о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, земельного законодательсмтва, законодательства об охране окружающей среды



Дело № 2-539/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года

Бийский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Фоменко Г.В.

при секретаре Козловой О.А.

с участием помощника прокурора Араповой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Бийского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации *** сельсовета Бийского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бийского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации *** сельсовета *** о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, ссылаясь на то, что проверкой, проведенной прокуратурой *** проведена проверка исполнения экологического и природоохранного законодательства, регламентирующего вопросы сбора, вывоза мусора и бытовых отходов на территории района и, в частности, на территории, подведомственной администрации *** сельсовета, по результатам которой выявлены грубые нарушения названного законодательства, допущенные указанной администрацией. Проверкой установлены факты наличия на территории, подведомственной администрации *** сельского совета, несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, в частности: 1. по *** на протяжении 100 метров, напротив домов №*** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади около 500 кв.м.; 2. напротив *** *** по *** в *** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади, соответственно около 10 кв.м и 20 кв.м.; 3. по *** напротив домов *** на площади около 50 кв.м., ***а - 20 кв.м., *** кв.м., *** кв.м.; 4. на расстоянии 15 метров от перекрестка *** и ***; 5. в 20 метрах от V -образного пересечения *** и *** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади около 150 кв.м.; 6. в 30 метрах от двухэтажного здания, где расположено отделение узла связи по *** на склоне оврага, обращенного к реке Бия, объемом 30 кв.м..

Установленные проведенной проверкой нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования «*** сельсовет» на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме того, эксплуатация указанных свалок может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном поселении, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Помощник прокурора *** Арапова О.В. в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила признать противоречащим федеральному санитарно-эпидемиологическому и земельному законодательству, федеральному законодательству об охране окружающей среды бездействие администрации *** сельского совета ***, выразившееся в непринятии установленных законодательством мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Калининского сельсовета ***, приведшее к возникновению на территории данного сельского совета несанкционированных свалок. Обязать администрацию *** сельсовета в срок до *** организовать работу по сбору, вывозу мусора, бытовых и промышленных отходов и ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории ***:1. по *** на протяжении 100 метров, напротив домов №*** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади около 500 кв.м.; 2. напротив *** *** по *** в *** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади, соответственно около 10 кв.м и 20 кв.м.; 3. по ул.береговая напротив домов *** на площади около 50 кв.м., ***а - 20 кв.м., *** кв.м., *** кв.м.; 4. на расстоянии 15 метров от перекрестка *** и ***; 5. в 20 метрах от V -образного пересечения *** и *** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади около 150 кв.м.; 6. в 30 метрах от двухэтажного здания по ***А., где расположено отделение узла связи по на склоне оврага, обращенного к реке Бия, объемом 30 кв.м. по ***.

Представитель ответчика Администрации *** сельсовета Колюхов А.Ю. исковые требования признал, пояснив, что устранение несанкционированных свалок не ведется из-за отсутствия финансирования.

Представитель третьего лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** в ***, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и ***х в судебном заседании Власов М.Ю. пояснил, что имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства могут повлечь распространение инфекционных заболеваний.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды ***, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

С учетом мнения истца, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полгавшего иск удовлетворить, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч.1 и ч.2 статьи 44 указанного выше закона, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 54 Закона РФ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению отходов производства и потребления, соблюдать действующие экологические, санитарно- гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.

Согласно ч.1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.

Ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Соответственно проект свалки на государственную экологическую экспертизу не представлялся.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определения места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

В соответствии со ст.ст. 51, 52 закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно- защитные зоны.

В соответствии с п.п.2.2, 3.1, 3.2, 3.7, 5.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 года участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Размер санитарно-защищенной зоны от жилой застройки до грани полигона 500 м. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО.

Согласно п.2.11 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ от 15.07.1994 объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами.

Определением Верховного суда РФ от 15 октября 2008 года № 32-ВПР08-10 закреплено, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях разрешения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет. Соответственно, отсутствие денежных средств не может означать освобождение от решения вопросов местного значения, в том числе, от организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.4.15 СанПин 3.2 1333-03 Охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцитами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: поддержанием чистоты территорий населенных мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств; сбором, хранением и обеззараживанием твердых бытовых отходов.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Факт наличия нарушений Закона РФ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», земельного законодательства, факт бездействия администрации *** сельского совета ***, выразившееся в непринятии установленных законодательством мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории *** сельсовета ***, приведшее к возникновению на территории данного сельского совета несанкционированных свалок установлен в судебном заседании, подтвержден материалами дела, актом проверки, фототаблицами, объяснениями лиц, участвующих в деле.

Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охраняемы и гарантированные Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Суд полагает необходимым обязать администрацию *** сельсовета в срок до *** организовать работу по сбору, вывозу мусора, бытовых и промышленных отходов и ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории ***:

1. по *** на протяжении 100 метров, напротив домов №*** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади около 500 кв.м.;

2. напротив *** *** по *** в *** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади, соответственно около 10 кв.м и 20 кв.м.;

3. по *** напротив домов *** на площади около 50 кв.м., ***а - 20 кв.м., *** кв.м., *** кв.м.;

4. на расстоянии 15 метров от перекрестка *** и ***;

5. в 20 метрах от V -образного пересечения *** и *** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади около 150 кв.м.

6. в 30 метрах от двухэтажного здания по ***А, где расположено отделение узла связи по на склоне оврага, обращенного к реке Бия, объемом 30 кб.м. по ***

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Прокурора Бийского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации *** сельсовета *** о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному санитарно-эпидемиологическому и земельному законодательству, федеральному законодательству об охране окружающей среды бездействие администрации *** сельского совета ***, выразившееся в непринятии установленных законодательством мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории *** сельсовета ***, приведшее к возникновению на территории данного сельского совета несанкционированных свалок.

Обязать администрацию *** сельсовета в срок до *** организовать работу по сбору, вывозу мусора, бытовых и промышленных отходов и ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории ***:

1. по *** на протяжении 100 метров, напротив домов №*** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади около 500 кв.м.;

2. напротив *** *** по *** в *** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади, соответственно около 10 кв.м и 20 кв.м.;

3. по *** напротив домов *** на площади около 50 кв.м., ***а - 20 кв.м., *** кв.м., *** кв.м.;

4. на расстоянии 15 метров от перекрестка *** и ***;

5. в 20 метрах от V -образного пересечения *** и *** на склоне оврага, обращенного к реке Бия на общей площади около 150 кв.м.

6. в 30 метрах от двухэтажного здания по ***А, где расположено отделение узла связи по на склоне оврага, обращенного к реке Бия, объемом 30 кб.м. по ***

С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться 03 ноября 2011 года в помещении суда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Бийский районный суд.

Судья                                                                         Г.В.Фоменко