Дело № 2-598/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 ноября 2011 года Бийский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего: Фоменко Г.В. при секретаре Козловой О.А. с участием помощника прокурора Пасько Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Бийского района в защиту интересов Российской Федерации о признании Устава муниципального образования сельского поселения *** сельсовет Бийского района Алтайского края противоречащим действующему федеральному законодательству и недействительным в части, о возложении обязанности привести Устав муниципального образования в соответствие с требованиями действующего законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бийского района обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону, не действующими и не подлежащими применению п. 22 ст. 3, Пункт 5 статьи 3, п. 17 ст.З, п.21 ст.З, п.28 ст.З, п.32 ст.З, п.2 ч.1 ст.4, ст. 14.1, ч.2 ст.4, ст.8, п.11 ч.7 ст.24, ч.1 ст.39, п.20 и 48 ст.З5 Устава муниципального образования *** сельсовет Бийского ***, признать противоречащим закону, не действующими и не подлежащими применению в части слов «5 человек» ч.2 ст.37, в части слов «муниципальные учреждения» п.6 ст.21 Устава муниципального образования *** сельсовет Бийского ***, обязать Малоенисейский сельский совет народных депутатов Бийского *** привести Устав Муниципального образования Малоенисейский сельсовет Бийского *** в соответствие с требованиями действующего законодательства путем внесения указанных в заявлении дополнений и изменений: а именно в п. 22 ст. 3, Пункт 5 статьи 3, п. 17 ст.З, п.21 ст.З, п.28 ст.З, п.32 ст.З, п.2 ч.1 ст.4, ст. 14.1, ч.2 ст.4, ст.8, п.11 ч.7 ст.24, ч.1 ст.39, п.20 и 48 ст.35, в части слов «5 человек» ч.2 ст.37, в части слов «муниципальные учреждения» п.6 ст.21 Устава муниципального образования *** сельсовет Бийского *** в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу. В обоснование своих доводов прокурор ссылается на то, что проверкой, проведенной прокуратурой Бийского *** установлено несоответствие указанных положений Устава МО «*** сельсовет» ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», а именно: 1) Так, в ходе проверки установлено, что п. 22 ст. 3 Устава вступил в противоречие с п.21 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, который к вопросам местного значения поселения отнес не только организацию освещения улиц я установку указателей с названиями улиц и номерами домов, но и присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, в связи с этим п. 22 ст. 3 Устава необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства. 2) Федеральными законами от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ внесены изменения и дополнения в п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, в соответствии с которыми к вопросам местного значения поселения наряду с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, относится и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 5 ст. 3 Устава не предусматривают в качестве вопросов местного значения обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог, в связи с чем, п. 5 ст.З Устава необходимо привести в соответствие с названными требованиями действующего законодательства. 3) Федеральным законом от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» пункт 15 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3 дополнен вопросом местного значения - создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. В связи с чем, п. 17 статьи 3 Устава необходимо привести в соответствие с требованиями вышеуказанного законодательства. 4) В соответствии с Федеральными законами от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ в новой редакции изложен п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, предусматривающий полномочия органов местного самоуправления поселения по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение * подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервированию земель и изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения. В нарушение данных требований законодательства пунктом 21 ст. 3 Устава к вопросам местного значения поселения отнесены: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервированию земель и изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения. 5) Федеральным законом от 18.07.2011 № 242 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в пункт 20 и пункт 32 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, предусматривающие исключение из вопросов местного значения поселения осуществление надзора. Таким образом, в редакции названного Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ пунктами 20 и 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 определено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального земельного контроля и муниципального лесного контроля. Пункт 32 ст. 3 Устава, в соответствии с которыми к вопросам местного значения поселения относятся осуществление муниципального лесного контроля и надзора, противоречит названным требованиям законодательства. 