Дело № 2-764/2010 01 июня 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииБиробиджанский городской суд Еврейской автономной области
в составе: судьи Коренчук Ю.В.,
при секретаре Баланевой Т.С.,
с участием истицы Прасловой Л.А.,
представителя истца Зубцовой Л.Е.
представителя ответчика ОАО «КОМПАНИЯ1» Степаньковой Н.В.,
представителя ответчика ЕАО в лице
финансового управления правительства ЕАО Кравцовой Е.В.,
представителя ответчика ФБУ ЛИУ № /НОМЕР/ Сатаровой М.Г.,
представителя третьего лица РФ в лице Министерства финансов РФ Ян А.С.,
рассмотрев гражданское дело по иску Прасловой Л.А. к муниципальному унитарному предприятию «КОМПАНИЯ2» муниципального образования «Облученский муниципальный район», обществу с ограниченной ответственностью ««КОМПАНИЯ3», открытому акционерному обществу «КОМПАНИЯ1», Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства ЕАО, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области, Федеральному бюджетному учреждению «Лечебное исправительное учреждение /НОМЕР/» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области о восстановлении социальных прав на жилищно-коммунальные услуги, -
Установил:
Праслова Л.А. обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области (далее - УФК по ЕАО), муниципальному унитарному предприятию «КОМПАНИЯ2» муниципального образования «Облученский муниципальный район» (далее - МУП «КОМПАНИЯ2» МО Облученский муниципальный район»), обществу с ограниченной ответственностью ««КОМПАНИЯ3» (далее - ООО «КОМПАНИЯ3»), филиалу открытого акционерного общества «КОМПАНИЯ1» (далее - филиал ОАО «КОМПАНИЯ1» «Энергосбыт ЕАО») о признании незаконным отказ коммунальных организаций в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей с учетом мер социальной поддержки.
Свои требования мотивировала тем, что с /ДАТА/ она работает медицинской сестрой в хирургическом отделении больницы ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО, и проживает в ... Облученского района ЕАО, .... На протяжении всего периода работы в больнице ей предоставлялись следующие льготы: бесплатная квартира с отоплением и освещением как квалифицированному специалисту, работающему и проживающему в поселке городского типа, а также проживающим с ней членам семьи. Указанные льготы были установленып.10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930г. «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках», ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1, ст.28 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24.06.1981г. № 5150-Х, ст.59 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983г.
После принятия Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ ответчики с 01.01.2005г. перестали предоставлять Прасловой Л.А. указанные выше льготы и производили начисления по коммунальным платежам и потребленной электроэнергии в полном объеме.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 г. изменение законодателем ранее установленного порядка предоставления льгот и компенсаций гражданам не должно допускать внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Отмена либо приостановление предоставления льгот допустимы только при установлении надлежащего механизма возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Из-за отсутствия нормативных актов о порядке предоставления льгот по коммунальным платежам и непредоставления их ответчиками, Праслова Л.А. вынуждена была оплачивать коммунальные платежи в полном объеме без учета мер социальной поддержки, в результате чего понесла убытки на общую сумму 98 514 рублей 52 копейки, которые просит взыскать с Российской Федерации в ее пользу. Также просит суд признать незаконными отказы ответчиков производить расчеты по квартплате и коммунальным платежам без учета мер социальной поддержки истице и членам ее семьи за периоды: с /ДАТА/ по /ДАТА/ включительно - МУП «КОМПАНИЯ2»; с /ДАТА/ до вынесения решения суда - ООО «КОМПАНИЯ3»; с /ДАТА/ до вынесения решения судом - филиалом ОАО «КОМПАНИЯ1» «Энергосбыт ЕАО»; обязать ответчиков произвести перерасчет по квартплате и коммунальным платежам с учетом мер социальной поддержки истице и членам ее семьи за указанные периоды; обязать Российскую Федерацию сохранить меры социальной защиты в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением Прасловой Л.А., и членам ее семьи до принятия нормативных правовых актов федеральным законодателем.
В судебном заседании истица Праслова Л.А. уточнила свои исковые требования, просила суд признать за ней и членами её семьи право медицинского работника, работающего и проживающего в поселке городского типа на бесплатное пользование квартирой с отоплением и освещением.
