Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-762/10
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2010 года г. Бирск
Бирский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Недорезкова Д.В., с участием истца Султановой Р.Ш., ее представителя Ш., представителя ответчика С. при секретаре Гридневой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Султановой Р.Ш. к Министерству Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ о возмещении морального вреда в порядке реабилитации
у с т а н о в и л:
Султанова Р.Ш. обратилась в суд с иском к Министерству Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ о возмещении морального вреда в порядке реабилитации, указав на то, что она является дочерью необоснованно репрессированного в 1937 году по политическим мотивам С., 1895 года рождения, уроженца (адрес обезличен). 17 марта 1961 года Постановлением Президиума Верховного суда БашАССР ее отец был реабилитирован. Согласно архивной справке №24/22/2-С-25-С-16 от 14.04.2008 года отец умер в тюрьме от туберкулёза лёгких 04 мая 1942 года. В 1994 году ее двоюродный брат С., собирая документы по своим репрессированным родственникам, получил справку о реабилитации и на ее отца, о чём уведомил ее только в конце 2007 года. Так же она узнала о существовании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и о Постановлении РФ от 12.08.94 года № 926, по которым она имеет право на получение денежной компенсации из-за незаконно конфискованного имущества как наследница реабилитированного лица. До репрессии отца их семья имела новый пятистенный дом с сараем и другими надворными постройками, домашний скот, сельхозинвентарь. После ареста отца она и младший брат М. воспитывались в детских домах: она в частности с 1943 по 1947 г.г. воспитывалась в К. детском доме С. района Оренбургской области, в 1947 году она была переведена в Московскую обл. г. О. Из-за незаконного ареста отца она была лишена родительской заботы и воспитания, своего родного дома. Она обращалась в Комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий по месту репрессии отца - в З. район РБ для возмещения материального ущерба при установлении факта конфискации имущества. Установив факт того, что на момент конфискации у ее отца было имущество (указано в справке № 10/7-С-14 от 12 февраля 2008 года и из показаний свидетелей), но ей было отказано, т.к. справка о реабилитации оказалась просроченной, несмотря на то, что она получила его в конце 2007 года. 09 октября 2008 года она получила справку о реабилитации на себя. При повторном обращении в Комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий по месту репрессии отца - в З. район РБ для возмещения материального ущерба при установлении факта конфискации имущества, ей вновь было отказано по причине того, что конфискованное имущество принадлежало отцу, а не ей. Как оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признанной подвергшейся политической репрессии и реабилитированной, ей было предложено обратиться в суд для взыскания морального вреда с государства, где по политическим мотивам необоснованно, незаконно репрессировали отца, тем самым, оставив четверых детей без отца, без крова, без семейного очага. Она была вынуждена морально, психологически, нравственно, даже физически страдать. Просит суд взыскать с Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по РБ за счёт казны Российской Федерации в ее пользу компенсацию морального вреда в порядке реабилитации в размере (сумма обезличена) рублей.
В судебном заседании истица Султанова Р.Ш. и ее представитель Ш. поддержали заявленные требования и просили суд их удовлетворить, суду показав, что в 1995 году они подавали заявление на компенсацию, но им отказали, т.к. справку получал ее брат и повторно не выдают. Когда Султанова была маленькая, отец поставил новый дом, но его репрессировали, дом и имущество передали сельсовету. Маму посадили за то, что она воровала колоски. Ее и брата отправили в детдом, а двое детей скитались. Брат ушел на фронт, нашел он их только в 1956 году.
Представитель ответчика С. иск не признала, суду показала, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, которые установлены Законом для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая моральный вред. в силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. При этом истица в обоснование своих требований о возмещении морального вреда в порядке реабилитации ссылается на ст. ст.151, 1099 - 1101 ГК РФ. Статья 151 ГК РФ, где содержится норма, устанавливающая случаи, порядок способы компенсации морального вреда, вступила в законную силу с 01 января 1995 г Детальное регулирование, предусмотренное статьями 1099-1101 ГК РФ, на которые ссылается истица, введены в действие с 01 марта 1996 г. Тем самым, правовые основания для удовлетворения требований истицы о возмещении морального вреда в порядке реабилитации, отсутствуют. Кроме того, истица в своем исковом заявлении предъявляет требования к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства. Однако, согласно Положению об Управлении Федерального казначейства по РБ, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2005 № 33н Управление является юридическим лицом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Таким образом, Управление Федерального казначейства по РБ не является соответствующим государственным органом, представляющим интересы казны Российской Федерации.
Заслушав мнение сторон, проверив материалы дела, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора, суд считает заявление подлежащим отказу.
Согласно справке реабилитации МЮ РБ № 24п/64 от 04.02.1994г. Султанов Ш.Г. реабилитирован.
Из решения комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий З. района РБ № 1122 от 02.11.2009г. видно, что в выплате денежной компенсации Султановой Р.Х. за репрессированного отца С. отказано в связи с пропуском срока подачи заявления.
Согласно справке о реабилитации выданной Прокуратурой РБ № 13/1-103-07 от 09.10.2008г. Султанова Р.Ш. как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.
Из решения комиссии по восстановлению прав жертв политических репрессий З. района РБ № 53 от 15.11.2009г. видно, что в выплате денежной компенсации Султановой Р.Ш. отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт конфискации имущества Султановой Р.Ш.
Согласно ст. 12 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим. Законом и законами субъектов РФ. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.
В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на -отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные иди физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (п. 1 ст. 54 Конституции РФ).
Ст. 151 ГК РФ, где содержится общая норма, устанавливающая случаи, порядок, способы компенсации морального вреда вступила в законную силу с 01.01.1995 года, детальное регулирование предусмотрено ст.ст. 1099, 1100. 1101 ГК РФ. Ст. 1100 ГК РФ, предусматривающая основания компенсации морального вреда, введена в действие с 01.03.1996 года.
Поскольку возмещение морального вреда по случаю политических репрессий в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» не предусмотрено, нравственные страдания причинены истцу до введения в законодательство института компенсации морального вреда, суд считает в удовлетворении исковых требований Султановой Р.Ш., следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Султановой Р.Ш. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республики Башкортостан о возмещении морального вреда, причиненного в результате политических репрессий - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья:
Справка: решение не вступило в законную силу