Именем Российской Федерации 12 октября 2011 года Бийский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Фоменко Г.В. при секретаре Козловой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сафиной О.В. к Администрации *** района, Жилищной комиссии Администрации *** района о признании незаконным решения жилищной комиссии, о признании права на получение безвозмездной субсидии, о возложении обязанности на включение в список на получение безвозмездной субсидии У С Т А Н О В И Л: Сафина О.В. обратилась в суд с иском к Администрации ***, Жилищной комиссии Администрации *** о признании незаконным решения жилищной комиссии, о признании права на получение безвозмездной субсидии, о возложении обязанности на включение в список на получение безвозмездной субсидии, указывая, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Её мать С.Л.Б. умерла ***. Отец С.В.И. сначала содержался под стражей в следственном изоляторе, а затем был лишен родительских прав решением Троицкого районного суда от ***. С *** она находилась без попечения родителей на полном государственном обеспечении в Троицком детском доме, где проживала и воспитывалась. Жилья на момент выявления её оставшейся без попечения родителей не было. ***ной администрации *** от *** поставлена на предварительный регистрационный учет для получения жилья. После окончания пребывания в Троицком детском доме жилье предоставлено не было. В 2010 году ей стало известно, что после смерти матери ей по наследству перешла 1\3 доля на бревенчатый дом по ***, который уничтожен полностью в результате пожара ***. С *** по *** она была зарегистрирована пол месту жительства по ***, с *** по *** по ***26 ***. С *** проживает по *** в *** по договору найма с собственником дома. В собственности жилья не имеет. Комитетом по образованию администрации ***, Администрацией *** сельсовета в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано в связи с достижением ею 27-летнего возраста и в связи с недостаточностью представленных документов. По предоставлению необходимого пакета документов *** Администрацией *** сельсовета *** вновь отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условии в категории граждан из числа детей-сирот в связи с отсутствием нуждаемости. Данный отказ ею обжалован в суд. Решением Бийского районного суда от *** исковые требования о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности в постановке на учет удовлетворены. Впоследствии Администрацией *** сельсовета она поставлена её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Впоследствии она обратилась в Администрацию *** с просьбой о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. Решением Жилищной комиссии Администрации *** *** от *** ей было отказано во включении в список детей-сирот ми детей, оставшихся без попечения родителей, на получение субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в связи с достижением возраста более 23 лет. Истец полагает, что отказ Жилищной комиссии Администрации *** *** незаконен, нарушает её право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. В судебном заседании представитель истца Сафиной О.В. -Ануфриева Н.С. заявленные требования поддержала, просила признать незаконным решение жилищной комиссии *** от *** об отказе во включении Сафиной О.В. в список на получение субсидии, признать за ней право на получение субсидии, возложить обязанность на Администрацию *** включить Сафину О.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, как обладающую правом в постановке на учет с *** в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Истец Сафина О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Представитель ответчика администрации *** Мутовкина Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что Сафиной О.В. на комиссию был представлен необходимый пакет документов, но однако она не может быть включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ею не подтверждено право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот распространяются на граждан до 23 лет. Сафина О.В. обратилась в администрацию, достигнув 23 -летнего возраста. Сафиной О.В. следовало обратиться в Администрацию ***, так как она была поставлена на учет их органами местного самоуправления. В суд не явились представители третьих лиц Администрации *** сельсовета, МУ «Комитет ФИО3 по образованию и делам молодежи» ***, МУ «Комитет ФИО3 по образованию ***», извещены о месте и времени судебного заседания. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе (Жилищном кодексе РФ) гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе граждан не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1.ч.1ст. 51 Жилищного кодекса РФ) В силу указания статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания,…жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Судом установлено, что Сафина О.В., *** года рождения (до брака ***), относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей. (23 года исполнилось ***) *** *** *** На основании решения Троицкого районного суда *** от *** С.В.И. лишен родительских прав в отношении дочери С.О.В.. С.В.И., *** года рождения умер ***. Согласно сведениям *** по образованию Сафина (Сидоркина) О.В. постановлением ***ной администрации *** от *** была поставлена на предварительный регистрационный учет для получения жилья. На основании постановления администрации *** *** от *** Сидоркина О.В. определена в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение. Судом установлено, что Сидоркина О.В. являлась воспитанницей Троицкого детского дома с ***. С *** обучалась в КГОУ НПО «ПУ ***» *** по ***. В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от *** Сидоркиной О.В. на праве общей долевой собственности принадлежал жилой бревенчатый дом, полезной площадью 45,9 кв.