Признать незаконным действия МУП «КОМПАНИЯ2», ООО «КОМПАНИЯ3», ОАО «КОМПАНИЯ1» в виде начисления ей платы без учета мер социальной поддержки медицинского работника, работающего и проживающего в поселке городского типа.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «КОМПАНИЯ2» муниципального образования «Облученский муниципальный район», общество с ограниченной ответственностью ««КОМПАНИЯ3», открытое акционерное общество «КОМПАНИЯ1» произвести перерасчет платы за жилье (найм) и коммунальные услуги (отопление и освещение) с учетом мер социальной поддержки медицинского работника.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «КОМПАНИЯ2» муниципального образования «Облученский муниципальный район», общество с ограниченной ответственностью ««КОМПАНИЯ3», открытое акционерное общество «КОМПАНИЯ1» производить начисление платы за жильё и коммунальные услуги с учетом мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в поселке городского типа до принятия соответствующих нормативных актов, устанавливающих условия, размер и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Обязать Еврейскую автономную область в лице финансового управления правительства ЕАО производить финансирование мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в федеральных учреждениях, в сельской местности и поселках городского типа до принятия соответствующих нормативных актов, устанавливающих размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Обязать ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО, УФСИН России в ЕАО заключить договоры с ООО «...» и ОАО «КОМПАНИЯ1» на предоставление мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО.
Суду пояснила, что она проживает в .... Работает в ФБУ ЛИУ /НОМЕР/ УФСИН России по ЕАО медицинской сестрой с /ДАТА/. Ей, как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, положена льгота по оплате за жилье и коммунальные услуги, но эта льгота ей не предоставляется с /ДАТА/. Дом, где расположена квартира, в которой она проживает, сначала находился на балансе колонии. Квартиру она приватизировала в /ДАТА/. Оплату за коммунальные услуги (холодная вода, канализация) производила в бухгалтерию ЛИУ /НОМЕР/. В /ДАТА/ жилье было передано на баланс МУП «КОМПАНИЯ2». После передачи жилья льгота за коммунальные услуги предоставлялась еще некоторое время, она продолжала платить только за холодную воду и канализацию. Для получения льготы она предоставляла справку с места работы о том, что является медицинским работником. Задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги выставляется в извещениях на оплату. Требование о взыскании образовавшейся задолженности в судебном порядке к ней не предъявлялось. Просит удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель истицы Зубцова Л.Е. уточненные исковые требования и доводы истицы поддержала в полном объеме, суду дополнительно пояснила, что право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возникло у истицы до /ДАТА/, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ. Согласно ст. 153 указанного Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1.01.2005г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, указанный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом. Истица пользовалась льготой после 01.01.2005г. Льготы не были отменены, просто прекратилось финансирование. После 01.01.2005г. меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, к которым относится истица, должны устанавливаться Правительством РФ, но до настоящего времени этого не сделано. Поскольку законодательством предусмотрены межбюджетные отношения с субъектами РФ. То именно Еврейская автономная область обязана производить финансирование мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в федеральных бюджетных учреждениях, до принятия соответствующих нормативных актов. Так как ранее льготы оплачивало учреждение, в котором истица состоит в трудовых отношениях, то в настоящее время ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН РФ по ЕАО обязано заключить с обслуживающими организациями договора на предоставление мер социальной поддержки медицинских работников.
Представитель ответчика - ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/ Сатарова М.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что ЛИУ-/НОМЕР/ до /ДАТА/ предоставляло льготы по квартплате и освещению, согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках» за счет собственных средств, поскольку денежная компенсация по данным льготам работникам не предусматривалась. Финансовая помощь на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг не оказывалась с 1994 года. С 2001 года ЛИУ-2 передавало жилой фонд на баланс муниципального образования «Облучений район». В сентябре 2002 года УФСИН России по ЕАО получил от Минюста России разъяснение, из которого следовало, что при переходе в 1994 году на новый порядок определение финансовой помощи регионам расходы на цели по оплате за жильё, отопление и освещение были учтены при определении долей субъектов Российской Федерации в Федеральном фонде финансовой поддержки регионов. В связи с чем льгота на жилье и коммунальные услуги, медицинским работникам ЛИУ-/НОМЕР/ не предоставлялась.
