Именем Российской Федерации
03 февраля 2011 года
Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Фоменко Г.В.
при секретаре Козловой О.А.
с участием прокурора Безруковой Е.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора *** района в интересах Виноградовой Л.М., *** к Открытому акционерному обществу «***», Обществу с ограниченной ответственностью «***» о признании незаконным отказа в предоставлении скидки по оплате коммунальных услуг, энергоснабжения, о возложении обязанности по предоставлении льгот
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор *** района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Виноградовой Л.М., *** к Открытому акционерному обществу «***», Обществу с ограниченной ответственностью «***» о признании незаконным отказа в предоставлении скидки по оплате коммунальных услуг, энергоснабжения, о возложении обязанности по предоставлении льгот, ссылаясь на то, что *** года Виноградова Л.М., имеющая на иждивении *** обратилась в межрайонное отделение ОАО «***», в ООО «***» с заявлением о предоставлении 30%-й скидки на коммунальные услуги как многодетной семье в соответствии с Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Ответчиками Виноградовой Л.М. было отказано.
В судебном заседании помощник прокурора Бийского района Безрукова Е.Л. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ОАО «***» Елясов К.Г. исковые требования не признал, представив письменный отзыв.
Представитель ответчика ООО «***» Попова Т.Г. исковые требования не признала, пояснив, что первоначально Виноградовой Л.М. было отказано в предоставлении льгот в связи с непредставлением необходимых документов, а именно: удостоверения многодетной матери и справки подтверждающей право семьи на получение льгот. В настоящий момент исковые требования не признают, поскольку Законами Алтайского края предоставление многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг не предусмотрено.
Истец Виноградова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания, просит дело рассмотреть в её отсутствие.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Виноградовой Л.М..
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора по следующим основаниям.
Судом установлено, что Виноградова Л.М. имеет на иждивении ***
Согласно уведомлению Управления социальной защиты населения по *** семья Виноградовой Л.М. состоит на учете как многодетная.
Виноградова Л.М. имеет удостоверение многодетной семьи ***, выданное Администрацией Бийского района *** года.
Члены семьи Виноградовой Л.М. зарегистрированы и проживают по адресу: *** *** *** ***.
Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке и установить для многодетных семей в том числе скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
*** года Виноградова Л.М. обратилась в межрайонное отделение ОАО «***» с заявлением о предоставлении 30%-й скидки на оплату электроэнергии как многодетной семье.
Согласно сообщению ОАО «***» от 06.12.2010 года Виноградовой Л.М. отказано в предоставлении льготы, поскольку правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсации за представление многодетным семьям предусмотренных Указом Президента № 431 льгот.
*** года Виноградова Л.М. обратилась в ООО «***» с заявлением о предоставлении 30%-й скидки на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению.
ООО «***» представил Виноградовой Л.М. отзыв, из которого следует, что Виноградовой Л.М. отказано в предоставлении льгот в связи с непредставлением необходимых документов, а именно: удостоверения многодетной матери и справки подтверждающей право семьи на получение льгот.
Суд не может согласиться с доводами прокурора о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второе настоящей статьи. (ст.76 Конституции РФ).
ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. (п.п. «е», «ж» ст.1 Закона). Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. (ст.1 Закона)
В силу положений п.24 ч. 2 ст.26.3 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ относится решение вопросов социальной поддержки …многодетных семей …
В соответствии со ст.85 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов или иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведений субъектов РФ.
Таким образом, из системного анализа положений вышеприведенных законодательных актов, следует, что социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и Алтайского края, которая осуществляется на основании принятых законодательным органом Алтайского края законов.
Ссылка прокурора в обоснование иска на Указ Президента РФ от 05.05.92 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» не может быть признана состоятельной, поскольку вышеназванный федеральный закон во исполнение положений Конституции Российской Федерации принят позже Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.
В силу положений ч.3 ст.90 Конституции РФ и п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Данная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом РФ при проверке законности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих объем социальных гарантий многодетным семьям.
Законами Алтайского края от 29.12.06 №148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержи многодетных семей в Алтайском крае», от 27.12.07 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Алтайского края», от 10.10.08 №94-ЗС «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы» предоставление многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг не предусмотрено, в связи с чем, требования прокурора о понуждении ответчика предоставлять 30% скидку по оплате коммунальных услуг не основано на законе и, следовательно, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Прокурору ***, действующему в интересах Виноградовой Л.М., *** в удовлетворении исковых требований к Открытому акционерному обществу «***», Обществу с ограниченной ответственностью «***» о признании незаконным отказа в предоставлении скидки по оплате коммунальных услуг, энергоснабжения, о возложении обязанности по предоставлении льгот отказать.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться 07 февраля 2011 года в помещении суда.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Бийский районный суд.
Судья Г.В.Фоменко
На 07 февраля 2011 года решение не вступило в законную силу.