2-515/11 о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-515-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Бирск 14 июля 2011 года

Бирский районный суд РБ в составе: председательствующего судьи Недорезкова Д.В., с участием истицы Стуколовой Е.Б., представителей ответчика Искандарова И.С. (дов. № 12 от 22.02.2011 г.), Пинегиной О.В. (дов. № 13 от 22.02.2011 г)., при секретаре Гридневой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению:

Стуколовой ФИО9 к Управлению пенсионного фонда РФ по РБ в <адрес> о признании права на досрочную пенсию по старости, в связи с медицинской деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Стуколова Е.Б. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по РФ в <адрес> и <адрес> РБ о признании права на досрочную пенсию по старости, в связи с медицинской деятельностью, указав на то, что решением ответчика за от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Причиной отказа ответчик указал, отсутствие требуемого 30 летнего стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных п/п 20 п.1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В стаж лечебной деятельности не засчитаны следующие периоды:

1)                             с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Бирском психоневрологическом интернате в должности медсестры;

2)                             с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ горда по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

С данным решением не согласна, считает его незаконным, ограничивающим ее конституционное право на социальное обеспечение. Указывает, что в спорные периоды времени исполняла свои должностные обязанности на основании должностных инструкций. Согласно должностной инструкции на должность медицинской сестры назначается специалист со средним медицинским образованием по специальностям «лечебное дело», «сестринское дело», имеющий диплом. В обязанности медсестры Бирского психоневрологического интерната входило самостоятельное оказание медицинской помощи больным, непосредственно находившимся в Бирском психоневрологическом интернате. Должностной инструкцией прямо предусмотрена обязанность медицинской сестры вводить больным лекарственные препараты по медицинским показаниям, останавливать кровотечения, накладывать повязки, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами, правилами и стандартами для медсестринского персонала по оказанию медицинской помощи; так же медицинская сестра должна уметь пользоваться медицинской аппаратурой, владеть техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечной реанимации, владеть техникой снятия ЭКГ и т.д.

Данные функциональные обязанности требуют соответствующего профессионального уровня работника, что обуславливает требование инструкции о наличии специального образования, а так же повышением квалификации. Указанное требование выполнялось наравне с другим медицинским персоналом.

Кроме того, в обязанности медицинской сестры входит непосредственное оказание медицинской помощи больным психоневрологического интерната по мере необходимости.

Считает, что вывод ответчика о том, что должность медицинской сестры в психоневрологическом интернате не предусмотрена Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденный постановлениями правительства РФ от 06.09.1991 года и Перечнем утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, основан на неправильном толковании указанных списков. Системное толкование п.п.11п.1 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и вышеназванных списков, позволяет прийти к выводу о том, что для досрочного назначения пенсии имеет значение не формально точное наименование должности, а суть осуществляемой деятельности. Кроме того, должность медицинской сестры списками предусмотрена, и такое название должности является обобщающим понятием. Весь период ее работы – это оказание лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Указанная работа требует специального образования и постоянного повышения квалификации.

За все периоды повышения квалификации ей начислялась заработная плата, страховые взносы перечислялись в Пенсионный фонд(ст.ст. 112,116 ч.2 КЗоТ РСФСР, ст.ст. 187,167 ТК РФ). Т.е. указанный период времени является страховым, поэтому должен включаться в специальный стаж для назначения трудовой пенсии досрочно как соответствующий требованиям законодательства о пенсиях. Данные периоды времени должны включаться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, по охране здоровья населения, и на основании положений ст. 6 ч.2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч.1 ст.ст. 18,19, 55 ч.1 Конституции Российской федерации, Постановления конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2 – П., Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397(до 01.01.2002 года предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации в стаж работы по специальности).

Просит признать решение ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и отменить его. Признать право Стуколовой Е.Б., на досрочную пенсию по старости. Обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следующие периоды:

1)      с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Бирском психоневрологическом интернате в должности медсестры;

2)      с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ горда по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по основаниям указанным в, иске дополнив исковые требования, просила в случае удовлетворения ее иска назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения к ответчику, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика – ГУ УПФ РФ по РФ в <адрес> и <адрес> РБ ФИО4, ФИО5, иск не признали и просили отказать по основаниям указанным в возражении на иск, при этом суду показали, что отказывая в зачете в специальный стаж периода работы истицы медицинской сестрой в Бирском психоневрологическом интернате руководствовались тем, что на тот момент действовало Постановление Совета министров СССР от 17.12.1959 года № 1379. В указанном перечне ПНИ не были предусмотрены и поэтому зачет в специальный стаж не может быть решен положительно. Кроме того в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях», Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости, утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости, периодов учебы на курсах повышения квалификации.