Статья 5 ФЗ от 06.05.2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» признано утратившим силу Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках». Также право на льготу по оплате за жильё, отопление и освещение было закреплено в ч. 2 п. 9 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ), и дополнительной к неё частью 4, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из ст. 63 Основ здравоохранения видно, что речь идет о медицинских работниках специализированных организациях здравоохранения, а согласно ч. 14 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, лечебные исправительные учреждения являются учреждениями уголовно-исполнительной системы, следовательно, действие ст. 63 на медицинских работников ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» не распространяются, тем более что лечебные исправительные учреждения не входят в перечень федеральных специализированных медицинских учреждений. Согласно п.п. 1.2.1 и 1.2.2 п. 1 совместного Приказа Минздрава РФ и Минюста РФ от 09.08.2001г. № 310/241 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ», ЛИУ-/НОМЕР/ является учреждениям здравоохранения уголовно исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Вопросы по урегулированию мер социальной поддержки медицинских работников учреждения относятся к компетенции Правительства РФ. До настоящего момента на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован. Считает, что ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» является ненадлежащим ответчиком по делу. На основании вышеизложенного просила в иске отказать.
Представитель ответчика ОАО «КОМПАНИЯ1» Степанькова Н.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что их коммерческая организация обязана производить гражданам начисления за электроэнергию с учетом льгот по электроосвещению, на основании договора, при соответствующем финансировании данной льготы. Однако в настоящее время договор с ОАО «КОМПАНИЯ1» по предоставлению льгот истице Прасловой Л.А. не заключался, в связи с чем у ОАО «КОМПАНИЯ1» не имеется законных оснований для производства перерасчета и предоставления жилищно-коммунальных льгот. Кроме того, истицей пропущен трех годичный срок для обращения в суд с заявлением о восстановлении её права. Просила в иске Правловой Л.А. отказать.
Представитель ответчика Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства ЕАО Кравцова Е.А. иск не признала, суду пояснила, что Праслова Л.А. работает медицинской сестрой в ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО. Данное лечебное учреждение находится в ведении Федеральной службы исполнения наказаний и финансируется из федерального бюджета. Ранее льготы по предоставлению бесплатной квартиры с отоплением и освещением медработникам, проживающим в поселках городского типа, предоставлялись на основании федеральных актов: постановления ВЦИК и СНК РСРФС от 10.06.1930, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года. Меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Законодатель четко разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Таким образом, предоставление указанных льгот работникам федерального учреждения никогда не относилось к расходным обязательствам ЕАО.
Согласно нормам бюджетного законодательства, разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляется в соответствии с ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Нормы указанного закона не относят к полномочиям субъекта РФ подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, расходы в связи с предоставлением медработникам федеральных учреждений в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2005, 2006, 2007, 2008 года не предусматривались денежные средства субъектам для данной категории граждан.
Вместе с тем, Праслова Л.А. работает в учреждении, которое не относится к специализированному учреждению здравоохранения. В настоящее время у Еврейской автономной области отсутствуют какие-либо обязательства в отношении медработников ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО. В связи с чем считает, что Еврейская автономная область является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика - Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ Ян А.С., суду пояснил, что в ходе судебного заседания истица Праслова не представила достоверных доказательств того, что до /ДАТА/ она пользовалась льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых квалифицированным специалистам, работающих в сельской местности. В настоящее время законодательством не урегулирован порядок по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, работающим в сельской местности. Вместе с тем считает, что истицей попущен срок обращения с данным заявлением в суд, поскольку о нарушенном праве истица стало известно в /ДАТА/, каких-либо уважительных причин пропуска срока истицей не усматривается. Полагает возможным истице в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав пояснения истца её представителя, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании было установлено, что истица Праслова Л.А. является медицинским работником со средним медицинским образованием, работающая в ФБУ «ЛИУ /НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО и проживает в поселке городского типа. Трудовые отношения истицы с ФБУ «ЛИУ /НОМЕР/» возникли с /ДАТА/, то есть до /ДАТА/. Данные факты подтверждаются справками с места работы истицы и представителями ответчиков не оспариваются.
