2-534/11 о взыскании задолженности



Дело № 2-534/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011 года г. Бирск

Бирский районный суд в составе председательствующего судьи Родионовой С.Р., при секретаре Фильчевой Е.Б., с участием ответчика Мусагитова Р.Ф., представителя ответчика Мусагитова Р.Ф. – Хамитова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску

ООО «Промышленно-транспортный банк» к Мусагитову Р.Ф. о взыскании задолженности,

У с т а н о в и л:

ООО «Промышленно-транспортный банк» обратилось в суд с иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ с Мусагитовым Р.Ф. был заключен кредитный договор на основании которого он получил кредит в размере <данные изъяты> рублей под 12,6% в месяц, сроком пользования 1102 дня, и обязался возвратить сумму кредита и проценты в соответствии с графиком возврата платежей. При этом комиссия за расчетно-кассовое обслуживание составляет 1,6% в месяц от суммы предоставленного кредита. Однако, ответчиком условия договора не выполняются, задолженность Мусагитовым Р.Ф. не погашена. Задолженность составляет <данные изъяты> рубля, из них: основная сумма – <данные изъяты> рубля, просроченные проценты – <данные изъяты> рублей, просроченная комиссия – <данные изъяты>., штраф – <данные изъяты>. Истец просит взыскать с ответчика указанную задолженность, а также государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель истца ООО «Промышленно-транспортный банк» в суд не явился, направил отзыв о рассмотрении дела без их участия, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Ответчик Мусагитов Р.Ф. и его представитель Хамитов С.А. иск признали частично, основной долг и проценты не оспаривают, но просят снизить размер штрафа, по тем основаниям, что Мусагитов Р.Ф. осуществлял предпринимательскую деятельность как строитель, однако в связи с экономическим кризисом его деятельность приостановилась. Кроме того, полагают, что требование о взыскании комиссии за РКО является незаконным, в этой части просят в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав ответчика, его представителя, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно договору Мусагитов Р.В. у истца получил кредит в размере <данные изъяты> рублей под 12,6% в месяц, сроком пользования 1102 дня, и обязался возвратить сумму кредита и проценты в соответствии с графиком возврата платежей. При этом комиссия за расчетно-кассовое обслуживание составляет 1,6% в месяц от суммы предоставленного кредита. Однако, ответчиком условия договора не выполняются, задолженность Мусагитовым Р.Ф. не погашена.

Факт полного исполнения истцом условий договора подтверждается расходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 7.1 договора, банк ежемесячно по истечении семи календарных дней с даты наступления очередного платежа вправе начислять штраф в размере 5% (но не менее 10 руб.) от неуплаченных сумм очередных платежей, срок погашения которых наступил, до полного исполнения заемщиком своих обязательств по договору.

В деле имеется уведомление истца от ДД.ММ.ГГГГ на имя Мусагитова Р.Ф. о наличии задолженности по договору займа.

Расчет задолженности, представленный истцом, судом проверен, является арифметически правильным, ответчиком не оспаривается.

В соответствии со ст. 307-309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

При таких обстоятельствах, суд признает заявленные требования в части взыскания основного долга, процентов и штрафа - обоснованными.

Суд считает необходимым взыскать с Мусагитова Р.Ф. сумму основного долга в размере <данные изъяты> рубля, просроченные проценты – <данные изъяты> рублей.

Что касается взыскания размера штрафа, то суд с учетом обстоятельств дела, а именно того, что Мусагитов Р.Ф., будучи индивидуальным предпринимателем действительно в условиях экономического кризиса не мог в полной мере заниматься предпринимательской деятельностью и получать доход, с учетом принципа разумности и справедливости, и положений ст.333 ГК РФ, полагает возможным снизить размер штрафов до <данные изъяты> тыс. руб.

Истцом заявлено требование о взыскании с Мусагитова Р.Ф. комиссии за расчетно-кассовое обслуживание в сумме <данные изъяты>.

Проанализировав материалы дела, доводы ответчика, суд приходит к следующему:

Согласно пунктам 2.1.2 и 3.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 31.08.1998 N 54-П предоставление банком физическим лицам денежных средств (кредита) осуществляется в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента - заемщика физического лица либо наличными денежными средствами через кассу банка; погашение (возврат) размещенных банком денежных средств и уплата процентов по ним могут быть произведены, в частности, путем перечисления средств со счетов клиентов - заемщиков - физических лиц на основании их письменных распоряжений, перевода денежных средств клиентов - заемщиков физических лиц через органы связи или другие кредитные организации, взноса последними наличных денег в кассу банка-кредитора на основании приходного кассового ордера.