м. по ***. Согласно сообщению ТО Государственного пожарного надзора по *** *** в *** *** произошел пожар. В результате пожара дом уничтожен полностью. Из объяснений истца усматривается, что с 2001 года по.2004 год Витман (до брака Сидоркина, впоследствии Сафина) О.В. обучалась в лицеи *** р.*** и проживала в общежитии лицея в р.***. *** Сидоркина О.В. сменила фамилию на «Витман» в связи с заключением брака, который был расторгнут ***. С *** по *** Витман О.В. была зарегистрирована по месту жительства по адресу ***, 6. С *** по *** Витман О.В. была зарегистрирована по месту жительства в пр.***. *** Витман О.В. сменила фамилию на «Сафину» в связи с заключением брака. Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Сафина (до брака Сидоркина) О.В. с *** по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в *** МО «*** сельсовет» ***. Судом установлено, что Сафина О.В., её дочь С.Е.А., *** года рождения, супруг С.А.Д., *** года рождения, не имеют в собственности или по договору социального найма жилых помещений, членами семьи собственников или нанимателя не являются. *** Администрацией *** сельсовета в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано в связи с достижением ею 27-летнего возраста. Решением Бийского районного суда от *** отказ Администрации *** сельсовета *** в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Сафиной О.В. как ребенка, оставшегося без попечения родителей признан незаконным, за Сафиной О.В. признано право в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на Администрацию *** сельсовета *** возложена обязанность поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребенка, оставшегося без попечения родителей Постановлением Администрации *** сельсовета *** *** от *** Сафина О.В., имеющая статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Сафина О.В. поставлена на очередь как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по МО *** сельсовет по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ***1 года по итогам заседания жилищной комиссии Сафиной О.В. во включении в вышеуказанный список отказано, так как её возраст превышает 23 года, со ссылкой на п.4.3 ст. ; Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории ***, о чем ей было направлено письменное уведомление *** от ***. Сафина О.В. просит признать решение жилищной комиссии Администрации *** незаконным. Данные требования суд находит обоснованными. Судом установлено, что Сафина О.В. была поставлена на учет Администрацией ***, в связи с чем доводы ответчика о том, что Сафина О.В. обратилась в заявлением после истечение 23-летнего возраста несостоятелен. Судом не установлено наличие оснований для отказа Сафиной О.В. в постановке на учет для улучшения жилищных условий, как имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данное решение противоречит ст.ст. 51,54 Жилищного кодекса РФ, нарушает права Сафиной О.В. на получение жилья и препятствует в реализации прав на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Кроме того, решением Бийского районного суда от *** за Сафиной О.В. признано право в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сафина О.В. просит признать за ней право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Согласно п.3 ст. *** "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ***"лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края. В соответствии с п. 3.1 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утв. постановлением администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года. Пунктом 3.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 г. N 8) предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. По смыслу правовой нормы, предусмотренной ч.5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Алтайского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 г. N 8) вопросы о постановке на учет и предоставления субсидий рассматриваются органами местного самоуправления по месту регистрации по месту жительства (прописке) заявителя. Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 № 258-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. В соответствии с ч. 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, - в данном случае Алтайского края. В связи, с чем доводы ответчиков о необходимости обращения Сафиной О.В. с просьбой о выдаче субсидии в Администрацию ***, где она была поставлена на учет в 1999 году, неосновательны. В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ суд признает за Сафиной О.В. право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и полагает необходимым возложить на Администрацию *** обязанность включить Сафину О.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, как обладающую правом в постановке на учет с *** в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Сафиной О.В. к Администрации ***, жилищной комиссии Администрации *** о признании незаконным решения жилищной комиссии, о признании права на получение безвозмездной субсидии, о возложении обязанности на включение в список на получение безвозмездной субсидии удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации *** *** от *** об отказе во включении Сафиной О.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. Признать за Сафиной О.В. право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Обязать Администрацию *** включить Сафину О.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, как обладающую правом в постановке на учет с *** в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей. С мотивированным решением лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 17 октября 2011 года в помещении суда. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Бийский районный суд. Судья Г.В.Фоменко