В соответствии с положением ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, которое утратило силу с 1 января 2005 года (Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), врачи, провизоры; работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Из данной нормы следовало, что право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением имели медицинские и фармацевтические работники государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Перечень государственных органов и учреждений, которые относятся к государственной системе здравоохранения, содержится в ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., в государственную систему здравоохранения помимо Министерства здравоохранения РФ, органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, находящихся в государственной собственности и подчиненных органам управления государственной системы здравоохранения медицинских учреждений, предприятий и организаций входили лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями РФ помимо органов Министерства здравоохранения РФ.
Согласно ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции от 29.12.2006г. № 258-ФЗ) в государственную систему здравоохранения помимо федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, находящихся в государственной собственности и подчиненных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации медицинских предприятий, учреждений и организаций входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения: фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из вышеназванных норм не следует, что лечебные исправительные учреждения (которые не являются лечебно-профилактическими учреждениями) входили либо входят в государственную систему здравоохранения.
Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, установлены Законом РФ от 21.07.1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Согласно ст. 5 данного Закона уголовно-исполнительная система включает в себя, в частности, учреждения, исполняющие наказания. Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ст. 6 Закона).
В соответствии с п.п. 9, 14 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, лечебные исправительные учреждения входят в систему органов исполнения наказания.
Из положения о федеральном государственном учреждении «Лечебное исправительное учреждение № /НОМЕР/ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ЕАО» следует, что ФГУ «ЛИУ /НОМЕР/» является лечебным исправительным учреждением для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительным учреждением, по оказанию помощи осужденным, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством РФ.
Таким образом, лечебные исправительные учреждения не являются учреждениями системы здравоохранения, установленной Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Следовательно, на врачей, провизоров, работников со средним медицинским образованием, работающих в лечебных исправительных учреждениях системы исполнения наказаний и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, льгота, установленная частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавшей до 01.01.2005г., не распространяется.
Положение о праве медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением исключено из ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан с 01 января 2005 года Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ.
Одновременно в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, статьей 35 ФЗ РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены изменения в Основы законодательства об охране здоровья граждан, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Изменения вступили в силу 1 января 2005 года.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени Правительством Российской Федерации меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения не установлены.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, истицей не представлено достоверных доказательств, подтверждающих предоставление ей жилищно-коммунальных льгот, на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года.
Как следует, из пояснений представителя ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН по ЕАО Сатаровой М.Г., письменных материалов, что с /ДАТА/ учреждению ЛИУ-/НОМЕР/ ... ЕАО не поступало финансирование из федерального бюджета на компенсацию льгот по коммунальным услугам медицинским работникам, так как был определен новый порядок финансовой помощи регионам. Льготы по квартплате и освещению предоставлялась истице непосредственно за счет работодателя, в связи с тем, что жилой фонд, в котором проживала Праслова Л.А. находился на балансе ГУП ЛИУ-/НОМЕР/ до /ДАТА/.
Учитывая, что истица является медицинским работником ФБУ ЛИУ/НОМЕР/ УФСИН России по Еврейской автономной области, то есть не является медработником федерального специализированного учреждения здравоохранения, жилищно-коммунальной льготой, в соответствии с законодательством до /ДАТА/ не пользовалась, суд приходит к выводу, что в настоящее время Праслова Л.А., как медицинский работник, работающая и проживающая в поселке городского типа, а также членов её семьи не имеет права пользование квартирой с отоплением и освещением, в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что Праслова Л.А. с заявлениями к муниципальному унитарному предприятию «КОМПАНИЯ2» муниципального образования «Облученский муниципальный район», обществу с ограниченной ответственностью ««КОМПАНИЯ3», открытому акционерному обществу «КОМПАНИЯ1» о производстве начисления жилищно-коммунальных услуг с учетом мер социальной поддержки медицинскому работнику, работающему и проживающему в поселке городского типа, и членам её семьи до /ДАТА/ не обращалась.
Из ответа МУП «КОМПАНИЯ2» от /ДАТА/ следует, что МУП «КОМПАНИЯ2» является коммерческой организацией, основанием для предоставления льгот является договор (соглашение) с организацией или учреждением, которое компенсирует затраты по их предоставлению (выпадающие доходы).
Аналогичный ответ предоставило ООО «КОМПАНИЯ3» за /НОМЕР/ от /ДАТА/ и ОАО «КОМПАНИЯ1» филиал Энергосбыт ЕАО от /ДАТА/.
