13 октября 2010 года Дело № 2-2211
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Биробиджанский городской суд в составе:
председательствующего судьи Соприкиной И.О.
при секретаре Петреченко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании незаконным бездействие, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Биробиджан обратился в суд с иском к мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании бездействия незаконным. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города Биробиджана проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения в Российской Федерации, по результатам которой выявлены существенные нарушения закона. В ходе проведения проверки установлено следующее. В соответствии с п.2 ст.20 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» далее - Федеральный закон), инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе, установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Абзац 1 ст.21 Федерального закона устанавливает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Статьей 1 Закона Еврейской автономной области от 24.02.2005 года № 452-03 «О размере квоты для приема инвалидов на территории ЕАО» установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. Согласно ст. 24 Федерального закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Частью 3 ст.25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года. 49 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. /Дата/ в прокуратуру города поступило обращение (исх. /Номер/) Государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения г. Биробиджана» в котором указано, что ответчиком, в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства не исполняется обязанность по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства граждан-инвалидов. Так, по состоянию на /Дата/ среднесписочная численность работников ответчика составляет 155 человек. Установленная квота для приема на работу граждан инвалидов составляет 3 человека. Согласно сведений, предоставленных ответчиком, Государственным бюджетным учреждением «Центр занятости населения г. Биробиджана», ответчиком создано 1 рабочее место, на которое трудоустроен один гражданин-инвалид. На сегодняшний день, в Государственное бюджетное учреждение Центр занятости населения г. Биробиджана» от ответчика не поступало информации о создании дополнительно согласно квоте для приема инвалидов двух рабочих мест. В силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры это единая система, осуществляющая надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим, укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры. Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФ, ч. З ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просят признать бездействие мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области по не созданию, не выделению согласно установленной квоте двух рабочих мест для трудоустройства двух граждан - инвалидов; обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в срок до /Дата/ создать, выделить согласно установленной квоте два рабочих места для трудоустройства двух граждан - инвалидов.
В судебном заседании прокурор Казакова О.Н. суду пояснила, что поддерживает заявленные требования, признав бездействие мэрии незаконным, просит создать два места по квоте для инвалидов, срок поддерживает до /Дата/. Среднесписочная численность работников в мэрии города составляет 148 человек. В мэрии работают муниципальные служащие, к которым предъявляются определенные требования, но согласно штатному расписанию имеются работники, которые не являются муниципальными служащими, их 8 человек. Поэтому считает, что, так как в мэрии кроме муниципальных служащих имеются и другие должности то, возможно создать 2 рабочих места для граждан - инвалидов.
Представитель ответчика Копыл И.В. суду пояснил, что не согласен с заявленными требованиями, т.к. к муниципальным служащим предъявляются особые требования, они работают даже в выходные дни. Граждане - инвалиды не могут быть муниципальными служащими, так как у них имеются определенные ограничения по режиму работы, они могут работать только как технические работники. В мэрии отсутствуют вакантные места для приема граждан-инвалидов, на всех должностях уже работают люди. Считает, что в мэрии отсутствует возможность для создания рабочих мест для граждан инвалидов, так как имеется утвержденное штатное расписание, отсутствуют денежные средства.
Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:
7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства;
Законом ЕАО от 24.02.2005 N 452-ОЗ "О размере квоты для приема на работу инвалидов на территории Еврейской автономной области", статьёй 1 установлено, Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.
Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию (ст.9);
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22 Закона № 181-ФЗ).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181- ФЗ (далее Федеральный закон), инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона, ст.1 Закона ЕАО «О размере квоты для приема инвалидов на территории ЕАО» от 04.02.2005 № 452-ОЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов (ст. 24 Федерального закона).
Из представленных документов установлено, что Муниципальное образование «Город Биробиджан» по состоянию на /Дата/ имеет среднесписочную численность работников 148 человек, из которых 5 человек являются муниципальными служащими, исполняющими государственные полномочия, 135 муниципальных служащих не исполняющие государственные полномочия и 8 работников не являющихся муниципальными служащими. Следовательно, квота для приема на работу инвалидов в этой организации соответствует 2,96, то есть 3-м рабочим местам для трудоустройства 3 граждан - инвалидов.
Согласно штатному расписанию и пояснениям представителя ответчика, все рабочие места мэрии города заполнены, вакантных мест нет. Работодателем для восьми человек, не являющихся муниципальными служащими, является глава мэрии города.
Из сведений представленных филиалом в ГБУ «Центр занятости населения г. Биробиджана» в 2009-2010гг. установлено, что рабочие места для инвалидов МО «Город Биробиджан» не выделялись и не создавались. Инвалиды в МО «Город Биробиджан» не работают.
/Дата/ в адрес директора государственного бюджетного учреждения Центр занятости населения, направлено сообщение о том, что в мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО численность работников, занимающих должности, не отнесенных к муниципальным должностям по состоянию на /Дата/ составляет 8 человек, следовательно, квота для приема на работу инвалидов в мэрии города устанавливаться не должна.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал данную позицию.
Суд не может согласиться с данным утверждением, так как закон четко предписывает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота, какое-либо разделение на категории служащих при определении численности законом не предусмотрено, то есть квота для мэрии определяется исходя из общей численности работников.
Из представленных документов видно, что в мэрии имеется одно место по квоте, на котором работает гражданин – инвалид.
Суд не может согласиться с утверждением о невозможности создания рабочих мест в МО «Город Биробиджан» в связи со спецификой работы, то есть муниципальной службой. Федеральный закон не предусматривает каких-либо исключений для организаций определенных отраслей по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов. Напротив согласно ст.ст. 20, 24 Федерального закона обязанность, создавать или выделять рабочие места для приема инвалидов, возложена на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что МО «Город Биробиджан» нарушает требования законодательства, не создало и не выделило согласно установленной квоте в МО «Город Биробиджан» дополнительно 2х рабочих места для трудоустройства 2х граждан - инвалидов. Следовательно, требование прокурора о признании бездействия ответчика незаконным обосновано.
Учитывая, что все рабочие места согласно штатному расписанию в мэрии города заполнены, требование прокурора об обязании ответчика создать в мэрии города 2 рабочих места для трудоустройства 2х граждан - инвалидов подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлено доказательств невозможности выделения либо создания двух рабочих мест, согласно установленной квоте.
Статья 24 закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", гласит,
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Рассматривая вопрос о сроке создания в мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО 2х рабочих мест для трудоустройства граждан - инвалидов, суд приходит к следующему выводу.
Прокурор просит суд обязать ответчика срок до /Дата/ создать рабочие места согласно установленной квоте.
Представитель ответчика возражений по сроку создания рабочих мет, согласно установленной квоте, в судебном заседании не заявлял.
Исковое заявление получено ответчиком в /Дата/, однако согласно ст. 56 ГПК РФ в суд не представлены доказательства невозможности разрешения данного вопроса в указанный прокурором срок.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что мэрия МО «Город Биробиджан» является организацией, в которой работают не только муниципальные служащие, штатное расписание утверждается главой мэрии, суд считает, указанный срок разумным.
Руководствуясь ст. ст. 56, 254-258, 194-199 ГПК РФ, законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г., ст. 333.36 п. 19 НК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании незаконным бездействие - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области по не созданию согласно установленной квоте в мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области двух рабочих мест для трудоустройства двух граждан-инвалидов.
Обязать мэрию муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в срок до /Дата/ создать в мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области два рабочих места для трудоустройства двух граждан-инвалидов.
Решение может быть обжаловано в областной суд ЕАО через суд Биробиджана в течение 10 дней.
Судья Соприкина И.О.