Представитель заинтересованного лица – Бирской ЦРБ, ФИО6 (дов.№ 665 от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ суду показала, Психоневрологический интернат всегда выполнял функции дома инвалидов, т.к. все находящиеся там люди – инвалиды по психическому или неврологическому типу.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Из показаний сторон и материалов дела следует, что Стуколова Е.Б., обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии 13 апреля 2011 года.

Из решения УПФ № 6 от 22.04.2011 года следует, что Стуколовой Е.Б. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». По мнению УПФ специальный стаж Стуколовой Е.Б. составил 27 лет 02 месяца 12 дней, не достающий стаж 2 года 09 месяцев 19 дней.

В специальный стаж не засчитаны следующие периоды:

1). с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Бирском психоневрологическом интернате в должности медсестры;

2). с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ горда по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Из трудовой книжки Стуколовой Е.Б. и справки ГСУСОССЗН «Бирский психоневрологический интернат» следует, что она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течении целого рабочего дня палатной медсестрой.

Согласно должностной инструкции медицинской сестры палатной Бирского психоневрологического диспансера предусмотрена обязанность медицинской сестры вводить больным лекарственные препараты по медицинским показаниям, останавливать кровотечения, накладывать повязки, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами, правилами и стандартами для медсестринского персонала по оказанию медицинской помощи; так же медицинская сестра должна уметь пользоваться медицинской аппаратурой, владеть техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечной реанимации, владеть техникой снятия ЭКГ и т.д.

В соответствии со ст. 27 п.1 п.п.20 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

П.2 указанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 787 во исполнение ст. 28 вышеуказанного Федерального закона были утверждены списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».

В данный список включена должность медицинская сестра (палатная), учреждение Психоневрологический интернат.

При таких обстоятельствах суд считает, что отказ УПФ о включении периода работы Стуколовой Е.Б. в Бирском психоневрологическом интернате в качестве палатной медсестры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что Постановление Совета министров СССР от 17.12.1959 года № 1379, действующее в указанные периоды, не содержало такого наименования учреждения как психоневрологический интернат, основано на неправильном толковании закона.

ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит прямого указания УПФ о применении при расчете стажа необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, законодательства действовавшего на период исполнения работником своих трудовых функций в определенной должности и учреждении.

Согласно п.11 абз. 3 постановления пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», периоды работы до 1 января 2002 года, могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных актов по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального Закона № 173 – ФЗ.

Т.е. законодатель предоставил УПФ право, при рассмотрении вопроса о назначении досрочной пенсии по старости, в интересах работника, использовать те нормативные акты, которые наиболее полно реализуют его право на социальное обеспечение.

Таким образом из представленных истицей документов, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Стуколова Е.Б. работала в Бирском Психоневрологическом интернате в должности палатной медсестры, осуществляя в соответствии с возложенными на нее должностной инструкцией лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», поэтому данный период подлежит включению в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды нахождения Стуколовой Е.Б. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, во время которых начислялась заработная плата, подлежат включению в специальный стаж, по следующим основаниям:

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня. Согласно ст. 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Согласно материалов дела Стуколова Е.Б, находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, во время которых ей начислялась заработная плата: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку при обучении Стуколовой Е.Б. на курсах повышения квалификацией начислялась заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; на периоды обучения за ней сохранялось рабочее место, необходимость повышения квалификации связана с профессиональной деятельностью, поскольку медицинский работник не может быть допущен к работе без получения специального сертификата, выдаваемого только после прохождения обучения на курсах повышения квалификации, то соответственно данные периоды времени подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что требования истицы о включении спорных периодов в льготный стаж подлежит удовлетворению, а решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Бирском районе и г. Бирск РБ за № 6 от 22.04.2011 г. об отказе Стуколовой Е.Б, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости – отмене.

Учитывая, что судом постановлено включить в специальный стаж Стуколовой Е.Б., периоды ее работы в должности палатной медсестры в Бирском психоневрологическом интернате, периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации (которые в совокупности составляют более 23 лет 11 месяцев), а так же то, что по мнению УПФ недостающий стаж Стуколовой Е.Б., составляет 2 года 09 месяцев 11 дней, суд приходит к выводу, что специальный стаж Стуколовой Е.Б. на 13 апреля 2011 года составляет более 30 лет.

Поэтому суд приходит к выводу, что требование Стуколовой Е.Б., об обязании УПФ назначить ей досрочную трудовую пенсию с 13 апреля 2011 года также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Стуколовой ФИО10 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости - отменить

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ включить Стуколовой ФИО11 в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Бирском психоневрологическом интернате в должности медсестры (палатной);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ горда по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства;

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ назначить Стуколовой ФИО12 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: п/п

Копия верна. Судья Бирского районного суда РБ: Д.В. Недорезков