Из пояснений представителя ФБУ «ЛИУ /НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО Сатаровой М.Г. следует, что с жилищными организациями ФБУ ЛИУ-/НОМЕР/ договора не заключают, и не могут заключать, на предоставление льгот по жилью и освещению, в связи с тем, что обязанность по оказанию социальной поддержки медицинским работникам лечебных исправительных учреждений уголовно исполнительной системы Министерства юстиции РФ, в соответствии с законодательством не предусмотрена.
Исходя из того, что УФСИН России по ЕАО с МУП «КОМПАНИЯ2» муниципального образования «Облученский муниципальный район», ООО ««КОМПАНИЯ3», ОАО «КОМПАНИЯ1» договора о предоставлении льгот на отопление и освещение не заключались, суд приходит к выводу, что действия жилищных организации по предоставлению Прасловой О.А. жилищно-коммунальных услуг без учета мер социальной поддержки правомерны. Оснований для производства перерасчета платы с учетом льгот на жилищно-коммунальные услуги и обязании производить начисления платы с учетом мер соцподдержки до урегулирования порядка предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в учреждениях здравоохранения уголовно исполнительной системы Министерства юстиции РФ, не имеется.
В своем заявлении Праслова Л.А. также требует, обязать ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО, УФСИН России по ЕАО заключить договора с МУП «КОМПАНИЯ2» муниципального образования «Облученский муниципальный район», ООО ««КОМПАНИЯ3», ОАО «КОМПАНИЯ1» на предоставление мер социальной поддержи медицинских работников, работающих в ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Исходя из смысла вышеназванной статьи (ст. 421 ГК РФ) суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований истицы о понуждении ФБУ «ЛИУ-/НОМЕР/» УФСИН России по ЕАО, УФСИН России по ЕАО заключить договора с МУП «КОМПАНИЯ2» муниципального образования «Облученский муниципальный район», ООО ««КОМПАНИЯ3», ОАО «КОМПАНИЯ1» к заключению договоров необходимо отказать. Поскольку требования истицы противоречат нормам гражданского законодательства.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.3 ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В судебном заседании установлено, что федеральными законами о федеральных бюджетах на 2005, 2006, 2007, 2008 года дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, не предусматриваются.
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Прасловой Л.А. о понуждении Еврейской автономной области производить финансирование мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в федеральных учреждениях, в сельской местности и поселках городского типа до принятия соответствующих нормативных актов, устанавливающих размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Представителем ответчика ОАО «КОМПАНИЯ1» Степаньковой Н.В., представителем третьего лица Ян А.С. в судебном заседании было заявлено о пропуске срока истицей на обращение в суд с данным заявлением, ссылаясь на то, что истице в 2005 году было известно о том, что ей не предоставляется льгота по жилищно-коммунальным услугам, однако Праслова обратилась в суд по истечении трех лет.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Суд находит довод представителей ответчика, третьего лица о пропуске срока истицей состоятельным, поскольку в судебном заседании установлено, что истице было известно о прекращении предоставления льгот по отоплению и освещению за жильё в /ДАТА/. Праслова Л.А. и её представитель Зубцова Л.Е. в судебном заседании пояснили о том, что истица /ДАТА/ обращалась в профсоюзную организацию ФБУ ЛИУ /НОМЕР/ УФСИН России по ЕАО для разрешения данного вопроса, в связи с чем не пропустила срок на обращение в суд с настоящим заявлением, суд считает данную ссылку не состоятельной, поскольку истица имела возможность одновременно обратиться с заявлением, как в профсоюзную организацию, так и в суд за защитой своего права в течение трех лет с момента, когда узнала о нарушенном праве.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований истицы Прасловой Л.А. должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ст. 56, 57, 98, 194-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Иск Прасловой Л.А. к муниципальному унитарному предприятию «КОМПАНИЯ2» муниципального образования «Облученский муниципальный район», обществу с ограниченной ответственностью ««КОМПАНИЯ3», открытому акционерному обществу «КОМПАНИЯ1», Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства ЕАО, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области, Федеральному бюджетному учреждению «Лечебное исправительное учреждение /НОМЕР/» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области о восстановлении социальных прав на жилищно-коммунальные услуги оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Биробиджанский городской суд ЕАО.
Судья Ю.В. Коренчук