6) Кроме того, названным Федеральным законом от 18.07.2011 № 242 -ФЗ дополнен перечень вопросов местного значения поселения, предусмотренный ст. 14 ФЗ №131-Ф3, осуществлением муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей и муниципального контроля на территории особой экономической зоны. Указанным Федеральным законом от 18.07.2011 № 242 - ФЗ внесены изменения в п. 27 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, в соответствии с которыми, к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения. Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен пункт 37 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3, предусматривающий в качестве вопроса местного значения поселения обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом. В нарушение изложенных требований законодательства ст. 3 Устава названные вопросы местного значения поселения не предусмотрены. Также Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом. Данное изменение также необходимо отразить в статье 3 Устава, закрепляющей вопросы местного значения. 7) В соответствие с п. 2 чЛ ст. 4 Устава органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в организации к финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Указанное положение Устава было принято в соответствие с п.2 ч.1 ст.14.1 Федерального закона №131-Ф3, который Федеральным законом от 27.12.2009 №365-Ф3 признан утратившим силу с 01.01.2010 года, в связи с чем, необходимо п.2 ч.1 ст.4 Устава привести в соответствие с действующей редакцией ФЗ №131 -ФЗ. 8) Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ расширен перечень прав органов местного самоуправления поселений на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений. В частности ст.14.1 ФЗ №131-Ф3 дополнена правом поселения на создание муниципальной пожарной охраны. В этой связи ч.1 ст. 4 Устава необходимо привести в соответствие с действующей редакцией ФЗ №131 -ФЗ. 9) Федеральным законом от 28.11.2009 №283-Ф3 изменена редакция ч.2 ст.14.1 ФЗ №131-Ф3, и, в связи с чем, положения ч.2 ст.4 Устава, регулирующего вопросы финансирования, необходимо привести в соответствие с действующей редакцией ФЗ № 131 -ФЗ. 10) В статье 8 Устава не отражено положение ч.З ст.45 ФЗ №131-Ф3, которой предусмотрено, что нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления. 11) Федеральным законом от 27.12.2009 №365-Ф3 изменена редакция ст.40 ФЗ №131-Ф3, где среди оснований для досрочного прекращения полномочий депутата предусмотрены иные случаи, установленные иными Федеральными законами, в связи с чем, действующая редакция п. 11 ч.7 ст.24 Устава не соответствует требованиям действующей редакции ФЗ №131-Ф3. 12) Часть 1 статьи 39 Устава, в нарушение части 4 статьи 44 ФЗ №131-ФЗ, не содержит положения, предусматривающего, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в ею обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. 13) Часть 2 ст.37 Устава, предусматривающая, что срок полномочий муниципальной избирательной комиссии 4 года, противоречит ч.5 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в которой указано, что срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Положение ч. 3 ст. 37 Устава, в которой закреплено, что избирательная комиссия состоит из 5 человек противоречит ч.б ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой, избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. 14) В силу п. 5 ч. 1 ст. 44 ФЗ №131-Ф3 уставом муниципального образования должны определяться наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. В соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 35 ФЗ №131-Ф3 к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации только муниципальных предприятий. Изменения, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2011 года. В нарушение данной нормы ФЗ №131-Ф3 пунктом 6 статьи 21 Устава поселения к исключительной компетенции сельского Совета народных депутатов отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации не только муниципальных предприятий, но и учреждений. 15) Кроме того, к полномочиям Администрации сельсовета согласно п. 20 ст. 35 Устава поселения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) в случаях, установленных федеральными законами, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение. Вместе с тем, согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения - исключены полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 4.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ №131-Ф3). Аналогичным образом изменены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, предусмотренные п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». 16) В связи с вступлением с 01.01.2011 года в силу Федерального закона №356-Ф3 от 10.12.2010 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии», которым из сферы деятельности органов местного самоуправления исключены полномочия по введению ограничительных мероприятий (карантина) на территории МО в случаях возникновения очагов заразных болезней животных, п.48 ст.35 Устава необходимо исключить, так как данный пункт для Администрации сельсовета указанное полномочие предусматривает. В Уставе отсутствуют нормы о муниципальном контроле, тогда как в силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования. 