2-968/12 о предоставлении жилья



Дело № 2-968/12

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

5 октября 2012г. г. Бирск

Бирский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Родионовой С.Р., при секретаре Фильчевой Е.Б., с участием представителя истца Михайлова С.В. - Гилязетдинова Н.М., представителя ответчика Беляевой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Михайлова С.В. к администрации муниципального района Бирский район о предоставлении жилья,

У с т а н о в и л:

Михайлов С.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Бирский район, указав на то, что он является сиротой, его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, через три дня после его рождения, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, когда ему было пять лет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он служил в вооруженных силах РФ. Своего жилья не имеет. Стоит у ответчика в очереди на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ Прошло около двух лет с момента его демобилизации из вооруженных сил, он вынужден с семьей и ребенком жить в съемной квартире.

Просит суд: Обязать ответчика предоставить ему и его семье благоустроенную квартиру в черте г. Бирска общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. И возместить судебные расходы.

Истец Михайлов С.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствии и пояснение к иску, направил своего представителя Гилязетдинова Н.М.

Из пояснения Михайлова С.В. к иску следует, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ему жилья вручили только ДД.ММ.ГГГГ после предварительного судебного заседания. Его как сироту осчастливили как бы квартирой в <адрес> в <адрес>, которая не является жильём. Как указано в абзаце 3 п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , к представляемым квартирам требования к благоустройству должны быть не ниже, чем в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, утвержденном постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

Вот неполный перечень признаков, почему выделенная ему «квартира» является непригодной для жилья и должна быть заменена на другую - благоустроенную. Дом <адрес> деревянный, построен до 1917 года, согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ износ составлял 54%, обветшал и требует капитального ремонта: фундамент под квартирой начал разрушаться; крыша старая прохудела, в углу комнаты образовалась плесень. Высота от пола до потолка всего 2,6 метров, а должна быть не менее 2,7 м. (п.22 Положения); нет водопровода и канализации, хотя в Бирске имеются в наличии централизованные инженерные сети (п. 12 Положения); при входе и выходе в квартиру существует риск получения травмы не только зимой, но и летом. По ней трудно подниматься и спускаться не только старым, инвалидам или детям, но и молодым и здоровым. Лестница оборудована без соблюдения СНиП: уклон 1:1 при норме 1:1.5: ширина лестницы 56 см при норме 105 см.; высота ступени на входной лестнице 20 см. при норме 15 см; ширина 24.5 см при норме 30 см; лестница выполнена из горючего материала ( п.п. 1.24. 1.27 СНиП и п.11 Положения). Лестничная площадка перед входной дверью на высоте 2 метра от земли не обеспечивает безопасность при площади 0.82x1.3 м. и при открывающейся наружу двери. Входная дверь не оборудована двойным тамбуром ( п. 1.28 СНиП). Кухня не имеет естественного освещения ( п. 1.3 СНиП 11-4-79) и не имеет вентиляции. В нарушение требований п. 14 Положения отопление не размещено и не смонтировано в соответствии с нормативными актами: котельная размещена в проходной комнате, то есть через него осуществляется вход и выход из квартиру на улицу, и в случае пожара есть опасность не выбраться; высота котельной всего 2,14 м. при норме 2.5 м.; объём 8.39 куб. м. при норме 15 куб. метров; котельная не отделена от смежных помещений ограждающими стенами с пределом огнестойкости 0,75 ч. с пределом распространения огня по конструкциям равным нулю: дымоход установлен не на должной высоте (не выше 0,5 м. от конька крыши). Межквартирные стены и перегородки некапитальные и не имеют индекс изоляции воздействия шума не ниже 50 ДБ (п.26 Положения). На шесть квартир в доме всего одна перекосившаяся уборная во дворе с двумя очками. Более того, предоставляемое жилье в действительности не соответствует приложенному к договору купли-продажи техническому паспорту (составлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). Так по паспорту имеется в наличии только 3 комнаты: жилая, кухня и прихожая и печное отопление. На сегодняшний день печи нет. В техпаспорте отсутствуют сведения о других помещениях (в прилагаемом чертеже заштрихованы), следовательно, они пристроены самовольно без согласования с архитектурной службой и подлежат сносу. Далее, сведения о газификации в техпаспорте также отсутствуют, то есть котельная смонтирована также в обход нормативных актов, и он не имею права пользоваться газом (о недостатках так называемой котельной изложено выше). Таким образом, в квартире отсутствует отопление (печь демонтирована!). В дальнейшем из-за недостоверности сведений в документации он не сможет приватизировать или обменять квартиру. Вот почему он не может согласиться переехать туда жить с маленьким ребенком и рисковать здоровьем и жизнью, а потому просит обязать ответчика предоставить ему другую благоустроенную квартиру.

Представители истца Гилязетдинов Н.М. в судебном заседании поддержал заявленные Михайловым С.В. требования и озвучил пояснения к иску. На вопросы пояснил, что постановление о выделении Михайлову С.В. жилья он получил только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в администрацию.

