ДАТА Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Биробиджан
Биробиджанский городской суд Еврейской автономной области
в составе судьи Коневой О.А.,
с участием:
помощника прокурора города Биробиджана Бузоверовой В.А.,
представителя ответчика Озерова Ю.И.,
представителя третьего лица Тромса С.С.,
при секретаре Бойко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане дело по иску прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению культуры «Областной краеведческий музей» о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязательств,
Установил:
Прокурор города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к областному государственному бюджетному учреждению культуры «Областной краеведческий музей» (далее - ГБУК «Областной краеведческий музей») с иском о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязательств. Свои требования мотивировал тем, что ДАТА ОГПН ГУ МЧС РФ по ЕАО проведена проверка исполнения ГБУК «Областной краеведческий музей» требований пожарной Федерального закона «О пожарной безопасности», правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности, утвержденной приказом от 18.06.2003 года № 315 (НПБ 110-03), правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97) от 13.02.1997 года № 18-7. По результатам проверки в отношении юридического лица был составлен Протокол об административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. В ходе рассмотрения данного Протокола мировым судьей Западного судебного участка г. Биробиджана было установлено, что ответчиком была выполнена часть требований ранее выданного предписания от ДАТА. Вместе с тем, нарушения, указанные в Протоколе НОМЕР, устранены не были.
В соответствии с ФЗ « О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Согласно ст. 37 данного закона соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.
Таким образом, ГБУК «Областной краеведческий музей» не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, в связи с чем, прокуратурой города Биробиджана предъявлено исковое заявление о возложении на ГБУК «Областной краеведческий музей» обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности и обеспечить надлежащее противопожарное состояние на объектах с массовым пребыванием людей. Просил признать незаконным бездействие ГБУК «Областной краеведческий музей», выразившееся в неисполнении обязанностей по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами; обязать ГБУК «Областной краеведческий музей» в срок до ДАТА совершить следующие действия:
- на путях эвакуации для обозначения направления движения людей к выходу установить знаки пожарной безопасности, соответствующие требованиям пожарной безопасности;
- на пути эвакуации со второго этажа (из выставочного зала) на наружную металлическую лестницу через служебное помещение установить самозакрывающиеся двери;
- на первом этаже под лестничным маршем демонтировать помещение, огороженное перегородкой выполненной из горючих материалов;
- в помещениях и на путях эвакуации демонтировать несущие конструкции потолков и заполнение подвесных потолков в вестибюле и фойе, выполненные из горючих материалов;
- на первом этаже в отсеке коридора, ведущего ко второму выходу, установить автоматические пожарные датчики;
- оборудовать помещение для хранения музейных ценностей (хранилища) автоматической установкой пожаротушения;
- изготовить пожарные шкафы из негорючих материалов.
Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика было привлечено Управление культуры Правительства ЕАО.
В судебном заседании помощник прокурора города Биробиджана Бузоверова В.А. поддержала исковые требования в части признания незаконным бездействия ГБУК «Областной краеведческий музей», выразившееся в неисполнении обязанностей по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами; и в части обязания ответчика выполнить действия по шести пунктам. В части обязания ответчика установить на первом этаже в отсеке коридора, ведущего ко второму выходу, автоматические пожарные датчики, отказалась в связи с тем, что данный пункт выполнен. Не возражала против установления ответчику срока выполнения действий по шести пунктам - до ДАТА.