18) Кроме того, в Уставе отсутствует указание на то, что Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования,- не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В марте 2010 года прокурором района на Устав принесен протест, однако до настоящего времени *** сельским Советом народных депутатов не принято мер по внесению соответствующих изменений в устав муниципального образования. В судебном заседании помощник прокурора Бийского *** Пасько Т.В. заявленные требования поддержала. Представитель *** сельского совета народных депутатов Бийского ***, Глава Администрации *** сельсовета в судебное заседание не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие, представлено письменное заявление о признании требований прокурора в полном объеме. С учетом мнения прокурора, в соответствии со ст. 252 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица. Выслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Устав муниципального образования «Малоенисейский сельсовет Бийского ***» принят Решением *** сельского Совета народных депутатов Бийского *** *** ***, опубликован в действующей редакции в районной газете «Моя земля» *** Статья 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не допускает расширительного толкования вопросов местного значения поселения. Из материалов дела усматривается, что Прокурором Бийского *** принесен протест на Устав муниципального образования «*** сельский совет». Сведений о том, что протест прокурора рассмотрен в судебное заседание не представлено. В соответствии с п.4 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принимаемые населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (устава), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Доводы, изложенные прокурором в заявлении о том, что оспариваемые им пункты Устава противоречат требованиям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нашли свое подтверждение в судебном заседании. Ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает: нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным. На основании ч.1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части. Ст.ст. 21, 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлены полномочия прокурора осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ органами местного самоуправления, а также соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами, обращаться в суд с заявлением в защиту интересов государства. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. На основании п.3 ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ» обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным, является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов. Суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявления прокурора. В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Судом установлено, что п. 22 ст. 3, Пункт 5 статьи 3, п. 17 ст.З, п.21 ст.З, п.28 ст.З, п.32 ст.З, п.2 ч.1 ст.4, ст. 14.1, ч.2 ст.4, ст.8, п.11 ч.7 ст.24, ч.1 ст.39, п.20 и 48 ст.З5 Устава муниципального образования *** сельсовет Бийского ***, а также в части слов «5 человек» ч.2 ст.37, в части слов «муниципальные учреждения» п.6 ст.21 Устава противоречат положениям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд признает Устав МО сельское поселение «*** сельсовет» Бийского *** в данной части недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу. Полагает необходимым в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ обязать *** сельский совет народных депутатов Бийского *** привести Устав Муниципального образования *** сельсовет Бийского *** в соответствие с требованиями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», путем внесения дополнений и изменений в п. 22 ст. 3, Пункт 5 статьи 3, п. 17 ст.З, п.21 ст.З, п.28 ст.З, п.32 ст.З, п.2 ч.1 ст.4, ст. 14.1, ч.2 ст.4, ст.8, п.11 ч.7 ст.24, ч.1 ст.39, п.20 и 48 ст.35, ч.2 ст.37, п.6 ст.21 Устава муниципального образования *** сельсовет Бийского *** в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.173, ст.ст.194-199, ст.253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Прокурора Бийского района удовлетворить. Признать пункты п. 22 ст. 3, пункт 5 статьи 3, п. 17 ст.З, п.21 ст.З, п.28 ст.З, п.32 ст.З, п.2 ч.1 ст.4, ст. 14.1, ч.2 ст.4, ст.8, п.11 ч.7 ст.24, ч.1 ст.39, п.20 и 48 ст.З5 Устава муниципального образования *** сельсовет Бийского ***, а также в части слов «5 человек» ч.2 ст.37, в части слов «муниципальные учреждения» п.6 ст.21 Устава Муниципальное образование сельского поселения «*** сельсовет» противоречащими положениям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», недействующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу. Обязать *** сельский совет народных депутатов Бийского *** привести Устав Муниципального образования *** сельсовет Бийского *** в соответствие с требованиями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем внесения дополнений и изменений в п. 22 ст. 3, Пункт 5 статьи 3, п. 17 ст.З, п.21 ст.З, п.28 ст.З, п.32 ст.З, п.2 ч.1 ст.4, ст. 14.1, ч.2 ст.4, ст.8, п.11 ч.7 ст.24, ч.1 ст.39, п.20 и 48 ст.35, ч.2 ст.37, п.6 ст.21 Устава муниципального образования *** сельсовет Бийского *** в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения с подачей жалобы через Бийский районный суд. Судья Г.В.Фоменко