Представитель ответчика Беляева М.Е. суду показала, что право истца на получение жилого помещения в соответствии с постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ни каким образом не нарушено. В соответствии с требованиями данного нормативно-правового акта истцу жилое помещение предоставлено. В случае отказа от предоставленной квартиры по адресу: <адрес> истец обязан известить об этом администрацию МР Бирский район РБ. При этом за ним будет сохранено право на включение в заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на 2013 год. Поэтому просит суд в иске отказать. Добавила, что предоставление в данном случае благоустроенного жилья и с учетом членов семьи законом не предусмотрено.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан № 260-з от 28.12.2005 года органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 года детям-сиротам, не имеющим закрепленных жилых помещений, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Пунктом 7 указанного Постановления утвержден Порядок постановки на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Из обстоятельств дела следует и подтверждается материалами дела, что истец Михайлов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно является сиротой:

Его мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ

Его отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о его смерти серии .

В исполнение вышеуказанных требований законодательства распоряжением главы администрации г.Бирска и Бирского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ Михайлов С.В. принят на учет и внесен в льготный список граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке как ребенок-сирота.

Из данных военного билета Михайлова С.В. следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в вооруженных силах РФ.

Из представленных ответчиком доказательств следует, что Администрацией МР Бирский район РБ Михайлов С.В. был включен в заявку на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на ДД.ММ.ГГГГ для приобретения жилого помещения.

В ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР Бирский район РБ был объявлен открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта «Приобретение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма для детей-сирот». В результате данного аукциона по согласованию с Государственным комитетом Республики Башкортостан по размещению государственных заказов был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма для детей-сирот.

По указанному контракту для истца приобретена квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

Постановлением главы администрации МР Бирский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение предоставлено истцу.

Ответчиком не представлено суду доказательств о том, что указанное постановление было вручено Михайлову С.В. до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Михайловым С.В. в администрацию МР Бирский район представлено заявление которым он отказывается от предоставления ему указанной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по тем основаниям, что квартира ветхая, не соответствует требованиям санитарных и технических норм.

Представитель ответчика Беляева М.Е. возражая на иск ссылается на то, что Михайлову С.В. квартира предоставлена, его право не нарушено.

Формально действительно по представленным ответчиком документам следует, что им приняты меры для приобретения Михайлову С.В. жилья.

Однако разрешая данный конкретный спор суд считает, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище, учитывая особый статус детей-сирот, гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений названной категории лиц предусмотрено и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Проанализировав приведенные положения, суд полагает, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей правовой природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них не могут не распространяться общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации

Поэтому суд считает, что предоставляемое Михайлову С.В. жилье должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Доказательства о том, что предоставленная Михайлову С.В. по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ квартира отвечает установленным санитарным и техническим требованиям обязан представить ответчик.

Однако указанные доказательства ответчиком суду не представлены.

Судя по фотографиям указанной квартиры и данным технического паспорта, квартира находится в доме 1917г. постройки, не благоустроенная, износ квартиры составляет на ДД.ММ.ГГГГ 54%. Санузел в квартире отсутствует, туалет во дворе.

Заслуживает внимания и довод Михайлова С.В. о том, что данные техпаспорта квартиры не совпадают с реальными данными по квартире, нет данных о законности газификации квартиры и оборудовании котельной.

При таких обстоятельствах оснований рассуждать, что квартира отвечает установленным санитарным и техническим требованиям у суда не имеется.

Исходя из принципа справедливости, суд полагает, что Государство особо обязано защищать права детей-сирот, поэтому суд полагает, что требования Михайлова С.В. о предоставлении ему именно благоустроенной квартиры обосновано.

Однако суд не может согласиться с требованием истца о предоставлении ему и его семье благоустроенного жилого помещения площадью не менее <данные изъяты> с учетом членов семьи, поскольку данное требование не основано на законе.

В связи с чем, суд полагает необходимым обязать Администрацию муниципального района Бирский район Республики Башкортостан предоставить Михайлову С.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Исходя из того, что иск Михайлова С.В. удовлетворен частично, то на основании ст. 98 ГПК РФ требования истца о возмещении судебных расходов подлежат частичному удовлетворению: в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>., в счет возмещения расходов за услуги представителя с учетом разумности в сумме <данные изъяты>. Т.е. всего с ответчика в пользу Михайлова С.В. в счет возмещения судебных издержек подлежит взысканию <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Михайлова С.В. к администрации муниципального района Бирский район о предоставлении жилья удовлетворить частично:

Обязать Администрацию муниципального района Бирский район Республики Башкортостан предоставить Михайлову С.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Бирска Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Взыскать с администрации муниципального района Бирский район в пользу Михайлова С.В. судебные издержки в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца, с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья: П/П

Копия верна. Судья Бирского районного суда: Родионова С.Р.