесосек данной полосы, документы находятся на согласовании в *** управлении лесами, после их получения будет производиться вырубка. Устранение нарушений в части отсутствия звуковой системы оповещения населения *** о чрезвычайной ситуации, соответствующих указателей у источников противопожарного водоснабжения в *** и ***, а также по направлению движения к ним, подъезда с площадкой из твердого покрытия для установки пожарного автомобиля и забора воды с реки в *** и ***, а также в части обеспеченности необходимого количества первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря, находится на постоянном контроле у главы администрации *** сельсовета ***. В судебном заседании установлено, что в настоящее время все вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности администрацией *** сельсовета *** не устранены. В соответствии со статьей 1 Федерального закона Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Статьей 20 Федерального закона Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Закона Алтайского края от 10.02.2005 №4-ЗС «О пожарной безопасности в Алтайском крае» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Алтайского края по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Пунктом 1 Правил пожарной безопасности установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 37 Федерального закона Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе и руководители органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 34 Федерального закона Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами пожарной безопасности. С учетом того, что указанные нарушения не устранены на день рассмотрения гражданского дела, суд полагает, что со стороны администрации *** сельсовета *** имеют место нарушения требований федерального законодательства в области пожарной безопасности, выразившиеся в невыполнении требований органов пожарного надзора, содержащегося в предписании по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного по итогам проверки соблюдения мер пожарной безопасности в *** и ***, расположенных в границах муниципального образования сельского поселения «*** ***». Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось. Суд считает, что нарушение и неисполнение администрацией *** сельсовета *** требований законодательства о пожарной безопасности, создает ситуацию, при которой ненадлежащим образом выполняются мероприятия по обеспечению предотвращения возникновения пожаров, их своевременной локализации в случае, возгораний, пресечению их распространения на местности, оперативному оповещению о пожаре населения и его эвакуации, что является недопустимым. Суд полагает, что в случае возникновения пожаров в населенных пунктах - *** и ***, а также в прилегающих к их черте лесных массивах, существует реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации (вследствие распространения огня на жилой комплекс, места массового пребывания людей, объекты социального, культурного и хозяйственного назначения), которая может привести к причинению вреда жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также имущественного ущерба физическим и юридическим лицам. Учитывая изложенное, суд находит возможным удовлетворить исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности, суд находит возможным обязать администрацию *** сельсовета *** исполнить решение суда в срок до 01 сентября 2011 года. На основании изложенного и руководствуясь статьями 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пунктом 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктами 8, 9, 19, 24 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 55, 56, 167, 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Бийского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** сельсовета *** о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении требований пожарной безопасности, установленных предписанием органа пожарного надзора, возложении обязанности выполнить требования, установленные предписанием органа пожарного надзора, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации *** сельсовета ***, выразившееся в непринятии мер к выполнению предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №7/1/7 от 24.03.2011, вынесенного по итогам проверки соблюдения мер пожарной безопасности в *** и ***, расположенных в границах муниципального образования сельского поселения «*** ***», начальником отделения по *** и *** районам ТО НД №2 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по *** главе администрации *** сельсовета ***. Обязать администрацию *** сельсовета *** в срок до 01.09.2011 выполнить следующие мероприятия: - оборудовать в *** и *** систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации; - установить у источников противопожарного водоснабжения (у гидрантов и водоемов (водоисточников) в *** и ***, а также по направлению движения к ним, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); - устроить подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 * 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года с реки в *** и ***; - создать запас необходимого количества первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты, багры и т.п.). Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в десятидневный срок в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы или представления через Бийский районный суд. Судья А.С.Уманец