Дело № 2-454/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 2 мая 2012 года г. Бирск Бирский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Недорезкова Д.В., с участием представителя истца – помощника Бирского межрайонного прокурора Кисличко А.А., представителя ответчика – Беляевой М.Е., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Абрамовой С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бирского межрайонного прокурора в интересах Байрамова Д.А. к Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения установил: Бирский межрайонный прокурор в интересах Байрамова Д.А. обратился в суд с иском к Администрации МР Бирский район РБ о предоставлении жилого помещения указав на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части реализации права на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что Байрамов Д.А. ДД.ММ.ГГГГ окончил НОУ НПО <данные изъяты>. Отец Байрамова Д.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации МР Бирский район № от ДД.ММ.ГГГГ Байрамов Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке. Байрамов Д.А. не имеет закрепленного за ним жилого помещения и состоит в очереди на получение жилого помещения в администрации МР Бирский район с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. №188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.1 Постановления Правительства РБ от 20.07.2007 г. №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке и условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, площадью, не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв.м – для одиноко проживающих детей-сирот 42 кв.м – на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв.м – на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. В соответствии с п.п.6 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Определением Конституционного суда РФ от 05.02.21009 г. №250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что абзац 2 п.1 ст. 8 указанного федерального закона в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом РФ в данном определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Законом РБ от 28.12.2005 г. №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» к государственным полномочиям РБ, передаваемые органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Истцом установлено, что в нарушении вышеизложенных требований законодательства, Байрамову Д.А. по окончанию образовательного учреждения жилое помещение по договору социального найма в течение трехмесячного срока предоставлено не было, тем самым были нарушены его жилищные права, в том числе право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Просит обязать ответчика предоставить Байрамову Д.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории Бирского района РБ по норме предоставления жилого помещения, установленным стандартам и техническим требованиям. В судебном заседании представитель истца – заместитель Бирского межрайонного прокурора Кисличко А.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика – Администрации муниципального района Бирский район РБ Беляева М.Е. в судебном заседании иск не признала, суду показала, что приобретают жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по мере поступления денежных средств. Байрамов Д.А. состоит в очереди под № в заявке на выделение лимита капитальных вложений администрации МР Бирский район на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая направлена ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в Министерство образования Республики Башкортостан. В случае предоставления жилья Байрамову Д.А. во внеочередном порядке буду нарушены права других детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения и их законные интересы. Денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам администрации муниципального образования выделяются из республиканского бюджета. Со стороны администрации муниципального образования Бирский район РБ бездействия, выразившегося в невыделении жилого помещения Байрамову Д.А. нет, в первом квартале 2012 года квартиры были приобретены и предоставлены двум детям-сиротам. По мере поступления денежных средств из республиканского бюджета жилье Байрамову Д.А. будет приобретено и предоставлено, но в порядке очередности. На ДД.ММ.ГГГГ в администрации имеется лимит денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, поступившие ДД.ММ.ГГГГ, на данную сумму будет приобретено жилье для нуждающихся в порядке очередности. Заявка на выделение лимита капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями для детей-сирот направлена. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В соответствии с паспортом 8007 415207, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ОУФМС России по РБ в г. Бирск Байрамов Д.А. родился ДД.ММ.ГГГГ. Как видно из представленных свидетельство о смерти № и № родители Байрамова Д.А. – отец ФИО1 и мать ФИО2. умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, т.е на момент их смерти Байрамов Д.А. не достиг возраста 18 лет. Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал право Байрамова Д.А. на получение вне очереди жилого помещения на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений – на органы исполнительной власти по месту жительства. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом от 24.04.2008 №?48?ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также ст. 121 СК РФ, определяющими, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов РФ, Семейным кодексом, Гражданским кодексом. При этом исходя из положений Федерального закона от 06.10.2003 №?131?ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 №?167. Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства (ОФК), открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация) вправе выбрать между получением указанных субсидий в порядке, предусматривающем учет этих средств на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных ОФК (а в случае их передачи в местные бюджеты – на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных ОФК), или получением этих субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов. Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с п.п.6 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В судебном заседании установлено, что заявление о постановке на учет на получение жилого помещения было подано Байрамовым Д.А. ДД.ММ.ГГГГ. На учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота Байрамов Д.А. был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует протокол № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МР Бирский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Решение общественной комиссии по жилищным вопросам утверждено постановлением № главы администрации муниципального района Бирский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации муниципального района Бирский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Байрамову Д.А. на семью из трех человек предоставлена комната №, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м для временного проживания. Как видно из представленной представителем ответчика заявки на выделение лимита капитальных вложений администрации муниципального района Бирский район РБ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых площадей и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 2012 год, Байрамов Д.А. состоит в очереди под №, общая площадь предусмотренного к выделению жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м, стоимость предусмотренного к выделению жилого помещения – <данные изъяты> рублей. Указанная заявка направлена в Министерство образования РБ ДД.ММ.ГГГГ за исх. №. Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленного представителем ответчика в судебном заседании 27 апреля 2012 года, двум детям-сиротам из указанного списка предоставлены жилые помещения. В соответствии со справкой администрации № от ДД.ММ.ГГГГ остаток лимита средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты> рублей, в том числе <данные изъяты> рублей поступили ДД.ММ.ГГГГ. Кассовый расход составил <данные изъяты> рубля. Таким образом, администрацией муниципального района Бирский район проводятся мероприятия в рамках исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и суд не находит грубого нарушения ответчиком требований данного законодательства. Более того, удовлетворением требований Бирского межрайонного прокурора о представлении жилья Байрамову Д.А. будут нарушены права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди перед Байрамовым Д.А. в списке нуждающихся в жилых помещениях. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Бирского межрайонного прокурора в интересах Байрамова Д.А. к Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан через Бирский районный суд РБ в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2012 года. Судья: п/п Копия верна. Судья Бирского районного суда : Д.В. Недорезков