Таким образом, предоставление (погашение) кредита физическому лицу не поставлено в зависимость от открытия расчетного или иного счета заемщику и не влечет автоматического заключения договора банковского счета.

При таких обстоятельствах включение в договоры и заявления на кредит условий о комиссии, взимаемой кредитором с заемщика единовременно за предоставление кредита, и ежемесячной комиссии за обслуживание кредита, расчетно-кассовое обслуживание, противоречит нормам ГК РФ и ущемляет права потребителей, и является не правомерным.

Истец, включивший в договор условия о взимании с заемщика вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание, ущемил тем самым права потребителя – Мусагитова Р.Ф.

Из содержания п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) следует, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Согласно п. 5.2. договора заемщик обязан уплатить заявителю комиссионное вознаграждение 1,6 % от суммы кредита (уплачивается ежемесячно в соответствии с графиком).

Правоотношения сторон по кредитному договору регулируются нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Заем и кредит".

В соответствии с п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Следовательно, выдача кредита - это действие, направленное на исполнение обязанности банка в рамках кредитного договора.

Взыскание с заемщиков иных удержаний (комиссионное вознаграждение, в том числе установленное в виде определенного процента) помимо процентов на сумму предоставленного кредита действующим законодательством не предусмотрено.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) установлено, что размещение привлеченных банком денежных средств в виде кредитов осуществляется банковскими организациями от своего имени и за свой счет.

Порядок и способы предоставления кредита регламентированы Положением Центрального Банка Российской Федерации от 31.08.1998 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)". При этом указанное Положение не регулирует распределение между банком и заемщиком необходимых для получения кредита издержек.

Каких-либо указаний на обязанность заемщика оплатить банку комиссионное вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание ни Закон о банках и банковской деятельности, ни другие нормативные акты не содержат.

С учетом изложенного правомерным является вывод ответчика о том, что условия п. 5.1. кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ ущемляют права потребителя Мусагитова Р.Ф.

Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" определено, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Исходя из положений ст. 29 Закона о банках и банковской деятельности (в редакции от 27.12.2009) кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам), комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.

Кредитный договор от от ДД.ММ.ГГГГ является типовым, с заранее определенными условиями, а значит, потребитель как сторона в договоре был лишен возможности влиять на его содержание.

При таких обстоятельствах является правомерным вывод истца Мусагитова Р.Ф. и его представителя Хамитова С.А. о том, что ссудный счет открыт банком с целью обслуживания кредитного договора и не является самостоятельной услугой, выбор которой возможен по волеизъявлению заемщика, поскольку процедура открытия и ведения банковского счета является обязательным условием в рамках договора кредитования,.

Заемщик обязуется уплатить банку комиссию за сопровождение кредита (РКО), а поэтому, комиссия является платой за кредит, тогда как кредитный договор является возмездным договором, плата за кредит выражается в процентах, которые, установлены договором, как это предусмотрено п. 1 ст. 819 ГК РФ.

Возложение в силу данного обязательства на заемщика дополнительного денежного обязательства нельзя признать основанным на нормах права, регулирующего кредитные отношения, поскольку такое условие договора ущемляет права потребителя финансовой услуги по сравнению с правилами, установленными законами или иным правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, что в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей влечет недействительность таких условий.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года "О банках и банковской деятельности", гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, т.е. для банков.

Поэтому требование истца о взыскании с Масагитова Р.Ф. процентов за РКО является необоснованным и подлежит оставлению без удовлетворения.

В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Таким образом, всего с Мусагитова Р.Ф. в пользу истца подлежит взысканию <данные изъяты> руб. (основная сумма долга <данные изъяты> рубля, просроченные проценты – <данные изъяты> рублей + штраф по договору <данные изъяты> тыс. рублей + расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рубля).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Мусагитова Р.Ф. пользу ООО «Промышленно-транспортный банк» <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Председательствующий: п/п

Копия верна.

Судья Бирского районного суда: Родионова С.Р.