Представитель ответчика Озеров Ю.И. признал исковые требования в части. Суду пояснил, что согласен с тем, что необходимо произвести мероприятия по устранению нарушений в области пожарной безопасности по шести пунктам. Мероприятия по установлению автоматических датчиков выполнены. Не согласен с требованием в части признания незаконным бездействия ГБУК «Областной краеведческий музей». Их организация является бюджетной, все бюджетные средства, которые им выделяются, предназначены для определенных расходов, на другие цели они не могут тратить эти деньги. Бездействия с их стороны не было. В ДАТА государственным пожарным инспектором в их адрес было вынесено Предписание, в котором было 12 пунктов нарушений. На сегодняшний день они устранили нарушения по 6 пунктам (смонтировали аварийное освещение, установили новые аварийные датчики, выполнили иные режимные мероприятия), для устранения нарушений по остальным шести пунктам у них не было денежных средств. На протяжении длительного времени они письменно и устно обращались в Управление культуры Правительства ЕАО для выделения необходимых денежных средств, предоставляли смету расходов. Только в ДАТА были внесены изменения в Закон ЕАО «Об областном бюджете на 2010 года», где было предусмотрено на эти цели 1029000 рублей. Этих средств достаточно, чтобы устранить все имеющиеся на сегодняшний день нарушения, но фактически эти средства еще не предоставлены. В случае предоставления этих денежных средств в июле 2010 года, нарушения они смогут устранить не ранее ноября 2010 года, поскольку для этого требуется проведение конкурса (запроса котировок), заказ материалов и т.п., выполнение трудоемких работ.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления культуры правительства ЕАО - Тромса С.С., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что считает обоснованными исковые требования в части выполнения мероприятий по шести пунктам, остальные требования - необоснованны. ГБУК «Областной краеведческий музей» постоянно информировало их о необходимости выделения денежных средств для выполнения противопожарных мероприятий, просили выделить эти средства и предоставляли Предписания пожарных инспекторов и сметы расходов. Управление культуры правительства ЕАО было в курсе этой проблемы и в свою очередь, информировало об этом правительство ЕАО в лице Финансового управления и каждый год требовали необходимые денежные средства. Но из-за сложной экономической ситуации в последние два года, денежных средств на эти цели не выделялось. Последние годы они работают по кассовым планам, которые предусматривают выделение денежных средств только на самое необходимое (заработную плату, оплату коммунальных услуг). В мае 2010 года были внесены изменения в Закон ЕАО «Об областном бюджете на 2010 года», где было предусмотрено для всех учреждений культуры области 8000000 рублей, в том числе 1029000 рублей для ГБУК «Областной краеведческий музей». Данные денежные средства предполагается выделить в ДАТА.
Представитель третьего лица Правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания были извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства ЕАО.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 34 указанного Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В судебном заседании было установлено, что при проведении с ДАТА по ДАТА плановой проверки ГБУК «Областной краеведческий музей» сотрудниками отдела государственного пожарного надзора г. Биробиджана были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, изложенные в Предписании НОМЕР в 13 пунктах.
В данном Предписании было указано на выявленные нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: на путях эвакуации для обозначения направления движения людей к выходу установлены знаки пожарной безопасности, не соответствующие требованиям пожарной безопасности (пункт 2); на пути эвакуации со второго этажа (из выставочного зала) на наружную металлическую лестницу через служебное помещение установлена раздвижная дверь (пункт 4); на первом этаже под лестничным маршем устроено помещение, огороженное перегородкой выполненной из горючих материалов (пункт 6); в помещениях и на путях эвакуации несущие конструкции потолков и заполнение подвесных потолков в вестибюле и фойе выполнены из горючих материалов ( пункт 8); на первом этаже в отсеке коридора, ведущего ко второму выходу, не установлены автоматические пожарные датчики (пункт9); помещение для хранения музейных ценностей (хранилища) не оборудовано автоматической установкой пожаротушения (пункт 10); пожарные шкафы выполнены из горючих материалов (пункт12). Данные нарушения не соответствует, в том числе пунктам 3, 51, 40, 53 ППБ 01-03; пунктам 6.25* СНиП 21-07-97*; пунктам 1.1*, п.п. 4.4, 4.6, 4.7*, 4.8*, 4.9, 4.11, 4.13, НПБ 151-2000, пункту 3.8 НПБ 160-97, пунктам 12.16, 12.17, 12.20 НПБ 88-2001.
Согласно Акту НОМЕР от ДАТА в ходе контрольной проверки сотрудниками отдела государственного пожарного надзора г. Биробиджана были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, данные пункты Предписания (2,4,6,8,9,10,12) выполнены не были. Из Акта проверки НОМЕР от ДАТА следует, что был выполнен пункт НОМЕР Предписания НОМЕР от ДАТА.
Таким образом, на момент вынесения судом решения ответчиком не были выполнены пункты 2,4,6,8,10,12 вышеназванного Предписания.
Данный факт подтверждается материалами дела и стороной ответчика не оспаривается.
В связи с изложенным, учитывая тот факт, что в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора об обязании ответчика ГБУК «Областной краеведческий музей» выполнить действия: на путях эвакуации для обозначения направления движения людей к выходу установить знаки пожарной безопасности, соответствующие требованиям пожарной безопасности; на пути эвакуации со второго этажа (из выставочного зала) на наружную металлическую лестницу через служебное помещение установить самозакрывающиеся двери; на первом этаже под лестничным маршем демонтировать помещение, огороженное перегородкой выполненной из горючих материалов; в помещениях и на путях эвакуации демонтировать несущие конструкции потолков и заполнение подвесных потолков в вестибюле и фойе, выполненные из горючих материалов; оборудовать помещение для хранения музейных ценностей (хранилища) автоматической установкой пожаротушения; изготовить пожарные шкафы из негорючих материалов, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что сумма затрат на мероприятия и материалы, необходимые для устранения указанных нарушений, составляют 1029000 рубля. В соответствии с Законом области от 12.05.2010 года №742-ОЗ «О внесении изменений в Закон ЕАО «Об областном бюджете на 2010 год» внесены изменения в ведомственную классификацию расходов областного бюджета, в том числе увеличены ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Пожарная безопасность объектов социальной сферы Еврейской автономной области» на сумму 1029000 рублей для ГБУК «Областной краеведческий музей».
С учетом объема данных мероприятий и их стоимости суд считает, что разумным сроком для выполнения указанных мероприятий является ДАТА.
Исковые требования прокурора о признании бездействия ГБУК «Областной краеведческий музей», выразившегося в неисполнении обязанностей по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании было установлено, что администрация ГБУК «Областной краеведческий музей» принимала все зависящее от нее меры по устранению выявленных нарушений, неоднократно обращалась к главному распорядителю бюджетных средств - Управлению культуры правительства ЕАО с просьбой выделить необходимые денежные средства. Постановлением мирового судьи Западного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от ДАТА производство по делу об административном правонарушении в отношении ГБУК «Областной краеведческий музей» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок вышеназванного Предписания государственного пожарного инспектора НОМЕР от ДАТА, было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а именно, отсутствия вины ГБУК «Областной краеведческий музей». Данным постановлением было установлено, что у ГБУК «Областной краеведческий музей» отсутствовали достаточные финансовые денежные средства на выполнение мероприятий, указанных в Предписании. Часть мероприятий по Предписанию от ДАТА была выполнена, то есть, несмотря на отсутствие достаточных средств и дефицит бюджета, руководством ГБУК «Областной краеведческий музей» принимаются меры по поддержанию противопожарной безопасности.
В последующем, администрация ГБУК «Областной краеведческий музей» вновь обращалась к главному распорядителю бюджетных средств - Управлению здравоохранения правительства ЕАО с просьбой выделить необходимые денежные средства.
Согласно Уставу ГБУК «Областной краеведческий музей» является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета на основе сметы. В судебном заседании было установлено, что финансирование ГБУК «Областной краеведческий музей» осуществлялось за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных средств, которые были включены в сметы расходных обязательств. Ассигнований на вышеназванные мероприятия не предусмотрено. Денежных средств на вышеназванные противопожарные мероприятия ГБУК «Областной краеведческий музей» не выделялось.
Производство по делу в части требования об обязании ответчика произвести действия по установке на первом этаже в отсеке коридора, ведущего ко второму выходу автоматические пожарные датчики, прекратить в связи с отказом от иска в этой части.
Суд принимает данный отказ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и интересы иных лиц. Как было выше установлено, данные действия ответчиком выполнены.
Руководствуясь Федеральным законом «О пожарной безопасности», Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 39,45, 56, 103, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению культуры «Областной краеведческий музей» о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязательств - удовлетворить частично.
Обязать областное государственное бюджетное учреждение культуры «Областной краеведческий музей» в срок до ДАТА выполнить следующие действия: на путях эвакуации для обозначения направления движения людей к выходу установить знаки пожарной безопасности, соответствующие требованиям пожарной безопасности; на пути эвакуации со второго этажа (из выставочного зала) на наружную металлическую лестницу через служебное помещение установить самозакрывающиеся двери; на первом этаже под лестничным маршем демонтировать помещение, огороженное перегородкой выполненной из горючих материалов; в помещениях и на путях эвакуации демонтировать несущие конструкции потолков и заполнение подвесных потолков в вестибюле и фойе, выполненные из горючих материалов; оборудовать помещение для хранения музейных ценностей (хранилища) автоматической установкой пожаротушения; изготовить пожарные шкафы из негорючих материалов.
Производство по делу в части требования Прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению культуры «Областной краеведческий музей» об обязании произвести действия по установке на первом этаже в отсеке коридора, ведущего ко второму выходу автоматические пожарные датчики, прекратить в связи с отказом от иска в этой части.
В остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения культуры «Областной краеведческий музей» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.А. Конева